"Черчесов всегда был целеустремленным и дисциплинированным"
В четверг, 15 ноября, сборная России проведет в Лейпциге выездной контрольный матч против команды Германии. Накануне встречи главный тренер немцев Йоахим Лев и полузащитник Серж Гнабри приняли участие в традиционной пресс-конференции.
ЙОАХИМ ЛЕВ: "У НАС СЕЙЧАС НЕТ КЛАССИЧЕСКОГО НАПАДАЮЩЕГО"
– Много лет назад вы в роли главного тренера выиграли чемпионат Австрии с вратарем Черчесовым. Каким он был тогда, как складывались ваши взаимоотношения, и какие качества Черчесова-вратаря вы видите в Черчесове-тренере?
– Когда я приехал в Инсбрук, у него была серьезная травма, он был возрастным игроком. Но во втором круге чемпионата он вернулся и помог завоевать золото.
Я помню, как Россия играла в 2008 году. На сегодняшний день заслуга тренера в том, как играет команда. Как она организована, как обороняется. Она проводит опасные контратаки, профессионально тренируется, у нее в наличии много быстрых игроков. Черчесов всегда был целеустремленным и дисциплинированным.
– Мюллер против Франции вышел только на замену. Он завтра сыграет с первых минут?
– Пока не могу сказать. Давайте подождем тренировку. И потом уже примем решение. После чемпионата мира мы в общей сложности провели примерно три недели вместе. И я уже говорил, что перемены не проходят по нажатию кнопки. Невозможно создать новую команду из ничего, это длительный процесс.
Хорошую команду характеризует комбинация опытных и молодых игроков. Молодые нуждаются в ориентире, им нужны опытные, которые будут подсказывать те или иные вещи. С Францией играло очень много молодых игроков. Нужно отметить, что они не всегда отличаются последовательностью и стабильностью. Но, конечно, у них большой потенциал.
Томас Мюллер, даже несмотря на то, что он не самым лучшим образом играл в последнее время, – это своего рода "тренер", который мотивирует своих молодых коллег. На прошлой неделе я наблюдал за матчем "Боруссия" – "Бавария", и он отыграл этот матч на высшем уровне. Он очень опасный игрок, который может решить исход игры.
– В этот раз не внесли в состав дебютантов. Что должно произойти, чтобы новые игроки попали в состав? И как вы отреагируете, если сборная в Лиге наций перейдет в Лигу В?
– Что произойдет, то произойдет. Понятно, что это не было в наших планах, и придется принять эту ситуацию. Но, как я уже говорил, главное – квалификация на Евро. Во Франции на поле вышло много молодых игроков, им нужно время, чтобы сыграться. Нельзя внезапно заменить шесть или семь игроков.
Мы постоянно наблюдаем за молодыми игроками. Например, за Клостерманном. За теми, кто играет в U-21. Постоянно общаемся с ними, ведем их. Очень важно, что эти молодые игроки уже в раннем возрасте берут на себя ответственность в молодежной сборной. Этот процесс нужно проводить постепенно.
– Кто завтра будет в воротах?
– Мануэль Нойер.
– В нападении будут те же, кто с Францией?
– У нас много вариантов. Юлиан Брандт, который может сыграть и на фланге атаки. Скорее всего, будем играть с тремя игроками в нападении.
– Игра против Франции была намного лучше других матчей в этом году. Нужен ли Германии классический центральный нападающий?
– Было бы, конечно, неплохо, если бы у нас был классный центрфорвард, который объединял бы все качества современного форварда. Например, Кавани или Суарес или Левандовски. Эти игроки не стоят на острие атаки и ждут, когда им отдадут пас. Они активно принимают участие в других атакующих действиях, хорошо играют на втором этаже. У нас нет нападающего такого уровня. После времен Мирослава Клозе мы играли с футболистами, которые есть в нашей обойме. Но дело не в том, чтобы у нас был нападающий такого типа. Важно, чтобы игроки объединяли различные качества, мыслили на поле, принимали быстрые решения. Сане, Ут – игроки, которые тоже могут сыграть в нападении, сильны в комбинационном футболе. В последние годы мы забивали голы в результате комбинаций, а это тяжелая работа. И, как я уже сказал, у нас в Германии сейчас нет классического нападающего.
– Завтра не будет аншлага, ожидается больше 10 тысяч свободных мест. Может, следующие матчи будете проводить на меньших стадионах?
– Это решение принимает футбольный союз. Раньше были четкие правила, какая должна быть вместимость стадионов. Нужно задаться вопросом – а почему наши болельщики не идут на матч сборной? Игра в будний день, в 20.45. Но, возможно, не это – причина, а наши выступления. Также хочу отметить, что это контрольная игра, возможно, и поэтому болельщики завтра не заполнят стадион.
– О чем вы говорили с Черчесовым на недавней встрече тренеров в Ньоне?
– Я видел Черчесова на конгрессе ФИФА в Лондоне. Мы говорили о лыжном спорте в Инсбруке (смеется).
– Вы бы взяли Сержа Гнабри на ЧМ-2018, если бы у него не было травмы?
– Это игрок высокого уровня. Мы уже даже в 2014 году наблюдали за Гнабри, но у него были травмы – одна за другой. Играл в Бремене, в "Хоффенхайме". Сейчас он перешел в "Баварию" и играет очень хорошо. Мне понравилось, как он сыграл в субботу. Против Франции он тоже отыграл на высшем уровне. Когда ему было 17-18 лет, он уже играл в бундеслиге. И сейчас он действительно находится в замечательной форме и может стать важным игроком для нас.
– Как вы можете описать новое поколение игроков? О чем вы с ними разговариваете, как настраиваетесь на работу с ними?
– Будучи главным тренером национальной сборной, нужно заниматься, прежде всего, спортивными элементами игры. Несомненно, я общаюсь со всеми игроками. Иногда с глазу на глаз, иногда в группе. Всегда старался искать контакт с молодыми игроками. Но в основном мы говорим о футболе. Вспоминаю, как мы работали с Ламом и Швайнштайгером. Мы работали 7-8 лет, и с ними было легко находить общий язык. Ты знаешь игроков, их семьи. С молодыми же нужно, прежде всего, познакомиться. Я ищу этот контакт. Важно также проводить теоретические занятия, показывать им видео. Потому что они выросли в такое время, когда это имеет большое значение. Наши игроки очень общительные, они хотят, чтобы им объясняли вещи. Они всегда требуют обратную связь, нормально реагируют на критику. Не вижу принципиальной разницы между ними и предыдущим поколением.
– Вы были на матче Боруссия – Бавария. Матс Хуммельс сказал после игры, что был простужен. В каком он сейчас состоянии? Он еще болен? И как вы относитесь к тому, что игрок выходит на поле, будучи больным?
– Вчера я с ним разговаривал и спросил, почему так произошло и как он себя чувствует. Он мне ответил, что перед игрой он проснулся, и у него был заложен нос. Но у него не было температуры и гриппа. Конечно, игра против "Боруссии" – важнейшая, и каждый игрок хочет выйти на нее с первых минут. В ходе игры, особенно в перерыве, он заметил, что чувствует себя не лучшим образом, не может сконцентрироваться, и дал понять главному тренеру, что его нужно заменить. В перерыве он поговорил с главным тренером и врачом команды.
Хуммельс – очень целеустремленный, амбициозный игрок, хотел играть. Частично я могу его понять. Если бы он изначально сказал, что не хочет и не будет играть, кто-то тоже подумал бы плохое – ведь такая важная игра.
СЕРЖ ГНАБРИ: "БЫЛ УДИВЛЕН ТЕМ, КАК РОССИЯ ИГРАЛА НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА"
– Говорят, в команде появился новый кодекс поведения?
– Поскольку я в октябре не был на сборе команды, не знаю всех нюансов. Поэтому не могу рассказать никаких деталей. У нас очень хорошая рабочая атмосфера, нет никаких проблем.
– Вы очень быстрый игрок. Это врожденный талант или можно отрабатывать на тренировках?
– Думаю, врожденный. Я действительно могу очень быстро бегать. Но и очень усердно работаю, тренируюсь, в том числе в спортзале. Это, конечно, помогает. У нас есть также Тимо Вернер, очень быстрый игрок. Скорость – это большое преимущество.
Я был удивлен тем, как Россия играла на ЧМ и как далеко прошла. Сейчас у них очень много травмированных, к сожалению. Но для нас очень важно сконцентрироваться на нашей игре и победить.
Я всегда хотел играть за границей, в Англии, и мне в раннем возрасте подвернулась возможность играть в Лондоне. Поэтому не отказался от этого предложения, и для моего становления это был очень важный шаг.