"Не считаю себя игроком замены"
Хавбек молодежной сборной России Магомед-Шапи Сулейманов ответил на вопросы болельщиков.
Полузащитник молодежной сборной России и "Краснодара" Магомед-Шапи Сулейманов ответил на лучшие вопросы болельщиков из социальной сети "Вконтакте".
— Как решили стать футболистом?
— Сначала я ходил на борьбу, но мне очень сильно нравился футбол. В какой-то момент я сказал отцу, чтобы тот отвел меня в футбольную секцию. Я начал заниматься футболом каждый день. Хотя тренер по борьбе приходил, переманивал обратно. Говорил, что сделает из меня чемпиона мира. Но у меня появилась любовь к футболу, и по сей день я занимаюсь только им.
— В какой момент поняли, что борьба не ваше?
— Я занимался борьбой с братом, будучи еще очень маленьким. У меня и в борьбе могло всё получиться. Но когда пришел в футбольную секцию, сразу понял, что борьба это не моё, а футбол – моё. Я занимался у многих тренеров и хочу сказать им большое спасибо за то, что они сделали из меня человека. Без них я бы не смог стать футболистом.
МАМА ОТГОВАРИВАЛА ОТ ПЕРЕЕЗДА В КРАСНОДАР
— На кого равнялись в детстве? Были ли кумиры?
— В детстве кумиров не было. Когда стал постарше, начала импонировать игра Лионеля Месси. Следил за всеми его движениями, за тем, как он контролирует мяч. Я считаю, что это лучший игрок на все времена.
— Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с Месси?
— Мне это льстит. Но между Лионелем Месси и мною очень большая пропасть. Я конечно буду стараться много работать и прогрессировать, чтобы выйти на его уровень. Это почти невозможно, но я буду стараться.
— Есть что-то похожее с Лионелем, например, удары?
— Да, удары я часто отрабатываю. Иногда залетают.
— Не иногда, а часто.
— Ну да, часто. Я думаю, всё зависит от того, как мы работаем каждый день и оттачиваем удар.
— Как вы получили приглашение в академию "Краснодара"?
— Мы играли с "Краснодаром" на региональном уровне Южного федерального округа. После игры тренер подошел ко мне и пригласил на просмотр. В итоге я прошел два просмотра, после чего тренер позвонил и сказал, что меня взяли. Я был безумно счастлив. Хотя мама не верила в меня тогда.
— Вы советовались с родителями перед тем, как поехать на просмотр?
— Конечно. Мама отговаривала. Говорила, что у меня не получится. А я считал, что надо попробовать. Но папа переубедил маму. Он у меня любит футбол и сказал: "Конечно, езжай, надо попробовать". Я в 13 лет оказался в академии "Краснодара" и уже 6 лет там.
НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ИГРОКОМ ЗАМЕНЫ
— Когда вы в 13 лет приехали из Махачкалы в академию "Краснодара", голова не закружилась?
— Изначально, конечно, закружилась. Когда я увидел поля, условия, которые там созданы. Я был потерян. Сначала было очень тяжело. Я скучал по родным и близким. Мне не хватало прогулок с друзьями. Ведь когда ты занимаешься, тебе надо чем-то жертвовать. И мы жертвуем тем, что не можем наслаждаться жизнью, как обычные люди. Мы не можем куда-то сходить. Нам приходится больше времени уделять тренировкам.
— Что до сих пор поражает на базе "Краснодара"?
— Столько полей, сколько у нас в академии, нет ни у кого. И их становится еще больше. Президент продолжает строить, хотя, казалось бы, куда уж больше.
— Как приняли в академии? Как проходила адаптация?
— Я до этого переписывался немного с ребятами из академии, и коллектив сразу хорошо меня принял. Там все приезжие. Только два человека из Краснодара. Я сразу быстро влился в коллектив.
— Вы, получается, кого-то уже знали?
— Да, мы переписывались с Ваней Игнатьевым. Потом жили вместе с ним. Потом разъехались, но очень долго жили вместе и в академии, и на всех сборах. Сейчас в сборной тоже живем вместе.
— Когда вас начали привлекать в основной состав "Краснодара", вы оказались рекордсменом?
— Да, мне было тогда 17 лет. Молодежка и основная команда находились на сборах в Австрии. Наставник основной команды Игорь Шалимов начал привлекать меня к тренировкам. Я начал понемногу выходить на поле в играх. Забил гол "Люнгбю". Я почувствовал тогда атмосферу стадиона. Никогда этого не забуду. Для меня это всё как будто было вчера.
— Как пережили ночь после гола?
— Я не такой человек, которому это может снести голову. Я понимал, что это только начало. Что это мелочь, и надо работать больше. Чтобы стать игроком стартового состава, мне предстоит еще много работать.
— Многие считают вас игроком замены. Вы выходите и в стартовом составе, но это происходит реже. Да, выходя на замену, вы забиваете. Но есть ли что-то, что вас в этом не устраивает?
— Я хочу сказать, во-первых, что не считаю себя игроком замены. Просто так получается, что выхожу и забиваю. Я не играю много в стартовом составе, но понимаю, что сейчас для меня это, может быть, даже и лучше. Мне надо работать, чтобы стать игроком стартового состава. Роль игрока подмены меня абсолютно не устраивает. Но, конечно же, когда выхожу на замену, стараюсь показывать максимум. Ведь только так можно пробиться в стартовый состав.
— Чего не хватает, чтобы стать игроком стартового состава? Может быть, "физики"?
— Физически, конечно, тяжело. Когда постоянно выходишь на 20-25 минут, а потом сразу играешь в старте, минуте на 15-й уже начинаешь задыхаться. Но я уверен, что смогу стать игроком стартового состава.
— Какие эмоции испытывали, когда забили "Валенсии"?
— В момент, когда забивал, помню, что мяч отскочил от защитника, передо мной стоял Черышев. Он ушел в одну сторону, я – в другую. Сразу же открылся дальний угол. Понял, что надо бить. Именно туда и пробил. Я хотел ударить именно в дальний угол. Не в "девятку", конечно, но в дальний угол. Такие голы уже забивал. Это было для меня немножко сумасшествие, что мы не прошли в итоге дальше. У меня даже появились слезы на глазах это был очень эмоциональный момент. Видимо, то, что полный стадион скандировал мое имя, оказало психологическое воздействие, и я прослезился, когда праздновал гол.
"МАНЧЕСТЕР СИТИ" – АНГЛИЙСКАЯ "БАРСА"
— Почему вы взяли в "Краснодаре" именно 93-й номер?
— Когда я пришел в молодежку, там номер не выбираешь, тебе его выдают. Мне выдали 93-й, и он за мной закрепился.
— Если в следующем сезоне будет возможность поменять номер, какой возьмете?— Я всегда играл под 9-м номером. Не могу сказать, какие номера будут свободны в клубе в следующем сезоне. Сейчас 9-й номер у Ари. Я не могу подойти сказать: "Ари, отдай мне номер". В принципе от номера ничего не зависит, но если будет такая возможность, то, скорее всего, поменяю его.
— Есть какой-то большой клуб, в который вы хотите перейти в будущем?
— Я, естественно, слежу за играми "Барселоны". Переживаю за них, потому что там Месси. Конечно, мне хочется когда-нибудь там сыграть. Но для этого мне нужно много работать, и сейчас я хочу выступать за "Краснодар", доказывать свою состоятельность. А в будущем не знаю, как всё сложится. Но думаю, если это моё, то от меня не уйдет. Если свыше будет решено, я там поиграю. Если нет – то нет. Никаких предложений ни из России, ни из Европы я не получал. Мне об этом не говорили.
— Если взять конкретную лигу, в какой клуб АПЛ вы бы поехали?
— В "Манчестер Сити". Они играют в классный футбол. Я симпатизирую и "Ливерпулю", но "Манчестер Сити" просто разносит соперника. Это английская "Барса". Правда, хоть мне и нравится "Сити", я почему-то хочу, чтобы в этом сезоне АПЛ выиграл "Ливерпуль". Они давно не побеждали. Очень классная команда. И футбол Юргена Клоппа мне симпатичен.
— Где отдыхаете и куда ходите в Краснодаре?
— Краснодар уже мой родной город, он мне очень нравится. В основном я с друзьями гуляю в торговых центрах, хожу в кино. Меня можно часто встретить в торговых центрах и, конечно же, в нашем парке, который построил президент. Там тоже хорошая атмосфера.
— Есть какое-то хобби, помимо футбола?
— Нет, хобби нет. Я постоянно смотрю футбол либо тренируюсь. Времени ни на что больше нет.
— Что смотрите на YouTube?
— Смотрел пару выпусков "Красавы". Но в основном смотрю видео на религиозные темы. Особо в YouTube не зависаю.
В АКАДЕМИИ ПОДМЕНЯЛ ТЕЛЕФОН, ЧТОБЫ ПОСИДЕТЬ В ИНТЕРНЕТЕ
— Готовы ли вы играть за национальную сборную России, уже на взрослом уровне?
— Готов я или нет, это не мне решать. Если тренерский штаб посчитает, что я нужен, меня вызовут. А если тренеры считают, что пока рано – значит, рано. Где бы я ни был, буду очень стараться.
— Как вам матч с Бельгией?
— Бельгия – первая в мировом рейтинге ФИФА. Есть множество классных футболистов, таких как Азар. Но наши выглядели неплохо.
— Может быть, за кого-то в сборной переживали персонально?
— Я переживал за всех, потому что это главная сборная страны. Да, они проиграли, но показали максимум, старались сравнять счет, победить. Я думаю, их нельзя упрекнуть, что они проиграли лучшей сборной мира.
— Самый безумный поступок, который вы когда-либо совершали?
— Честно сказать, не знаю. Сейчас вспоминаю, что мы делали в академии "Краснодара" и, честно говоря, ничего такого не могу вспомнить. Потому что за нами следили воспитатели. Ничего такого сделать было невозможно.
Единственное, что я помню, когда у нас в академии отбирали телефоны, я нашел второй такой же телефон, как у меня, и подменял их, чтобы ночью посидеть в интернете. Единственное, тренер это иногда замечал, и мы от него конкретно получали. Тогда он мог на неделю сам забрать телефон. Тебе давали телефон раз в день, просто для того, чтобы пообщаться с родителями. Вот так и наказывали.
— Бывали ли такие ситуации, что вы командой брали мяч, уходили на самое дальнее поле и играли в футбол в неположенное для этого время?
— Да, такие ситуации были. Но наставники других команд, которые нас видели, говорили потом об этом нашему тренеру, и он нас ругал. Была ситуация, когда мы остались летом на базе, нам нужно было сдавать экзамены, играть в футбол было нельзя, все мячи были на складе. Мы купили свой мяч и коллективом из 12 человек каждый день ходили играть в футбол.
— Самое завораживающее место в Краснодаре?
— Сейчас, я думаю, это стадион и парк рядом с ним.
— Насколько отличаются тренировки в клубе и сборной? Быстро ли привыкли к требованиям Михаила Галактионова?
— Тренировки в сборной и "Краснодаре", конечно, отличаются. В сборной все работают на максимальных скоростях, земля на тренировках горит. Это происходит потому, что в "Краснодаре" футболисты квалифицированнее, знают, когда нужно успокоить, а когда нужно взвинтить темп. Планы тренировок в клубе и сборной, конечно, отличаются.
ПЕРЕЙРА – КАК ФУТБОЛЬНЫЙ ОТЕЦ
— Насколько хорошо в главной команде "Краснодара" относятся к молодежи? Есть ли дедовщина?
— Когда я попал в главную команду "Краснодара", был приятно удивлен тому, что никто тебе не говорит: "Я мастер, а ты только пришел". Наоборот, все стараются друг другу помогать, дают советы. Смотря на партнеров, ты быстрее адаптируешься. Понимаешь, что они такие же простые люди, пусть и "звезды" на поле. Для меня это очень приятно.
— Кто из легионеров в клубе помогал вам больше всего?
— Лаборде и Перейра. Сейчас я больше общаюсь с Перейрой. Маурисио часто мне подсказывает, он мне как футбольный отец. Но я со всеми хорошо общаюсь. Особенно с латиноамериканцами, они очень добродушные. Но и скандинавские ребята, как и все остальные, очень добрые.
— Каким своим поступком или достижением вы больше всего гордитесь? Есть ли что-то, о чем сожалеете?
— Я никаким своим поступком не горжусь. Я не такой человек, чтобы чем-то гордиться. Сожалею ли я о чем-то? Я думаю, что всё, что происходит в жизни, всё так и должно быть. По-другому быть не может. Всем управляет Всевышний. Я придерживаюсь такого мнения.
— Самый запоминающийся момент в карьере?
— Я выделю два гола. Первый гол за "Краснодар" и последний мяч, который забил "Валенсии". Он самый эмоциональный для меня. А первый гол – исторический.
— Какой вопрос вы бы хотели, чтобы вам задали, но его никогда не задают?
— Религиозные вопросы мне никогда никто не задавал. Но вопрос относительно религии мне было бы интересно услышать.
— Насколько для вас важна религия?
— Она для меня на первом месте. Это всегда большая работа в духовном плане. Я не скажу, что придерживаюсь всех религиозных моментов, но буду стараться к этому прийти. В прошлом году, когда я был в Махачкале, этот период совпал с месяцем Рамадан. Мы держали пост, ходили в мечеть. В это время ты поднимаешь планку, и тебе становится легче.
— Сложно ли соблюдать пост и при этом играть в футбол?
— Это сложно, но терпимо. Я думаю, это не сказывается на футболе.
— Когда приезжаете в Махачкалу, узнают на улицах?
— Да, но в Краснодаре болельщиков больше. Я стараюсь не обращать на это внимание, просто играю в футбол и получаю удовольствие от него.
— За чем еще следите в мире спорта?
— Слежу за выступлениями наших бойцов. Таких, как Хабиб Нурмагомедов. Они прославляют нашу маленькую родину — Дагестан, прославляют Россию, за них реально переживаю.
— Насколько вы азартный человек?
— На самом деле я очень не люблю проигрывать, даже на тренировках. Если мы проигрываем на тренировках, я бываю недоволен. Мурад Олегович часто говорит мне: "Убери эмоции, успокойся".
— Из-за этого случаются стычки на тренировках?
— Да, конечно, случались. В основной команде – нет. Но в академии бывало, что даже дрались. Но после драки отношения с человеком становились даже как-то теплее. Это, наверное, у всех бывало.
СУЛЕЙМАНОВЫХ МНОГО, ШАПИ – ОДИН
— Сильно ли прибавили под руководством Мусаева?
— Да, я сильно прибавил во многих компонентах. Он разрешает мне брать игру на себя. Когда выхожу на поле, говорит: "Получай удовольствие и бери больше на себя".
— Как футболисты относятся к тому, что вы часто берете игру на себя?
— Говорят: "Бери на себя, но иногда смотри на партнеров".
— Почему у вас на футболке написано "Шапи"?
— Это была идея клуба. Они сказали: "Сулеймановых много, а ты, Шапи, такой один".
— Если попадете в главную сборную страны, что будет написано на футболке?
— Сначала надо туда попасть, а потом я подумаю над этим.
— Хотелось бы поиграть в национальной сборной?
— Любому футболисту хотелось бы поиграть в национальной сборной. Мне еще нужно для этого много работать, но в любом случае решать будет Станислав Саламович.
— Какая ваша главная мечта?
— Если говорить о главной личной мечте, то выиграть "Золотой мяч". С командой я бы хотел выиграть Лигу чемпионов. Вообще я хочу, чтобы в мире не было войн. Сейчас проливается очень много крови неповинных людей.
— Когда будете ждать вызова в национальную сборную России?
— В этом году, думаю, нет. Надо еще много работать и поиграть за молодежную сборную. Но в следующем сезоне буду ждать.
Ссылки по теме