В пятницу, 26 апреля, прошло заседание исполкома Российского футбольного союза. На нём были утверждены концепция развития национальной сборной России, стадион на котором пройдёт Суперфинал FONBET Кубка России 2023/24, а также формат Суперкубка страны. После заседания президент РФС Александр Дюков ответил на вопросы журналистов.
– Вопрос о матче «Ахмат» – «Сочи». Гости просили перенести матч, который в итоге состоялся. Была ли возможность его перенести и если да, то почему он состоялся?
– По регламенту перенос матча был возможен только при возникновении форс-мажорной ситуации. К очевидным форс-мажорам относятся, например, экстремальные погодные условия. В данном случае их не было. Таким образом, у «Сочи» был выбор выйти на эту игру или не выйти, а потом на КДК доказать, что форс-мажорные обстоятельства не позволили им принять участие в матче. Команда «Сочи» приняла решение выйти на эту игру.
Максим Митрофанов, генеральный секретарь РФС:
– В этом же разделе регламента, это шестая статья, содержится процедура принятия такого решения. По ней эта ситуация не дошла до РФС, поэтому у нас не было оснований рассматривать этот вопрос. Это формальность, но она важна.
– Не кажется ли вам, что тогда надо менять регламент, чтобы решения в таких случаях могла принимать лига?
Максим Митрофанов, генеральный секретарь РФС:
– Мы провели консультации по этому вопросу уже после зимней части чемпионата и предложили вариант. Пока, в этом сезоне, лига предпочла его не реализовывать, а внести в регламент следующего сезона. А процедура, о которой мы говорим, начинается с заявления в РФС от лиги. Именно лига должна констатировать наличие тех или иных обстоятельств. Поскольку данного заявления не было, у РФС не было оснований рассматривать данный вопрос.
– Исполком утвердил концепцию деятельности сборных команд в период санкций, в чем ее суть?
– Концепция определяет принципы и подходы работы с вертикалью сборных команд. Мы считаем, что одна из задач РФС – обеспечить функционирование и развитие вертикали. Это важно не только чтобы быть готовыми играть на высоком уровня после снятия ограничений.
Во-первых, мы видим большой интерес болельщиков к матчам национальной команды. Это подтверждают последние игры, заполняемость стадионов и телевизионные рейтинги. Во-вторых, сборные – важный инструмент для развития молодых футболистов. Понятно, что они тренируются в своих академиях и клубах, но занятия в сборной с другими партнерами и тренерами дает этим сильным, обладающих высоким потенциалом футболистам, дополнительные возможности развития. Исходя из этого, мы считаем, что вертикаль сборных должна сохраняться, а команды должны быть обеспечены инфраструктурой и хорошими соперниками.
– Почему концепция утверждена только сейчас, а не сразу после отстранения?
– Решение о том, что нам надо сохранить вертикаль сборных было принято сразу. Все это время мы работали по принципам, заложенным в концепции, сейчас мы пришли к выводу, что ее надо дополнить и формализовать.
– В концепции упоминается коммерческий турнир сборных команд, что можете о нем рассказать?
– Мы считаем, что такой турнир был бы более интересен болельщикам, чем отдельные товарищеские матчи. РФС занимается его организацией. Мы сообщим подробности после того, как будут достигнуты конкретные договоренности. Турнир может пройти в 2025 или 2026 году.
– Будет ли продлён контракт с Валерием Карпиным? Довольны ли вы его работой?
– Мы удовлетворены работой Валерия Георгиевича с командой и заинтересованы продолжить сотрудничество. Однако сейчас «Ростов» решает свои задачи в чемпионате России и продолжает борьбу в Кубке России. Поэтому, мы договорились о том, что вернемся к вопросу продления контракта в конце мая.
– Исполком утвердил «Лужники» в качестве стадиона, где пройдёт Суперфинал FONBET Кубка России 2023/24. Не боитесь, что если в финале не будет «Cпартака», то трибуны останутся незаполненными?
– Финал Кубка страны – значимое событие для всех любителей футбола, а не только для болельщиков команд, которые будут играть в этом матче. У нас нет таких опасений, мы считаем, что сможем обеспечить полную посещаемость. У нас не было других заявок от других стадионов на проведение этой игры.
– Игрок «Рубина» после матча с «Зенитом» пошутил про «деньги на карту» от «Краснодара», а теперь его слова будут рассматривать на комитете по этике. Не считаете, что наказывать футболиста за шутку – странно?
– Я люблю хороший юмор, у нас есть для него много тем и возможностей. Но, в данном случае, речь шла об оказании финансового влияния на результат матча. Поэтому, комитет по этике должен разобраться. Давайте дождемся рассмотрения этого вопроса, посмотрим какое решение примут. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы футболисты открыто общались с журналистами и болельщиками, но у официальных лиц матча должны быть границы. Например, нельзя использовать нецензурную брань. Уверен, что этот баланс будет найден игроками РПЛ.
Максим Митрофанов, генеральный секретарь РФС:
– По моему заявлению комитет по этике проанализирует это заявление. Все-таки, оно бросает тень на честность «Краснодара» и «Рубин». Надо понимать разницу между шуткой в раздевалке после матча и заявлением в прямом эфире федерального канала. Это два разных случая.
– Почему в июне у сборной России будет только один матч с Белоруссией?
– Такое решение было принято из-за плотного графика футболистов, которые проводят очень интенсивную весну, играя, в том числе, два раза в неделю. Матч состоится в июне. В данный момент мы с коллегами из Беларуси обсуждаем точную дату.
– Что обсуждалось на исполкоме в пункте повестки про Суперкубок?
– Мы не обсуждали место проведения, оно должно быть выбрано за месяц до даты матча. Мы постараемся сделать это раньше. Сегодня утвердили текущий формат, когда суперкубок проходит в один матч. Рассматривались разные варианты, но было принято решение сохранить всё как есть, определить победителя по результатом одной игры
– Что сейчас происходит с переговорами с УЕФА?
– Вы знаете, что мы находимся в диалоге, но, если откровенно, сейчас он на паузе. УЕФА и РФС довели друг до друга свои позиции, привели свои аргументы. Вы знаете, что ранее УЕФА принял решение, которое разрешало участие сборной России U17 участие в чемпионате Европы, но оно так и не было реализовано. Сейчас мы считаем, что мяч на половине поля УЕФА. Если они найдут техническое решение и включат сборную России в состав участников следующего чемпионата Европы, мы сделаем шаг вперед по возвращению наших команд в официальные турниры под эгидой УЕФА. Возможность смены конфедерации у нас также сохраняется.
– Наши арбитры работают на матчах в Саудовской Аравии. Вроде бы речь шла о двустороннем обмене, почему их судьи не работают у нас?
– В первую очередь мы признательны коллегам из Саудовской Аравии за приглашение наших судей. Знаю, что Саудовская Аравия удовлетворена работой наших бригад и продолжит этот опыт. Что касается работы саудовских судей на наших матчей – этого пока не происходит в силу технических причин. Дело в том, что согласно документам Министерства спорта России, обслуживать матчи чемпионата России могут только арбитры с определенными российскими категориями, которых нет у коллег из Саудовской Аравии. Это исключительно бюрократический вопрос, над решением которого ведётся работа. В любом случае, нашей основной задачей было дать российским судьями получать практику на международном уровне.
– В 2025 году заканчивается срок ваших полномочий. Будете ли вы снова выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах президента РФС?
– Мне безусловно интересна и важна эта работа. Я участвовал в разработке стратегии развития футбола в России до 2030 года. В соответствии с ней, РФС запустил большое количество программ по развитию, в том числе, в детско-юношеском, массовом, женском футболе. Они успешно реализуются, но еще не доведены до конца. Но все же, время до выборов еще есть, поэтому сейчас не хотелось бы делать каких-то заявлений.
– После испанского «эль-классико» испанская федерация оперативно опубликовала переговоры судей. Сможет ли Милорад Мажич пойти на такое, после действительно важных матчей?
– Правильно задать этот вопрос руководителю департамента судейства Милораду Мажичу или главе судейского комитета Павлу Каманцеву. РФС выступает за открытость, но наш департамент судейства считает важным следовать рекомендациям ФИФА и ИФАБ. Насколько я знаю, действия испанской лиги не совсем соответствуют их рекомендациям. Безусловно, мы готовы обсуждать такую возможность. В конце сезона подведем итоги работы, после чего вполне возможны какие-то изменения.
– Недавно наши арбитры стали объявлять решения, которые приняли после просмотра ВАР. Как вам эта практика?
– Давайте подведем итоги в конце этого сезона.
– Может ли следующим шагом стать объяснение судей своих решений? Например, в интервью сразу после окончания игры?
– Повторюсь, что в целом РФС выступает за открытость и прозрачность. Это возможно, но мы в своей деятельности стараемся следовать рекомендациям ИФАБ и ФИФА. У нас есть департамент судейства, который может принимать такие решения.
– Как вы оцениваете работу Милорада Мажича на своем посту?
– Я вижу определенный прогресс. Вы знаете, что мы ведем учет ключевых ошибок судей, которые влияют на результаты матчей. Сейчас мы видим хорошую динамику и снижение количества таких ошибок.
– Матч сборной России и Парагвая был отменён. Может ли он состоятся позднее?
– Мы договорились, что обязательно проведем эту игру. К сожалению, в этом году это уже невозможно, потому что у парагвайских коллег есть договоренности с другими командами на все окна, в которые мы можем играть. Но в 2025 или 2026 году обязательно сыграем с ними в России.
– В Первой лиге за выход в РПЛ борются пять клубов. Насколько каждый из них готов к этому с точки зрения финансов и инфраструктуры?
– Степень готовности разная, но мы рассчитываем что каждый из клубов будет готов играть в Премьер-лиге, если получат такую возможность по спортивному принципу.
– «Зенит» и ЦСКА сыграют в финале верхней сетки Кубка. При этом, в этом сезоне проигравший клуб не будет играть в финале нижней сетки. Не кажется ли вам, что это несправедливо и делает путь в Суперфинал через нижнюю сетку более легким?
– Этот вопрос обсуждался. Были аргументы за и против. Все клубы выступили за то, что этот дополнительный матч не нужен. Это решение клубов и основного партнера турнира. Формат кубка России – это не догма. Считаю, что в нынешнем виде он достаточно удачный – формат нравится клубам, он позволил увеличить доходы. При этом, у него есть как преимущества, так и недостатки. Его всегда можно доработать.