Академия РФС: "Тренер – это ключ к успеху"
Академия РФС представляет краткие конспекты совместного курса с УЕФА для топ-тренеров российского футбола
Академия РФС представляет краткие конспекты совместного курса с УЕФА для топ-тренеров российского футбола
С ноября 2020 года Академия Российского футбольного союза совместно с УЕФА запустила уникальный курс по повышению квалификации для тренерских штабов футбольных клубов Тинькофф Российской Премьер-лиги и слушателей тренерской программы на соискание лицензии "Pro-УЕФА".
Ниже можно подробнее ознакомиться с темами и краткими конспектами лекций, с которыми ведущие европейские футбольные эксперты выступали перед российскими специалистами.
Перед стартом курса руководитель службы УЕФА по тренерскому образованию и техническому развитию Франк Людольф рассказал об истории и значении Тренерской конвенции, которая была создана в 1998 году и сейчас подписана всеми членами УЕФА. В 2020-м УЕФА обновил данный документ, с которым можно ознакомиться здесь.
"Мы хотим установить самые высокие стандарты образования тренеров, — отметил Людольф. — Не хотим стагнации, поэтому конвенция постоянно обновляется, чтобы вы развивали игру дальше. Тренер — это ключ к успеху, его подготовка обязана постоянно варьироваться, быть регулярной, многоуровневой. Национальные ассоциации должны инвестировать в подготовку тренеров, для этого нам нужны правильные методики".
Представитель УЕФА затронул и проблемные моменты. Он, к примеру, обратил внимание, что, согласно статистике, доля женщин среди тренеров составляет всего 6% и УЕФА планирует прикладывать усилия, чтобы женщины были больше вовлечены в образовательные процессы.
Модуль №1: тренды современного футбола
"Тренды современного футбола" — именно с этой темы начался совместный курс Академии РФС и УЕФА. Перед слушателями курса выступил Патрик Боннер — технический эксперт УЕФА, в сферу интересов которого входит аналитика современного футбола, а также роль голкипера в игре команды. Он поделился данными технических отчетов, сделанных на основе матчей Лиги чемпионов и Лиги Европы.
Среди современных тенденций он выделил рост числа голов в еврокубках. "Большинство мячей забивают ударом в касание из штрафной — это тоже тенденция", — пояснил эксперт.
На примере ведущих европейских команд Боннер рассказал об организации обороны во время атакующих действий, особенностях ввода вратарем мяча в игру, а также об изменившейся в последние годы роли голкипера и крайних защитников (теперь они все чаще вовлечены в атакующие действия).
Также эксперт разобрал системы игры "Баварии" (владение мячом, высокие интенсивность и прессинг) и мадридского "Атлетико" (глубокая оборона с быстрым переходом в атаку). Была затронута проблематика противостояния "небольших" команд футбольным "грандам".
По итогам лекции состоялось ее обсуждение, активное участие в котором приняли главные тренеры российских клубов, выступавших в Лиге чемпионов в сезоне 2020/21 — Сергей Семак ("Зенит") и Мурад Мусаев ("Краснодар"). Российские специалисты уверены, что большой разницы в функциональной подготовке игроков их команд и соперников нет.
Проблема в их понимании заключается в другом: футболисты клубов РПЛ не привыкли играть под постоянным давлением. В российском чемпионате подобные условия сопернику способны создать лишь несколько клубов, тогда как в еврокубках с этим приходится сталкиваться в каждом матче.
Завершился модуль обращением к коллегам главного тренера национальной сборной России Станислава Черчесова. "Я рад, что дан старт образовательному курсу, который позволит нам друг друга услышать и обменяться мнениями. Важно не вариться в собственном соку, а развиваться. Прекрасно понимаю проблемы, озвученные коллегами. Со своей стороны готов делиться любой информацией и рассказывать о том, как мы распоряжаемся игроками в сборной".
Модуль №2: роль вратаря в современном футболе
Спикером второго модуля вновь стал Патрик Боннер, который в этот раз выступал уже в статусе эксперта по игре вратарей. Боннер провел 80 матчей за национальную сборную Ирландии и долгое время являлся рекордсменом команды по количеству матчей среди голкиперов. После завершения карьеры ирландец сфокусировался на изучении роли вратарей в современном футболе.
"Когда я начинал карьеру нужно было хорошо прыгать и защищать ворота, а сейчас важна скорость. Это изменило роль вратарей", — рассказывает Боннер. "Сегодня примерно 70% действий голкиперы выполняют ногами, и эта цифра продолжает расти. При этом многое зависит от требований главного тренера команды, того стиля, который он стремится поставить".
В современном футболе на поле вратарь руководит организацией игры оборонительного блока. Он помогает защитникам занять правильную позицию и контролировать оппонентов. Эксперт отметил 4 важных компонента в игре вратаря: техника, тактика, физическая готовность и психология.
"Принцип организации обороны, готовность, владение знаниями и навыками тактической организации команды, инициативность — все это идет в дополнение к техническим навыкам. Этим обязательно нужно заниматься", — подчеркивает экс-вратарь сборной Ирландии. "Если говорить о технико-тактическом оснащении, то ключевой фактор — умение вратаря занять верную позицию и оставаться на ногах до конца игрового эпизода".
При атакующих действиях голкиперу важно: понимать ход игры и уметь "читать" ситуацию; занимать оптимальную игровую позицию; оценивать риски угрозы своим воротам; использовать возможности для начала и развития атаки; обладать техническим мастерством.
Важным нововведением, которое повлияло на тактику начала атак от вратаря, стало разрешение защитникам входить в штрафную для получения мяча при ударе от ворот. Это привносит новые идеи для начала атаки.
"Ключевой фактор при начале атаки вратарем — оценить риск при выполнении действия. Вратарь должен задать себе вопрос: что он и команда получат, после выполнения именно такой передачи, и чем может обернуться неудачное действие", — поясняет Боннер.
Боннер также рассказал, что в зарубежных клубах тренер вратарей теперь работает не только с голкиперами, но и с блоком обороны, ассистент тренера работает с блоком атаки, а главный тренер контролирует весь тренировочный процесс.
При этом во время отработки общих упражнений группа обороны не знает, как будет действовать группа атаки и наоборот. Это максимально приближает тренировочный процесс к реальной игре. Общение Главного тренера с игроками во время выполнения тренировочных заданий происходит через помощников.
Модуль №3: успех ФК "Саутгемптон" и ДНК Футбольной ассоциации Англии
Лес Рид считается одним из самых авторитетных специалистов в английском футболе: на протяжении почти 10 лет он работал в "Саутгемптоне", на протяжении карьеры неоднократно в различной роли сотрудничал с Футбольной ассоциацией Англии, во время третьего прихода в которую в 2018-м стал ее техническим директором.
Рид пришел в "Саутгемптон" в 2009-м, когда команда играла в третьем по силе английском дивизионе, но уже спустя три года его работы клуб вернулся в Премьер-лигу.
"Когда я пришел в клуб техническим директором, передо мной стояла задача через 5 лет вернуть его в элиту английского футбола. Кроме того, команда должна была играть в интересный футбол, который нравится зрителям. Также мы должны были стремиться, чтобы основная команда наполовину состояла из игроков, прошедших нашу академию, — рассказывает Рид. — Для этого нужно было сделать клуб привлекательным для игроков, но это было очень сложно. Ведь к тому моменту мы только что прошли через процедуру банкротства".
В итоге клубом было принято решение вкладывать поступавшие средства не в покупку дорогих состоявшихся футболистов, а в развитие собственной инфраструктуры и подготовку молодых игроков внутри системы клуба. "Цели должны быть обязательно долгосрочными. И когда наша команда терпела неудачи, мы садились вместе и смотрели на эти цели, чтобы ответить на вопрос, все ли правильно мы делаем. Понимали, что эти поражения временные, и работали дальше", — вспоминает Рид.
Особое внимание в общении со слушателями курса Рид уделил своей работе на позиции технического директора Футбольной ассоциации Англии, которую он занимал до конца 2020 года.
"Если в "Саутгемптон" я приходил, когда клуб был банкротом, а в штате было несколько сотрудников, то в момент моего перехода в ФА, она была на вершине успеха. Технический департамент состоял аж из 300 человек!", — отмечает он.
В момент прихода Рида в Футбольную ассоциацию, философия организации состояла из трех пунктов: "Планируем — делаем — проводим разбор". Подход к работе был пересмотрен после одной из неудач молодежной сборной (U21). В 2019 году к цепочке было добавлено еще 3 этапа, и она стала выглядеть так: "Анализируем и планируем — делаем — проводим разбор — адаптируем — эволюционируем".
"Я сделал это, потому что мы перестали работать над собой, были самодовольны. Это привело к застою", — объясняет англичанин модернизацию философии национальной федерации.
В ассоциации был подготовлен план под названием "Что нужно, чтобы победить", в котором были проанализированы все процессы. Стало очевидно, что присутствовал разрыв между национальной и молодежной сборной, детальное планирование заменили эксперименты, а связь между техническим департаментом и клубами была утеряна.
Ридом было принято решение изменить структуру руководства ФА. В итоге было организовано 6 департаментов и 9 ключевых рабочих направлений, в число которых вошли: тренерское и техническое развитие; поиск талантов; анализ эффективности; психологическая подготовка; физическая подготовка; медицинское подразделение; образовательная поддержка; стратегическое планирование и командные операции; административный департамент.
Была реформирована структура национальных сборных. Пересмотрено ДНК Футбольной ассоциации. "Для нас важна победа, обучение, развитие, высокие результаты. Мы играем с четкой технической и тактической стратегией, основанной на доказательной базе. А английские игроки — это перспективные талантливые игроки с пониманием техники и тактики игры", —комментирует нововведения Рид.
Кроме того, он упростил структуру управления: Рид занял пост технического директора, затем в иерархии идут тренер национальной сборной и ассистент технического директора (отвечающий за все остальные команды). Модель упрощения была применена во всех направлениях. Также спикер отметил важность взаимодействия с клубами: для этого необходим хороший личный контакт. "У нас есть специальная программа, в рамках которой наши специалисты каждый день работают с закрепленными за ними клубами", — отмечает Рид.
Модуль №4: скорость игры
Четвертый модуль был посвящен скоростям современного футбола. Перед тренерами выступил Пол Больсом — тренер по физической подготовке национальной сборной Швеции и глава отдела инноваций клуба английской Премьер-лиги "Лестер". Он уже более 20 лет изучает вопрос физической формы футболистов, а в качестве тренера принимал участие в 8 чемпионатах мира и Европы. Больсом также причастен к одной из самых громких сенсаций в мировом футболе последних лет — победе "Лестера" в Премьер-Лиге в сезоне 2015/2016. В той команде он выступал в роли консультанта.
Во вступительном слове Больсом отметил сложность в методологии изучения скорости игры. По его словам, скорость в футболе — это комплексное понятие, которое содержит в себе несколько критериев: скорость движения мяча, скорость принятия решения футболистом, скорость бега и так далее. Другая проблема — измерение скорости, но здесь на помощь специалистам приходят современные технологии, в том числе виртуальная реальность.
"Футбол — это не тот вид спорта, где вы играете на максимуме все 90 минут. Если сравнить данные тренировок и реальных игр, то мы увидим, что игроки очень не всегда достигают тех показателей во время матча, которые они показывают на тренировке", – отметил специалист.
По мнению Больсома, ключевой показатель в футболе — ускорение — начальный этап, когда игрок набирает скорость. У профессиональных игроков выход на пиковую скорость происходит на отрезке в диапазоне 20-30 метров. Однако игровой эпизод решается на отрезках 2-5 метров, когда игрок просто не может выйти на пиковые показатели скорости, так как ему не хватает дистанции. Именно поэтому в современном футболе критически важна способность к мощному ускорению.
Больсом также разграничивает высокую скорость и высокую интенсивность. Высокая скорость —это именно скорость, быстрота действий, спринтерских перемещений. По стандартам ФИФА, чтобы назвать забег спринтом нужно, чтобы скорость была выше 7 метров в секунду (25 км/ч). Высокая интенсивность — это высокие энергетические затраты, связанные с мощностными характеристиками, высокое ускорение.
Информация о скоростной работе команды нужна тренерскому штабу, чтобы правильно распределять нагрузку. Следующий шаг в развитии технологий контроля — научиться определять игровой контекст, когда выполнено действие.
"Неправильно просто смотреть на цифры и делать выводы. Я твердо верю в том, что скорость измерять нужно, для этого есть объективные причины. Важно делать это в тренировочном процессе, но, оценивая физические данные в матче, обязательно нужно смотреть на игровой контекст", – подчеркивает Больсом.
Почему важна скорость? Исследователи проанализировали 360 голов, забитых в Бундеслиге. 83% (260 голов) из них были забиты благодаря динамичному действию автора гола или ассистента. 45% взятий ворот произошли после высокоинтенсивных ускорений, большинство из которых выполняли игроки без мяча.
Ускоряется и сам футбол. Если сравнивать английскую Премьер-Лигу 2012/13 с сезоном 2006/07, то количество высокоинтенсивных забегов увеличилось на 30%, средняя спринтерская дистанция — на 35%, а количество спринтов — на 80%. При этом общая дистанция сократилась на 2%.
По данным компании SkillCorner, чемпионат России занимает только 16 место в мире по общей дистанции спринтов команд, уступая шведскому чемпионату, турецкой Суперлиге и даже второму дивизиону чемпионата Испании.
Другой важной проблемой, затронутой в докладе Больсома, стало влияние скоростных тренировок на травматизм, особенно на количество травм ахиллова сухожилия. Специалист привел пример из практики в "Лестере" в 2016 году. Помощник главного тренера решил резко увеличить количество скоростной работы, и команда в течение пяти следующих дней потеряла двух футболистов из-за травм ахиллова сухожилия. "Если объемы высокоскоростной работы будут слишком большими, то это может привезти к ужасным последствиям", — резюмировал он.
Модуль №5: французский стиль и подход к футболу
Пятый модуль совместного образовательного курса Академии РФС и УЕФА прошел уже в 2021 году. Перед специалистами, среди которых был и главный тренер сборной России Станислав Черчесов, выступили представители Федерации футбола Франции, которые рассказали об основных составляющих успеха своей национальной сборной на Чемпионате мира FIFA 2018 в России.
Во вступительном слове руководитель службы УЕФА по тренерскому образованию и техническому развитию Франк Людольф озвучил задачу модуля: способствовать обмену опытом и методологиями между Федерацией футбола Франции и Российским футбольным союзом.
Открывая модуль, технический директор Федерации футбола Франции Юберт Фуренье, спортивный директор Лионель Руксель и руководитель тренерского образования, элитный тренер национальных сборных команд Франк Тивилье рассказали о реалиях французского футбола.
Французский футбол сегодня — это 5 миллионов игроков, 1 миллион матчей в год, 400 000 волонтеров, 35 500 лицензированных педагогов всех направлений, 28 000 полей, 14 800 клубов.
Специалисты выделили несколько периодов его эволюции. В 1970-х был создан национальный футбольный институт Виши — федеральный центр спортивной подготовки для детей старше 16 лет. Тогда профессиональные клубы были обязаны создавать центры подготовки, а национальный технический директор обеспечивал техническим заданием. В 1990-е состоялся переход от центров талантов к центрам начальной подготовки, был создан Национальный футбольный институт Клерфонтен и территориальная сеть начальной подготовки (6 центров). 2000-е характеризовались созданием центров по начальной подготовке молодых талантов (U-14/U-15), произошла оптимизация территориальной сети.
2010-е стали временем реформирования и увеличения объемов техзадания центров подготовки (дополнительная категория, обеспечение техническими кадрами, обеспечение медицинскими кадрами, социальное сопровождение и сопровождение в школах, увеличение эффективности, инфраструктура, сокращение штата). И, наконец, 2020-е — это увеличение объемов техзадания центров молодых талантов, снятие барьеров для более эффективного сотрудничества центров с клубами, перестроение системы классификации подготовки центров на критерии эффективности.
1/3 состава сборной Франции, которая выиграла Чемпионата мира FIFA 2018 в России, прошла через центры подготовки Федерации футбола Франции. Кроме того, сегодня эта страна — первый поставщик игроков в чемпионаты большой четверки.
Отдельный слайд презентации был посвящен такой важной теме, как "Философия селекционера молодых игроков". На такого специалиста возлагается большая ответственность, потому что конечная цель процесса — подготовка игрока к выступлениям на высоком международном уровне (молодежная сборная и первая команда страны). Отсюда возникают три задачи: работать над отношением, адаптировать его к высокому уровню: обучение и совершенствование; всегда стремиться к совершенству и искать характер победителя: выигрывать Чемпионаты Европы и мира в возрастных категориях U-17, U-20; транслировать требования через штаб.
Специалисты Федерации футбола Франции выделили четыре стиля (плана) игры: 1) владение мячом, 2) упор на быстрый переход в атаку, 3) упор на надежную оборону и, так называемый, "реалистичный подход", объединяющий в себе все три плана. Именно "реалистичный" стиль — основная игровая идея национальной сборной Франции по футболу.
Раскрывая тему "Принципы игры и выступления команды" во второй части модуля, спортивный директор Федерации футбола Франции и главный тренер юношеской сборной Франции (U17) Лионель Руксель детально рассказал об атакующем стиле игры и ее фазах: контроле мяча, продвижении вперед, расшатывании обороны соперника и завершающей стадии — забивании мячей в ворота соперника.
"Важно всегда стремиться к созданию максимально идеальной ситуации по отношению к сопернику на поле. Внимание молодых игроков необходимо акцентировать на всех этих фазах и принципах. Отмечу, — это долговременная работа с игроками, которая начинается на уровне до 16 лет", — отметил специалист.
Продолжая доклад, спикер предложил четыре правила бомбардира. "Первое — это возможность забивать голы из штрафной площади. При этом три игрока должны находиться в зоне нанесения удара. Второе: при простреле один игрок должен находиться во вратарской зоне перед воротами соперника (между нападающим и первым защитником). Может и должен замыкать передачу игрок, находящийся дальше всего от мяча. Центральный нападающий должен выходить на добивание по центру ворот, предвосхищая возможный отскок мяча от вратаря после удара".
Руксель назвал четыре критерия отбора молодых игроков:
1. вовлеченность в коллектив: быть эффективным;
2. активность: уметь и быть способным находиться в игре (игрок должен пробегать за матч от 10 до 12 километров);
3. игровой интеллект: видеть и читать игру, быть заметным;
4. преодоление себя: готовность постоянно совершенствоваться, повышать свой уровень.
"Это ежедневная работа, которая готовит игроков к высокому международному уровню. Все 4 критерия равнозначны и обязательны. Но всегда есть игроки, которые соответствуют нескольким критериям отбора, а не всем, и с ними нужно постоянно работать", — подчеркнул спортивный директор Федерации футбола Франции.
Заключительный день пятого модуля, в ходе которого перед слушателями курса выступил Франк Тивилье с темой "Взгляд на оптимизацию психологической эффективности", получился максимально интерактивным. Спикер и тренеры активно обменивались вопросами и мнениями.
Тивилье рассказал про важность организации психологической подготовки, выделив три момента: влияние окружающей обстановки, работа над периодами активности игроков, работа над динамикой. "На вашу систему эффективности будет оказывать влияние обстановка, в которой она реализуется".
Франк предложил определить роль каждого рабочего пространства, разделив их на активирующие пространства (футбольные поля, тренажерный зал и т.д.) и объединяющие пространства (раздевалки, столовые и т.д.). Руководитель тренерского образования Федерации футбола Франции, элитный тренер национальных сборных команд резюмировал свое выступление тремя тезисами, которые важно запомнить: анализируйте свое окружение, идентифицируйте источники влияния и устанавливайте нужный режим дня.
Модуль №6: голландская ДНК от футбольных академий к сборной
Шестой модуль был посвящен развитию нидерландского футбола и его истории успеха. Спикерами выступили директор по развитию Королевского футбольного союза Арт Лангелер и руководитель Академии ФК "Аякс" Корне Грунендейк. Лангелер рассказал о том, как эволюционировал футбол в стране и общей футбольной философии, а Грунендейк сделал презентацию на тему "ДНК футбольного клуба – видение будущего", объяснив как устроена система подготовки футболистов на всех уровнях в самом титулованном клубе Нидерландов.
В начале своего выступления Арт Лангелер рассказал о структуре нидерландского футбола, а также отметил пять базовых принципов, на которых базируется его философия: инновации; смелость; открытое мышление; прозрачность деятельности; объединение; лидерство; страсть к игре.
Всего в стране зарегистрировано более 67000 команд, более 4000 арбитров и более миллиона игроков и проходит более 30000 матчей в неделю. Футбольным союзом реализуются две программы на уровне, которые лежат в основе успеха: "Поиск талантов" и "Развитие талантов". Основными приоритетами в реализации данных программ являются запуск отдельного чемпионата среди молодежных клубов (U21) и введение новой системы оценки талантов в клубных академиях.
Также Лангелер рассказал о том, какие цели стоят перед национальными сборными. Союз ставит задачей регулярно входить в топ-8 команд по рейтингу ФИФА. Регулярное участие в финальных стадиях крупных турниров и попадание в полуфинал на всех уровнях сборных является необходимым условием для развития игроков на юношеском и молодежном уровне: получая международный опыт они смогут быть более подготовленными к игре за первую сборную. Основным инструментом для этого предлагается сделать более плотное взаимодействие между клубами и национальной федерацией.
Не менее важным является тренерское образование, которое необходимо постоянно развивать. В идеале каждый футболист и каждая команда в стране на юношеском уровне должны быть обеспечены соответствующим количеством квалифицированных тренеров. Также необходимым видится взаимодействие с тренерами из других видов спорта, чтобы усилить ситуацию с поиском талантов.
Корне Грунендейк начал свою презентацию с того, что рассказал о том, на каких принципах базируется клуб в области подготовки футболистов для первой команды. "Клуб для игроков, которые делают игроки" и "Мы не покупаем легенды, мы их создаем" – именно так описывает свою философию самый титулованный клуб в истории Нидерландов.
Об успешности работы Академии "Аякса" говорит в том числе процент футболистов, которые после окончания футбольного образования, стали профессионалами. На сегодняшний день 86% выпускников в итоге выбрали игру в футбол в качестве профессии.
Грунендейк рассказал, что клуб хочет предоставить молодым игрокам шанс и мечту играть в футбол, доставляя удовольствие болельщикам по всему миру особенным стилем: достигать побед атакующей и креативной игрой. Академия стремится, чтобы ее выпускники не просто играли в футбол, а были заметными фигурами на уровне Лиги чемпионов.
"Мы стремимся быть лучшими и помогаем расцветать талантам футболистов. Мы нацелены на атакующий футбол, заставляя друг друга становиться лучше. Мы демонстрируем лидерство и придерживаемся настоящему амстердамскому стилю", – резюмировал свою презентацию руководитель Академии "Аякса".
По окончанию всех модулей курса по повышению квалификации своими впечатлениями поделились его слушатели.
Владимир Федотов, главный тренер ФК "Сочи":
"Очень полезная серия семинаров. По-хорошему удивила открытость зарубежных коллег при обсуждении тех вызовов и проблем, с которыми они сталкиваются. Для меня лично была очень полезна лекция по психологии общения с футболистами, а также выступление Леса Рида по организации работы клуба. Нельзя сказать, что всё было абсолютно новым, но точно можно утверждать, что данный курс позволил мне посмотреть на некоторые футбольные моменты с другой стороны".
Главный тренер ФК "Ростов" Валерий Карпин среди самых интересных для него тем выделил физическую подготовку футболистов и роль отдельных позиций игроков в современном футболе, а также обратил внимание на высокий приоритет практических инструментов достижения результата.
"В ходе подобных мероприятий тренерам очень важно не только послушать о проблематике современного футбола, о трендах игры. Для нас абсолютно критично также увидеть инструменты, с помощью которых можно добиться успешного выполнения практических задач и добиться качественного результата.
Специалист, обладающий лицензией "Pro-УЕФА", считает очные сессии лекций и семинаров более эффективными, однако отметил, что в условиях ежедневной занятости тренеров и пандемии коронавируса онлайн-формат, "выбранный Академией РФС, является оптимальным".
"Заметна работа над изменениями образовательного процесса. Хотя бы то, что такие семинары начали проводиться. Понятно, что дело новое, но оно однозначно полезное. Также вижу, что с нас собирают "обратную связь", это тоже заметное новшество. Хотелось бы, чтобы эта обратная связь воплотилась в практические изменения в рамках семинаров".
Роман Шаронов, бывший главный тренер ФК "Рубин":
"Формат онлайн позволяет получить всю нужную информацию в полном объёме. Надеюсь, что в дальнейшем мы получим больше информации об инструментах, с помощью которых наши коллеги добиваются результата: как они работают на тренировках, каким образом конструируют тренировочные упражнения и обеспечивают их связь с игрой. В целом стоит продолжать проводить курсы в таком формате".
Андрей Талалаев, главный тренер ФК "Ахмат" резюмировал свои впечатления от курса Tailor Made:
"Хотел бы поблагодарить руководство Российского футбольного союза, Академию РФС и, конечно же, УЕФА за организацию уникальной программы и приглашение высококлассных специалистов из-за рубежа в качестве преподавателей. Практикующим тренерам, которые не первый год имеют лицензию категории "Pro-УЕФА" и работают на высоком уровне, очень важно, чтобы информация была академически правильной, а лектором был человек с большим опытом и добившийся значительных успехов.
Часто бывает, что лектор доносит академические знания, но не всегда способен объяснить, как именно достичь поставленных целей (методики, упражнения). В данном случае спикеры конкретизировали средства, с помощью которых добились таких высот. Здорово, что интерактивный формат давал спикерам возможность адаптировать свой материал под запросы аудитории и держать ее в правильном напряжении.
Безусловно, высочайший профессионализм лекторов определяет уровень тех знаний, которые они доносят учащимся. Одновременно очень важно, что переводчики, которых привлекла к работе Академия РФС, хорошо владеют футбольной терминологией и смогли правильно передать информацию доступным "футбольным" языком, который был понятен тренерам.
Сегодня Академия РФС работает над тем, чтобы вывести обучение специалистов на более высокий уровень, когда наряду с теорией внедряются практические рекомендации с конкретными упражнениями. Безусловно, необходимо развиваться в этом направлении и предлагать конкретный инструментарий, который поможет достигать результат".
Ссылки по теме