Крыша, но не потолок
Если Париж – это французская Москва, большой официальный город, вечно борющийся за звание главного места страны с местным Петербургом (Лионом), то Лилль, пожалуй, имеет смысл сравнивать с Казанью. Это небольшой населённый пункт, также расположенный на пересечении культур – правда, не космополитичных, вроде Востока и Запада татарской столицы, а внутреевропейских, центра и юга. Местный вокзал называет себя в твиттер-аккаунте «дверью в нижнюю Европу», а главная древняя достопримечательность, как и казанский Кремль – фортификационные сооружения на небольшом холме в центральной части жилой застройки. Как и в Казани, точкой притяжения футбольной жизни стал построенный совсем недавно стадион. Он примерно такой же, как и российская «Казань Арена» по вместимости, а отличается одним элементом: закрывающейся за тридцать минут – после нажатия специальной кнопки – крышей. Кнопку нажали за день до игры нашей сборной, сославшись на дожди. Петербуржцы в такие «дожди» не берут с собой даже зонтик.
Возможно, именно местные прогнозы погоды, обещавшие с экранов устами телеведущих ливни с грозами, отпугнули местных любителей футбола: целые ряды виражных и центральных блоков стадиона были свободны. Представитель муниципалитета сообщил, что проданы все пропуска на игру, однако затем уточнил, что некоторые билеты не продавались, а передавались в отделы по работе с молодёжью и студентами без платы. Скорее всего, именно студенты на матч и не прибыли, подпортив официальную посещаемость – наблюдать матч России со Словакией собралось 38 989 человек. Зато на первую игру второго тура французского Евро-2016 приехали посмотреть и немцы (вероятно, по пути на свою встречу с поляками), и шотландцы (ребята сказали, что ездят по городам турнира и хотят побывать хотя бы на одной игре в каждом). Нейтральных болельщиков было не так уж и мало, однако общее преимущество в количестве россиян бросалось в глаза. Чрезвычайно жаль, что не все наши фанаты смогли попасть на игру, а подготовленный перфоманс вместо Лилля оказался в полицейских кладовках Марселя.
К счастью, несмотря на разнообразные опасения до игры, в закромах Леонида Слуцкого всё было более-менее в порядке. Наставник нашей сборной выбрал тот же состав, что и на поединок против англичан, и команда с ходу взяла игру в свои руки, стараясь демонстрировать очень цепкий комбинационный футбол.
– Нельзя говорить однозначно, выбрал ли бы я другой состав на игру, зная, как всё сложится, – говорит Леонид Слуцкий. – Если бы сработала наша задумка, и мы бы забили в первом тайме, то этот вопрос, уверен, даже не поднимался бы.
Александр Кокорин уже на первых минутах зарабатывает угловой в борьбе с Томашем Губочаном – противостояние экс-динамовцев, начавшееся на первых минутах, в дальнейшем оказалось одним из самых ярких в поединке. Кокорин, упоминавшийся англичанами после игры как один из самых цепких и по-хорошему неприятных русских сборников, доставлял серьёзные проблемы Томашу, однако справился с ними он, к сожалению для нас, лучше британцев.
– Не выходил на поле два месяца и не слишком доволен своим матчем в целом, – извиняясь за свою игру разводит руки играющий в нашей главной клубной футбольной лиге вот уже восемь лет словак. – Действовать против Саши было тяжело, он здорово раздражает своими зацепами и прочими мелкими колкими игровыми элементами, и в том числе поэтому я всего два раза сходил в атаку.
Олег Шатов на левом фланге всячески пытается обыграть Петера Пекарика, и регулярно преуспевает в этом – как за счёт индивидуальных действий, так и с помощью партнёров. Давление россиян словакам удаётся сдерживать благодаря командной подстраховке, однако наша сборная всё чаще и чаще использует правый фланг, где на пару Смольников-Смолов у обороны не находится приёмов кроме выноса мяча в аут. На 22-й минуте наш 22-й номер, Артём Дзюба, тащит в очередную атаку партнёров и зарабатывает угловой удар, после которого подопечные Слуцкого впервые за игру буквально зажимают соперника в штрафной. Однако розыгрыши мяча и навесы ни к чему не приводят. «Сегодня у каждого нападающего было некоторое число моментов, и очевидно низкой нужно считать реализацию», – считает Слуцкий. На 27-й минуте, когда сборная России пропускает яркую контратаку номинальных гостей матча, а Роману Нойштедтеру удаётся некрасивая срезка в их пользу, тренер впервые в игре выскочит к бровке, словно предчувствуя неприятности. Томаш Губочан сносит Кокорина, сборная России продолжает атаку, веер которой разворачивается через Дзюбу на правый фланг атаки и Смолова, следует удар – и весь стадион – кто разочарованно, кто успокаиваясь – выдыхает. В следующей атаке эмоции уже диаметрально противоположны: длинный вырез со своей половины поля на Владимира Вайсса, сын бывшего тренера раменского «Сатурна», превращает в гол в ворота Игоря Акинфеева. «После каждого матча возникают вопросы к персоналиям и эпизодам, но я не считаю правильным выносить их на публичный суд», – отмечает Слуцкий, который прямо во время матча выплеснул все эмоции и уже наверняка задал эти вопросы Игорю Смольникову и Сергею Игнашевичу.
Не попавшую в состояние «грогги» сборную России несколько сбивают следующие минуты: словаки по-футбольному аккуратно гасят эмоции бегущих отыгрываться россиян, а когда аккуратности не хватает в ход идут хитрости. Которые, к сожалению, не всегда замечает судейская бригада под руководством словенца Дамира Скомины – что, впрочем, лишь подчёркивает класс собравшихся на турнире во Франции футболистов.
– Вообще я не считаю правильным как-либо выделять игроков соперника, – заявляет Мартин Шкртел, капитан словаков. – Но скажу, что чрезвычайно много проблем мне доставил Артём Дзюба, ваш нападающий. Он действовал так, что я не могу не пожелать ему удачи в следующих поединках, уж очень хорош.
Удачи в концовке тайма сначала не хватает Нойштедтеру, у которого несколько раз срезается мяч, и однажды это приводит к опасному выстрелу Гамшика мимо левой штанги ворот Акинфеева. А затем – и всей российской сборной, когда после розыгрыша углового в добавленное время всё тот же Гамшик бьёт мимо защитников в дальнюю штангу, от которой мяч улетает в сетку. «Не могу сказать, что этот гол – только мастерство соперника, в нём достаточно много удачи», – оценивает результат действий коллеги по амплуа Фёдор Смолов.
На второй тайм вместо Головина и Нойтедтера выходят Павел Мамаев и Денис Глушаков. Кардинального перелома в игру это поначалу не вносит: десятиминутку словаки тщательно делают вид, что им в этом поединке больше ну совсем ничего не надо, а россияне – пытаются пробиться через их оборонительные редуты. «Во всём, что случилось дальше, виноваты мы сами, все шансы избежать поражения, а то и выиграть победу у нас были», – подчёркивает Глушаков.
На 57-й минуте словакам удаётся создать позицию, в которой совместились сразу два нарушения правил игры: слева на нападающего Дуду по линии аута идёт атака, и в момент передачи закрученный мяч покидает поле: офсайд и аут, оба ассистента сигнализируют о нарушении правил одновременно, но разными положениями флажков. Скомина делает выбор в пользу аута. Наша команда пытается вытащить соперника из его штрафной, однако после нескольких неудачных попыток переходит на навесы: Олег Шатов сильно верхом отправляет мяч на Дзюбу, которому, как и Смолову на дальней штанге, сыграть не дают. Серия из нескольких угловых снова не приносит результата, после чего комбинация с навесом Шатова повторяется: разве что вместо углового словаки выносят по центру штрафной, откуда тут же следует выстрел в исполнении Смолова. «Тяжело было – да, нас поджали немного. Но в футболе счёт идёт не по тому, кому и когда было тяжелее, а по забитым голам», – считает экс-игрок РФПЛ Ян Дюрица. «Словаки давали играть, и можно было реализовать подходы к воротам», – обозревает действия соперников Роман Широков, появившийся на поле за пятнадцать минут до конца встречи. Полузащитник сделал передачу на Шатова, навес которого превратил в гол надежды головой Денис Глушаков.
– Мой гол не играет никакой роли, – считает хавбек. – Если бы после этого нам удалось забить ещё раз, взяли хотя бы одно очко… тогда да. У нас были хорошие шансы, у меня, у ребят, но мы не попали… Теперь нам предстоит игра в Тулузе. Надо как-следует вспахать поле в игре с Уэльсом, выгрызть три очка. Впереди очень важный матч для всей страны. И для нас.
– У Уэльса есть два игрока топ-класса, но когда речь идёт о финальном и решающем матче нельзя заострять внимание на ком-то конкретном, – перед отъездом со стадиона говорит Леонид Слуцкий. – Важнее, как будет играть команда в целом. Ситуация в группе достаточно запутанная, и перед последним туром ни одна из сборных не потеряла шанса выйти в следующий раунд, всё будет решаться в последний момент.