Правила игры Сергея Кирьякова
1 января исполняется 47 лет экс-нападающему сборных СССР и России Сергею Кирьякову. Рыжеволосый форвард сверкнул очень рано, уже в 19 лет пробившись в национальную команду, а в 22 отправившись в немецкую Бундеслигу, где провёл шесть сезонов на хорошем уровне. Увы, из-за травм рано пришлось и закончить игровую карьеру. Зато теперь неплохо складывается тренерская: после работы с молодёжной и юношеской сборными России осенью прошлого года Кирьяков возглавил тульский «Арсенал».
Досье
Сергей Кирьяков. Нападающий
Родился 1 января 1970 года в Орле.
Воспитанник орловской детской команды «Тайфун» (первый тренер – Владимир Иванович Амелехин) и московской ЭШВСМ (экспериментальной школы высшего спортивного мастерства).
Выступал за команды «Динамо» Москва (1987–1992), «Карлсруэ» Германия (1992–1998), «Гамбург» Германия (1998–1999), «Теннис-Боруссия» Берлин, Германия (1999–2000), «Юньнань Хунта» Куньмин, Китай (2001–2002), «Шаньдун Лунэн Тайшань» Цзинань, Китай (2003).
В составе сборных СССР –СНГ – России провёл 38 матчей, забил 15 голов.
Участник чемпионатов Европы 1992 и 1996 годов.
Бронзовый призёр юношеского чемпионата Европы – 1986. Чемпион Европы среди юношеских команд 1988 года. Чемпион Европы среди молодёжных команд 1990 года.
Мастер спорта международного класса.
Главный тренер клубов «Диттон» Даугавпилс, Латвия (2006), «Орёл» (2008), юношеской сборной России (2012–2016), клуба «Арсенал» Тула (с 2016 года).
Правила игры Сергея Кирьякова
Однажды в Орле меня заявили на «Кожаный мяч» под другим именем, назвав Андреем Лебедевым. Приписали лишний год. Потому что играл за команду не своего района. Против меня вышли ребята 1969-го, но на том турнире я собрал все призы – и лучшему бомбардиру, и лучшему нападающему, и зрительских симпатий. Они лежат дома у родителей. С надписью – «Андрею Лебедеву».
В 90-м у нас была очень сильная молодёжная сборная, которая через несколько лет практически в полном составе играла за национальную сборную. Все ребята были в основных составах ведущих советских клубов и в них – на ведущих ролях.
В финале чемпионата Европы мы в двух матчах без вопросов «укатали» Югославию с будущими звездами мирового уровня – Бобаном, Шукером, Просинечки.
Состав той команды был по-настоящему звёздный: Дмитрий Харин, Игорь Добровольский, Игорь Колыванов, Александр Мостовой, Игорь Шалимов, Сергей Юран. Практически все получили предложения из ведущих западных клубов и были там не на последних ролях. Увы, мы ничего не выиграли, став футболистами национальной сборной.
В молодом ещё тренере Валерии Газзаеве импонировали его горящие глаза. Как он настраивал команду! Уже в Германии, слушая установки Шефера, который тоже славился умением мотивировать футболистов, вспоминал Валерия Георгиевича.
Когда игроки «Динамо» начали уезжать в Европу, Толстых помимо денег добивался ещё и преференций для клуба. После моего отъезда «Динамо» три года подряд проводило сборы на базе «Карлсруэ». Бесплатно. А «Фоджа» за Игоря Колыванова прислала пятнадцать машин. Я даже полгода на одной из них поездить успел.
Помимо «Карлсруэ» у меня были и другие предложения. В Москву приезжал президент французского «Ланса», с которым мы два дня вели серьёзные переговоры. Проблема состояла в сумме отступных, которую затребовало «Динамо». Был вариант с Италией, но в нём было слишком много недоговорённостей и неопределённостей. Представители «Карлсруэ» вышли на меня ещё до начала ЧЕ-92 в Швеции. Во мне был очень заинтересован тогдашний тренер немецкой команды Винфред Шефер, и требовалось только поставить подпись под контрактом. Естественно, от таких предложений не отказываются.
Приехав в Германию, как будто попал на другую планету. Всё было на таком высоком уровне. После тренировок не нужно самому стирать форму. Думать оставалось лишь о том, как выходить на поле и показывать качественную игру. Очень много свободного времени – в России мы постоянно сидели на базе, а там заезжали туда практически в день матча. Денег тоже платили гораздо больше. Благодаря этому я чувствовал свободу, мог себе позволить любую прихоть. Это были новые ощущения: твоя семья становится богаче, можно купить дом, машину, питаться исключительно качественными продуктами.
Одноклубники сначала ко мне пристально присматривались. Случались моменты, когда нужно было доказывать, чего стоишь. Какие-то стычки в тренажёрном зале, например. Это нормальная ситуация. Когда начались матчи и я стал забивать, отношения становились всё лучше и лучше. К тому же меня очень тепло приняла публика. Если ты забиваешь важные голы для команды, это неудивительно.
В чемпионате Германии борьба за каждое место в таблице идет вплоть до последней минуты последнего матча последнего тура. Любые околофутбольные игры исключены. Всегда забитые до отказа стадионы мотивировали лучше всего остального.
Мне было 24, отыграл два сезона в «Карлсруэ», и тут – приглашение в «Барселону». Общались по телефону через менеджера. Игорь Корнеев помогал с переводом. Я бы с радостью перешёл, но был действующий контракт, а «Карлсруэ» ни в какую не хотел отпускать. Не забывайте, в 90-х, пока не случилось «дело Босмана», уйти в другую команду было труднее, чем сейчас.
В Википедии пишут, что в 1998-м уже потерял место в составе «Карлсруэ», но не уточняют причины. У меня же была тяжелейшая травма – разрыв крестообразных связок. Мы встречались со «Спартаком» в Кубке УЕФА, я очень хотел участвовать в этих матчах, но восстановиться не успел. Природу не обманешь. В итоге выбыл почти до конца сезона и ничем не мог помочь «Карлсруэ» в борьбе за выживание. И после вылета из Бундеслиги уехал в «Гамбург».
Хотя подписал контракт, проблемы сохранялись. У меня было полтора месяца, чтоб привести ногу в порядок. Тренировался по пять раз в день. Купил велосипед, не вылезал из тренажёрного зала. И к старту сезона подошёл в боевой форме. Повезло с профессором в Швейцарии, который делал операцию. Безо всякого рентгена определил диагноз. Пройдись, говорит, туда-сюда. Утром прооперировал. Подарил шесть лет карьеры.
Не надо путать хитрость и симуляцию. Например, я ворвался в штрафную, оставил за спиной защитника. Если вижу, что он к мячу не успевает, но продолжает катиться и вот-вот въедет мне в ноги, то могу притормозить и спровоцировать его на фол. Если я за счёт скорости или техники выиграл у него позицию, то почему не могу этим воспользоваться в рамках правил? Совсем другое дело, когда игроки прокидывают мяч и сразу падают, подгибая колени. Это уже чистая симуляция. Но я такими вещами никогда не занимался.
Играли как-то со сборной товарищеский матч в Бельгии. После матча представители «Рибок» стали обсуждать возможность подписания личных контактов, и один агент сказал в наш адрес очень обидные слова – видимо, не знал, что многие pебята по-английски понимают. Hy, я встал и ответил емy – теми же самыми словами. Он испугался и yбежал, взывая о помощи. Спасите, мол, хулиганы убивают!
Не буду скрывать, что в Китай я отправился немного подзаработать. Мне уже за 30 было, и приходилось задумываться о будущем. Когда пpиехал в Китай, фyтбольное хозяйство этой стpаны меня пpосто шокиpовало. Всё было на самом высшем ypовне – финансиpование, yсловия подготовки.
Китайский чемпионат своеобpазный. Физически все команды готовы пpекpасно – 90 минyт бегают без пеpедышки, а вот с тактикой пpоблемы.
Все игpоки (кpоме легионеpов) жили в одном коpпyсе, в десять часов вечеpа их закpывали и пpовеpяли, чтобы все были в номеpах. После этого выключали свет. Отбой! Утpом «откpывали», стpоили, и все маpшиpовали на завтpак. Потом также стpоем на тpениpовкy.
Китайская медицина меня pазочаpовала. Слабая, в плачевном состоянии. Полyчив паpy повpеждений, я пpишёл к выводy, что лyчше лечиться самомy, и начал чемоданами возить лекаpства из Геpмании.
Познакомил азиатов с футбольными подколками. А то они в этом отношении какие-то тоpмознyтые были. Hаyчил киpпичи в сyмки подкладывать, водой обливаться.
Президент китайского «Юньнань Хунта» возглавлял табачную компанию, которая спонсировала клуб. Помню эпизод – тренер даёт установку. Вдруг открывается дверь чуть ли не ногой, заходит президент с сигаретой, с ним ещё человека три. Садятся, продолжают курить. Тренер судорожно доводит установку до конца и даёт слово президенту. Тот встаёт и начинает объяснять, как нам нужно играть в футбол. Та же установка, только на свой лад. Смешно.
Когда играл в Китае, зарплату домой привозил в чемодане. Он, конечно, не полностью был забит банкнотами – но основательно. Это начало 2000-х – тогда в Китае было проблематично перевести деньги в Европу. Три года, пока там играл, деньги собирал наличными и в конце сезона в чемодане вывозил. Помню, летел из Пекина в Берлин через Вену. На пересадку оставалось очень мало времени. Когда прибыл в Берлин, выяснилось, что моего чемодана нет. У меня сразу много мыслей возникло по этому поводу. Сообщил о пропаже багажа в авиакомпанию. Сказали, что багаж нашёлся, привезут через два дня прямо домой. Честно говоря, эти две бессонные ночи не могу забыть до сих пор. Сильно нервничал. Слава богу, ничего не пропало.
Прозвищ за карьеру было три. Димка Хаpин в своё вpемя за pыжий цвет волос Кpасным пpозвал, немцы Кики величали, а китайцы – Тзили.
Российские тpенеpы (даже смешно их так называть) говоpили: пpиезжай, мол, на пpосмотp. И это мне с моим-то именем «пpосматpиваться»? Я себе такого позволить не мог. Хотя силы ещё были годик-дpyгой поигpать.
Я своей каpьеpой очень доволен. Hесколько лет был одним из лyчших нападающих Бундеслиги.
Главной победой в карьере считаю золото молодёжного чемпионата Евpопы – 90. Хотя и те выстyпления в Бyндеслиге, где каждый матч как pешающий, где я шесть лет был не на последних pолях, тоже доpогого стоят.
Убеждён, те годы, что я пpовёл в Бyндеслиге, пеpевешивают отдельные победы в пеpвенстве или Кyбке России. Да бyдь моя воля, я бы ещё за шесть сезонов в Геpмании не глядя пяток золотых медалей чемпионата России отдал!
С Радимовым мы дружим. Когда недавно встречались, вспомнили в шутку, что я дал ему путёвку в сборную. Перед отборочным матчем Евро-96 с шотландцами я на разминке почувствовал резкую боль в голеностопе. Романцев очень быстро сориентировался и выпустил на поле Радимова, для которого это был дебют в официальных матчах сборной.
Руководители «Карлсруэ» меня не забывают, приглашают на различные клубные мероприятия. Запомнился прощальный матч Йенса Новотны, состоявшийся осенью 2007-го. На него собрались многие знаменитости, включая Оливера Кана и Йенса Леманна, Томаса Хесслера и Ульфа Кирстена, Мирослава Клозе и Лукаса Подольски. Конечно, это было шоу с участием звёзд. К сожалению, в России так провожают футболистов далеко не всегда. В последние годы только Дмитрий Аленичев удостоился подобной чести.
Завершив футбольную карьеру, в Германии я заскучал. Там иной стиль жизни, а мне необходимо было общение с друзьями. Когда играешь, отсутствие такого общения не столь заметно, а вот с началом нового этапа жизни захотелось бросить всё, что было у меня в Германии, и вернуться. Хотя пиво по-прежнему предпочитаю немецкое.
Германия навсегда останется в моей душе. По-немецки говорю свободно. Могу с утра махнуть в тот же Берлин, погулять там, попить кофе, вечером сесть в самолет и вернуться в Россию.
Году в 2006-м играли в Тирасполе в бильярдной с президентом клуба, и он неожиданно говорит: «Сергей, помоги команде. Приезжай лишь на игры. Я буду платить столько-то тысяч долларов в месяц». Я отказался, так он сумму повышал и повышал. Потом что-то посчитал в голове и сказал: «Всё, эта цифра – последняя, больше не могу. Согласен?» – «Нет».
Я уехал из Орла в столичный интернат 13-летним пацаном, и за 25 лет, прошедших с моего отъезда, ничего в плане футбольной инфраструктуры не изменилось. Стадион разваливается, тренировочных полей вообще нет. Как нет и желания что-либо менять.
У меня было несколько ваpиантов тpyдоyстpойства – напpимеp, попpобовать себя в агентском бизнесе, но, поpаботав тpенеpом, я понял, что это именно то, что мне нyжно.
Я много лет жил и играл в Германии, получил там тренерскую лицензию и могу с полной ответственностью заявить, что за последнее время там полностью перестроили систему подготовки резервов. Если раньше упор делался на «физику», то сейчас большое внимание уделяется технике и тактике. С ранних лет целенаправленно работают с игроками каждого амплуа. Как результат – сборные Германии всё чаще выигрывают чемпионаты Европы в своих возрастах.
Сегодня в футболе молодым ребятам платят бешеные деньги. А я уверен, что до 21 года надо делать упор на бонусы. Маленькая зарплата и большой бонус. Те же деньги – только нужно их заработать.
Молодёжь у нас избалованная. Мы с Колывановым много лет отыграли за рубежом – а там всё было достаточно профессионально. Надеялись на профессионализм наших игроков. Может, в этом наша ошибка – были немного либеральны. Хотя я сторонник более жёстких мер. Но Игорь главный тренер, последнее слово всегда оставалось за ним.
Сижу в Турции на пляже – вдруг звонок от президента брянского «Динамо» Калакуцкого: «Хочешь возглавить «Динамо»?» Отвечаю: можно встретиться и обсудить. Мне заявили, что приезжать надо срочно. Немедленно брать билет. Я отказался – был с семьёй на отдыхе, не мог её бросить и улететь. Видимо, в Брянске действительно всё горело и пылало. Тогда пригласили Сергея Овчинникова.
Один наш агент работает на японском рынке. Позвонил: «Хочешь здесь поработать?» Японский футбол достаточно сильный, я к предложению отнёсся с большим интересом. Встречались, обсуждали. Даже подписали предварительный контракт, я чувствовал себя спокойно. Помешало землетрясение. Оно случилось 11 марта – и билет нужно было заказывать через пару дней. Что Бог ни делает – всё к лучшему. А если б я прилетел на пару дней раньше? Мне после сказали – в Японии творились действительно серьёзные вещи, ехать не стоило.
На молодых тренеров у нас не смотрят, проще пригласить иностранца. Бог с ней, с Премьер-лигой, – но даже в первой дело обстоит так.
У любого молодого тренера могут быть ошибки и неудачи, но нужно обязательно дать шанс. Ведь и Газзаеву, и Сёмину понадобился не один сезон, чтобы довести свои команды до чемпионского уровня.
Ненавижу опаздывать. Не обманываю. И самое главное – никогда не опускаю рук. Это моё кредо.
При подготовке материала использованы цитаты из интервью Сергея Кирьякова изданиям «Футбол. Хоккей», «Спорт уикэнд», «Football Magazine», «Спорт день за днём».