Правила игры Рената Янбаева
7 апреля исполняется 33 года экс-защитнику сборной России Ренату Янбаеву. Гус Хиддинк называл его одним из самых быстрых игроков в мире, и это даже не воспринималось как сильное преувеличение. По флангу Янбаев носился как электричка, недаром ведь провёл уже больше двух сотен матчей за «Локомотив». С годами скорость снижается, и в национальную команду перестают приглашать, но на клубном уровне 55-й номер «железнодорожников» по-прежнему конкурентоспособен, а этой весной даже осваивает у Юрия Сёмина новую позицию, закрывая всю бровку.
Досье
Ренат Янбаев. Защитник
Родился 7 апреля 1984 года в Ногинске Московской области.
Воспитанник СДЮШОР города Ногинска и футбольной школы ЦСКА.
Выступал за клубы: «Анжи» Махачкала (2003), «Химки» Московская область (2005), «Кубань» Краснодар (2006–2007), «Локомотив» Москва (2007–2012, 2013 – по настоящее время), «Зенит» Санкт-Петербург (2012).
Обладатель Кубка России 2015 года.
Дважды входил в список 33 лучших футболистов чемпионата России: 2009, 2013.
В составе сборной России провёл 12 матчей.
Бронзовый призёр чемпионата Европы 2008 года. Заслуженный мастер спорта России.
Правила игры Рената Янбаева
В 1991 году папа впервые привёл меня на футбол – в манеж «Олимпийский» на матч ЦСКА – «Спартак». Как раз на нём объявили, что умер вратарь армейцев Ерёмин. Помню, объявили минуту молчания, и мы с папой встали.
Я тогда ещё профессионально футболом не занимался, только во дворе с мальчишками играл. Отец болел за «Спартак», поэтому и взял на футбол. Позже уже пошёл в детско-юношескую школу моего родного города Ногинска, затем оказался в ЦСКА.
В детстве фанатом не был, но болел за «Спартак», как и мой отец. Старался смотреть все матчи красно-белых. Но постепенно охладел к ним.
В школе ЦСКА начинал нападающим. Много лет отыграл на этой позиции, голов прилично забивал.
В двенадцать лет на полуфинальных играх Детской футбольной лиги в Калуге (я играл за Ногинск) стал лучшим бомбардиром и мы заняли второе место. За нас играл ещё Никита Баженов – он 85-го года рождения, тоже наш – ногинский. Потом в ДЮСШ ЦСКА я забивал и в зимних, и в летних первенствах Москвы всегда больше десятка голов. Помню, стал лучшим бомбардиром турнира имени Гринина. Акинфеев тогда стал лучшим вратарём.
Меня возили на тренировки то отец, то мама, то бабушки. Дорога – на электричке полтора часа, потом метро, троллейбус – всего около трёх часов. Потом у отца машина появилась, но всё равно тяжело – пробки. Поэтому приезжал в Москву на тренировки один или два раза в неделю плюс игры в воскресенье, а ребята тренировались по полной: тренировки – каждый день, кроме понедельника. Исполнилось пятнадцать лет, тренеры сказали: хватит, перебирайся в интернат.
Перспектив после ДЮСШ у меня в ЦСКА не было. Евгений Леннорович Гинер сказал, что рассчитывает на меня, но смысла нет сидеть на скамейке – конкуренция сильная: Гусев, Тлисов на моём фланге играли. «Езжай в аренду в «Анжи», там знающий тренер – Гаджиев!».
Отыграл год, вернулся и снова уехал. В этот раз недалеко – в «Химки», тогда их Яковенко тренировал. После первого сбора подписал контракт. Меня выкупили.
Именно Яковенко сделал из меня защитника. Хотя пробовал и Гаджиев, но только на тренировках в двухсторонках. А Яковенко поставил на матче с «Динамо» Махачкала. И так до конца сезона четыре матча и играл сзади. Такая ситуация сложилась: особых шансов уже нет на выход в Премьер-лигу, можно было экспериментировать.
В «Кубань» меня позвал тоже Яковенко. Тот сезон 2006 года получился крайне удачным. Я сыграл все матчи – сорок два, только в двух заменили. Заговорили даже, что Хиддинк обратил внимание на меня. Может быть, всё это были только слухи, но всё равно приятно.
Столько случаев было, когда прорывался, но последний пас был неточный. Или, вместо того чтобы пробить, делал передачу. Надо ещё работать над завершением атак.
Я стараюсь одинаково хорошо выполнять требования любого тренера. Клуб, сборная – разницы нет.
Честно говоря, мне теперь всё равно, на каком фланге играть. У Яковенко я всегда слева играл. В «Локомотиве» у Рахимова то слева, то справа. У Бышовца постоянно бегал слева. В сборной у Хиддинка против Голландии играл справа, с Литвой тоже. Против Германии, Аргентины, Уэльса – слева.
Когда играешь слева, для правоногого больше вероятность забить – можно смещаться в центр и бить с сильной ноги. Хотя считается, что правоногим удобнее играть справа – ведь ведёшь мяч дальней ногой от соперника.
Перелом в психологии в сборной произошёл ещё перед Евро, после победы над Англией. Ребята поверили… То есть это Гус убедил всех, что мы можем быть в числе сильнейших в мире. Когда обыграли на Евро Голландию, я сидел на скамейке весь матч, открыв рот от изумления.
Назвав меня одним из самых быстрых игроков в мире, Гус Хиддинк, наверное, пошутил. Я сам удивился, прочитав такое. Приятно, конечно, но если реально смотреть на вещи…
Тестов на скорость в командах не устраивают. В «Локомотиве», кроме меня, было много быстрых игроков. Очень быстро бегут Одемвингие, Сычёв, Торбинский. А кто быстрее? Для этого нужно выходить на беговую дорожку, надевать шиповки и с секундомером проверять.
Скорость – это природное. Развить её и натренировать нельзя. Она или есть, или её нет. Гены? Отец говорил, что в футбол играл раньше – но любительский. Мама тоже не спортсменка.
Умение открыться – это очень важно. Чтобы тот, кто принимал мяч, имел несколько вариантов продолжения атаки. И хотя все мы профессионалы, но надо и в этом совершенствоваться. В футболе вообще надо думать постоянно.
Я человек скромный и не очень люблю «светиться» лишний раз. Даже интервью редко даю, хотя это не значит, что я ленюсь или равнодушен к болельщикам. Это в «Локомотиве» я ещё разговорился. До этого вообще журналистов обходил стороной. Теперь вот исправляюсь.
В Ногинск постоянно приезжаю на выходные – к родителям, друзьям – тянет туда. Девушка моя тоже оттуда. Конечно, люди меня там узнают, но со многими просто знаком. Все рады, конечно, за меня, говорят «молодец».
При подготовке материала использованы цитаты из интервью Рената Янбаева официальному сайту «Локомотива» и газете «Советский спорт».