Правила игры Олега Кузьмина
9 мая исполняется 36 лет экс-защитнику сборной России Олегу Кузьмину. Кажется, что он ходил в кандидатах в национальную команду лет десять, всегда был в ближайшем резерве, получал вызовы от Гуса Хиддинка и Фабио Капелло, но впервые сыграл за неё только при Леониде Слуцком, в 34 года, став самым возрастным дебютантом в истории сборной. Трудно даже представить, что этот рекорд когда-то будет побит. Дважды Кузьмин выходил на замены, а в первом же матче в основе забил важный гол Черногории. Увы, из-за травмы Олег не смог поехать на чемпионат Европы и пропустил почти год, но недавно вернулся на поле.
Досье
Олег Кузьмин. Защитник
Родился 9 мая 1981 года в Москве.
Воспитанник детско-юношеской школы московского «Спартака». Первый тренер – Михаил Павлович Белов.
Выступал за клубы: «Спартак» Москва (2000), «Уралан» Элиста (2001–2003, 2004), «Черноморец» Новороссийск (2003), «Москва» (2004–2008), «Локомотив» Москва (2009–2010), «Рубин» Казань (2010 – по настоящее время).
Обладатель Кубка и Суперкубка России 2012 года.
В составе сборной России провёл 5 матчей, забил 1 гол.
Правила игры Олега Кузьмина
Записался в детско-юношескую школу «Спартака» в восемь лет. В 16 был переведён в дубль, там провёл четыре года. Дебютировал в основном составе в 1999 году – в одном из матчей Кубка Содружества. В 2000-м вышел на замену в игре чемпионата с «Аланией». Находился в ближайшем резерве во время матчей «Спартака» в Лиге чемпионов против «Арсенала» и «Лиона».
В 1992 году «Спартак» играл в Кубке обладателей кубков с «Ливерпулем». Яркие матчи. Оба раза наши выиграли – 4:2 в Москве и 2:0 в Англии. И руководство тогда договорилось, чтобы в Ливерпуль вскоре приехала команда из спартаковской школы – поучаствовать в турнире. Мне тогда было 11. У меня до сих пор сохранилась фотография с Йаном Рашем – главной звездой «Ливерпуля» той эпохи. Представлял, как я когда-нибудь сыграю на этом стадионе. Была такая мечта. Да и не у меня одного – все мальчишки той команды об этом думали.
После поединка с «Лионом» мы ушли в отпуск, во время которого мне позвонил тогдашний тренер дубля Анатолий Федосеевич Королёв. Сказал, что есть вариант продолжения карьеры в «Уралане». Я нуждался в игровой практике, поэтому поехал на просмотр, по итогам которого меня взяли в аренду. В том сезоне помог элистинцам вернуться в высшую лигу.
Впечатление произвёл уже прилёт в Элисту. Сидим в самолете, пилот объявляет посадку, а жена смотрит в иллюминатор и спрашивает: а где город? Ты куда меня привёз? Должен быть где-то, отвечаю. Для меня самого это стало неожиданностью, ведь когда были на сборах, в Калмыкию не приезжали. А впервые я туда прилетел отдельно от команды, потому что задержался из-за выступлений в молодёжной сборной. После Москвы впечатления были, мягко говоря, не лучшими. Как в песне: степь да степь кругом. Хотя условия для жизни оказались, как ни странно, нормальными: нашей молодой семье выделили отдельный коттедж.
Жили мы дружно, собирались около коттеджа с друзьями, с семьями. Жарили шашлыки, рыбу. Жили как в большой деревне. Что пришлось по вкусу, так это чёрная икра, которой там в изобилии. Рядом ведь Астрахань, Волга, оттуда и возили. Калмыки так активно её потребляли, что волгоградцы стали жаловаться, мол, до них ничего не доплывает. Зато мы икру в Москву возили.
Обида на «Спартак» у меня была. Когда я уходил из команды, которая каждый год становилась чемпионом, попасть в состав было просто нереально. И, перебираясь в «Уралан», я думал о том, что смогу там окрепнуть, набраться опыта, показать себя и вернуться назад. Мне удалось провести в Калмыкии неплохой сезон: мы вышли в высшую лигу, я провёл в составе практически все матчи. Поэтому спустя год ждал, что обо мне вспомнят. И когда этого не произошло, обида была, но сейчас это уже в прошлом.
Защитнику вообще сложно ярко показать себя. Он же не форвард. Конечно, была внутри досада, что не пришёлся ко двору, но сейчас я спокойно отношусь к «Спартаку».
В «Уралане» приходилось как-то вдевятером выходить на поле. И, несмотря ни на что, о негативе не думали. Насколько я помню, мы это сделали, чтобы клуб не оштрафовали. И потом, футболисты бились за своё имя. Правда, на следующий матч, который должны были играть в Калининграде, мы уже не вышли, хотя на игру приехали. Мы приехали в Калининград, пошли на ужин, за который пришлось платить главному тренеру из своего кармана. Тогда и поняли, что наступил конец, раз к нам такое отношение. Если клуб даже питание не в состоянии оплатить, зачем тогда выходить на поле? Кто-то из ребят подавал в суд, но я просто забрал свой трансферный лист, чтобы иметь возможность бесплатно уйти в любой клуб. Так оказался в «Москве».
С удовольствием вспоминаю «Москву» образца 2007 года. Атмосфера там была особенной, душевной. Слуцкий создал потрясающий микроклимат, и мы чувствовали себя чем-то единым. А вот с Божовичем мне поработать не довелось, хотя было бы интересно.
Перед финалом Кубка-2007 Слуцкий пригласил на базу ребят из «Камеди Клаб». Решил разгрузить команду. Увы, мы тогда всё-таки проиграли «Локомотиву».
Своим тренером, наверное, назову всё-таки Слуцкого, хотя у меня никогда не было проблем и с другими наставниками. И с Павловым, и с Шалимовым работалось нормально. Просто сразу в памяти всплывает «Москва» с её дружеской, тёплой атмосферой.
На память о «Москве» сохранилась майка и от болельщиков подарок на день рождения. Они преподнесли мне рамку с тёплыми пожеланиями. Дома повесил её на стену. Это для меня самый ценный подарок.
Курбану Бердыеву я очень благодарен. Считаю его очень сильным тренером. При нём я очень прибавил как футболист.
В последние год-два я даже за списками тех, кого вызывают в сборную, перестал следить. Было ясно: надеяться особо не на что. А тут – такие повороты.
Надо работать. Всегда. Не опускать рук.
Слуцкий после Лихтенштейна поздравил: «Видишь, Кузя, только приехал – и сразу рекорд». В 34 года за сборную сыграл. Никто так поздно не дебютировал.
Мне очень многие позвонили тогда. Больше всего удивило, что объявились люди, которых я до этого тысячу лет не видел и не слышал.
Мне кажется, у меня всё прошло без серьёзных ошибок. Я доволен тем, как сложилась моя карьера. У каждого своя дорога.
Хочется остаться в футболе. Было бы здорово работать в Казани. Мне очень дорог этот клуб. Но пока я не тороплюсь заканчивать. Футбол по-прежнему доставляет мне удовольствие.
При подготовке материала использованы цитаты из интервью Олега Кузьмина изданиям «Спорт-Экспресс», «Спорт день за днём» и порталу «Чемпионат».
Фото: «Чемпионат»