Правила игры Александра Самедова
Сейчас кажется очень странным, что он дебютировал в сборной только в 27 лет, а основным игроком стал и вовсе в 29 у Фабио Капелло. И куда смотрели предыдущие тренеры? Сейчас попробовавший себя почти во всех московских командах Самедов, похоже, переживает лучший период в карьере: Александр замкнул круг, вернувшись в «Спартак», и сразу стал чемпионом, а у Станислава Черчесова выходил с первых минут во всех 12 матчах, забив в них три мяча и отдав пять голевых передач.
Досье
Александр Самедов. Полузащитник
Родился 19 июля 1984 года в Москве.
Воспитанник московских футбольных школ клубов «Красногвардеец», «Динамо» и «Спартак» (тренер – Евгений Викторович Воробьёв).
Выступал за команды: «Спартак» Москва (2001–2005, с 2017), «Локомотив» Москва (2005–2008, 2012–2016), «Москва» (2008–2009), «Динамо» Москва (2010–2012).
Чемпион России 2017 года.
Обладатель Кубка России 2003, 2007, 2015, 2017 годов.
Пять раз входил в список 33 лучших футболистов чемпионата России: 2009, 2012, 2014, 2016, 2017.
В составе сборной России провёл 42 матча, забил 6 голов.
Участник чемпионата мира 2014 года и чемпионата Европы 2016 года.
Мастер спорта.
Правила игры Александра Самедова
Семь лет. Первый класс. Был набор. Пришёл тренер и предложил пойти в школу. Это была школа «Красногвардеец».
Был период, когда я немножко халатно относился к футболу. Я был ребёнком, видел, что мои ровесники круглые дни занимаются чем-то там на улицах, гуляют и играют. А я, как проклятый, сумку на плечо и на тренировку. И тут важную роль сыграли родители. Я мог пропустить тренировку. Был момент, когда я даже говорил, что мне надоел футбол. Но родители, не помню точно, что было сказано, в общем, убедили меня, что не стоит бросать. А дальше – футбол, футбол, футбол.
На старте, наверное, всем трудно. Нужно привыкнуть к определённому ритму, втянуться. Первые годы на занятия меня отвозила мама, потом стал сам ездить. По понедельникам, вторникам и четвергам сначала была школа, потом тренировки, в оставшиеся дни – наоборот. Просыпался в полшестого, в четверть седьмого садился в автобус. И так день за днём, год за годом... Сурово! Не все выдерживали.
Когда болельщики порой рассуждают, мол, миллионеры по полю бегают, я отчасти с ними соглашаюсь. Да, в большом футболе и деньги платят солидные, но надо помнить, что в детстве все пинали мяч во дворе, а в профессионалы вышли единицы. Как говорится, а вы попробуйте...
Я с Димой Торбинским занимался в спартаковской группе 1984 года рождения, а годом старше подобралась гениальная команда. Они обыгрывали любых соперников, побеждали во всех турнирах, в которых принимали участие. Специалисты предрекали парням суперкарьеру, но сегодня из того выпуска мы знаем лишь Пашу Погребняка. Остальные куда-то пропали, затерялись. Увы, масса примеров, когда блестящие ребята не вырастают во взрослых мастеров.
Я выходил на поле в официальных матчах каждые выходные. Если отец оставался чем-то недоволен, то отчитывал после всякой игры. До слёз, конечно, не доходило, но вспоминать об этом не слишком приятно. Не знаю, правильно ли это было. Может, если бы не ругал, ничего бы и не вышло.
Мои футбольные дела отец жёстко контролировал, спуску не давал. Был сильно недоволен, если что-то не получалось. Да и когда всё складывалось, редко хвалил. Не позволял расслабляться. Сказать по правде, я его боялся... Хотя можно и помягче выразиться – сильно уважал. Отец у меня очень строгий.
В 1996 году я оказался в школе «Спартака». Вспоминаются поездки в Сокольники. Безусловно, это были приятные годы. Я постепенно, шаг за шагом попадал в молодёжные команды, в дубль. Двумя словами – это было отличное время.
До моего прихода в клуб я не был болельщиком красно-белых. Всё дело в том, что жил тогда недалеко от стадиона на Восточной улице. В общем, симпатизировал «Торпедо». Тому ещё, до раскола.
«Спартак» сыграл большую роль в моей футбольной судьбе. Жили мы в Царицыне, но фактически детство я провёл в Сокольниках. Каждый день мотался через пол-Москвы на тренировки в манеж. После десятого класса сразу попал в спартаковский дубль, в девятнадцать лет играл за основной состав. Тогда же сел за руль собственной машины. Первое авто купил в 2004-м. Через год после окончания школы...
На меня и прежде обращали внимание, но что девятнадцатилетнего пацана поставят в основу «Спартака», было большой удачей, везением. Тогдашний главный тренер команды Невио Скала что-то рассмотрел во мне. Его доверие окрыляло, гнало вперёд. Я очень старался и закрепился в стартовом составе. В том году провёл 29 матчей в чемпионате России, дебютировал в Кубке УЕФА, забил гол «Мальорке»... Сказка, а не сезон! Верил, что карьера и дальше будет идти лишь вверх и вверх.
У меня был хороший сезон в 2004 году. В команду пришёл Старков – тренер со своим видением футбола, со своими идеями. Он сразу дал мне понять, что не видит во мне игрока основного состава. На тот момент у меня были предложения, но я решил остаться. И начал сезон в «Спартаке», когда мне предоставлялся шанс, я играл. Но потом на мою позицию был приобретён Владимир Быстров. И я уже не видел смысла оставаться. Тем более при таком предложении, которое последовало от «Локомотива». Начались переговоры. В «Локо» во мне были очень заинтересованы. И я принял решение, что перехожу.
Следующие три года удачными никак не назовешь. Я много раз пытался разобраться в причинах и пришёл к выводу, что проблема в психологии. Не справился с грузом ответственности. «Локо» заплатил за трансфер большие по тем временам деньги, от меня много ждали, и это сильно давило. Старался поскорее доказать всем, что стою потраченного, а получалось ещё хуже.
Не скажу, будто в «Спартаке» голова у меня сильно кружилась от успехов. Тяжёлую стадию звёздной болезни я благополучно миновал. Если даже переболел, то в лёгкой форме. Но «Локо» стал серьёзным испытанием на прочность. Это чистая правда. С другой стороны, вместе с командой я выиграл Кубок России, дважды стал бронзовым призёром чемпионата. Не стоит всё мазать чёрной краской, были и светлые дни.
Не секрет, что атмосфера играет большую роль. Если в коллективе здоровые отношения, то и на поле всё будет нормально. По крайней мере мой опыт подсказывает, что одно с другим точно связано.
Я-то ещё застал в «Спартаке» тех людей, которые ковали славу красно-белых: Ананко, Хлестов, Титов… Овчинников и Хохлов – в «Локомотиве», но их след через полгода простыл. Ровный коллектив подобрался в «Москве». Каждый период по-своему особенный, ни с чем не сравнимый.
Ответственность присутствует всегда и везде. «Спартак» – большой клуб, так что о давлении лишний раз говорить не стоит. «Локомотив» отдал за меня приличные деньги, и там я горел желанием доказать, что достоин их.
Когда выступал за «Локо» и «Москву», фанаты «Спартака» порой высказывались в мой адрес в том смысле, что играю против их любимой команды. Единственный раз и я не сдержался, на эмоциях показал трибунам жест, за который потом официально извинился через прессу. С той поры никаких инцидентов не было.
В «Москве» был чудо-период! Потрясающий коллектив, замечательная атмосфера. Блохин начал, Божович продолжил. Мы получали удовольствие от тренировок, от футбола, от того, что находимся вместе. Всё нравилось!
После «Москвы» мог вернуться в «Спартак». Но выбрал «Динамо». Слышал версию, будто меня перекупили деньгами. Посмеялся. Не деньги были для меня решающим аргументом, это точно. Я ведь встречался тогда с обоими главными тренерами – и «Спартака», и «Динамо», но в итоге остановился на последнем.
Когда писали что-то обидное, излишне болезненно реагировал. Но сейчас отношусь к этому спокойнее. Наверное, повзрослел, раз мне абсолютно всё равно, что про меня напишут. Может, поэтому и стал более открытым.
За карьеру я поменял четыре московские команды, и кое-кто, знаю, думает, что Самедов каждый раз играл на повышение зарплаты, вот и переходил из клуба в клуб. Это не так.
Жена приготовила подарок: дома стену украшают майки всех тех клубов, в которых я выступал. Так аккуратненько в рамках висят в ряд.
Италия и Испания мне очень нравятся. Чемпионаты этих стран мне более симпатичны, чем английская премьер-лига. А за «Милан» я болею с детства. В Италии тактически грамотный футбол.
Я бы хотел, чтобы мои дети занимались спортом. Самое главное, чтобы это был их сознательный выбор. А что касается конкретно футбола, то я бы предпочёл что-нибудь другое.
Я и сам очень люблю другие виды спорта. Хоккей и баскетбол. Люблю, соответственно, НХЛ и НБА, не в обиду будет сказано российским соревнованиям. Старался посмотреть почти все серии плей-офф прошедшего хоккейного сезона.
С 1994 года болею за «Нью-Йорк Рейнджерс». Случайно увидел по телевизору финал Кубка Стэнли против «Ванкувера» и подсел. За канадцев тогда играл Паша Буре, за американцев – Сергей Зубов, Алексей Ковалёв, Сергей Немчинов. Плюс легендарные Брайан Лич, Марк Мессье, Майк Рихтер... Как же мне понравились «рейнджеры»! С тех пор я их поклонник.
Предпочитаю проводить время в кругу семьи. Или с друзьями. Любим с женой ходить в кино. Ничего сверхъестественного.
Утром открываю глаза, встаю и иду в ванную. А после умывания сразу варю эспрессо. Хотя все зависит от настроения, могу выпить и латте, и ристретто. Но мой день обязательно начинается с кофе. Это уже закон.
В 2003-м Романцев начал помаленьку подпускать меня в основу «Спартака», и, видимо, я попал на заметку к скаутам. Тогда и слетал единственный раз в Баку. Вернулся, посоветовался с отцом, и больше мы этот вопрос не поднимали. Зачем? Пришлось бы отказаться от российского гражданства, стать легионером... Это создавало дополнительные проблемы для карьерного роста, а не помогало. Я же не враг себе, правда? В конце концов, родился и вырос в Москве, говорю на русском.
У нас в Баку почти никого не осталось, только дальние сородичи, как говорится, седьмая вода на киселе. Отец живёт в Москве более сорока лет. Отслужил три года на флоте и переехал сюда. Отучился, получил водительские права и с тех пор крутит баранку. Управлял большегрузными автомобилями типа «КамАЗ». Шофёр, классический работяга. А что? Не всем же в белых перчатках щеголять. Мои дяди, отцовские братья, живут в Твери. Они тоже осели в России после армии. Раньше ведь все были гражданами одной большой страны под названием Советский Союз...
Может, я пошёл в русскую маму? А если серьёзно, стараюсь избегать конфликтных ситуаций. Ничего скандального за мной не числится. Что-то могло быть по мелочи в детстве. Банальные стычки во дворе и на улице, не более.
Сын очень тяжело появился на свет, родился семимесячным. Юлю срочно госпитализировали, положили в реанимацию. Я был с «Москвой» на сборах в Австрии. Жена успела только позвонить и сказать сквозь слёзы, что её везут в больницу. После чего почти сразу отключилась – потеряла сознание. Я тут же переоделся в цивильное, снял в банкомате деньги и попросил заказать билет на ближайший рейс в Россию. Сел в такси, поехал в Зальцбург и ночью улетел.
Новый год – мой любимый праздник. Так повелось с детства. Прежде 31 декабря всегда проводил дома, в кругу родных и друзей. Потом традиция нарушилась, но вот дострою дом, и обязательно к ней вернёмся. Соберу за городом всю семью. У нас на участке растут ёлки, украсим самую красивую и будем любоваться...
При подготовке материала использованы цитаты из интервью Александра Самедова изданиям «Газета», «Спорт день за днём» и «Советский спорт».