Как Романцев сборную мира обыграл
7 августа 1994 года в истории российской сборной начался новый этап.
Начался символически, поскольку матч против сборной мира на закрытии Игр доброй
воли никак не назовёшь боевым крещением команды Олега Романцева. Это было всего
лишь шоу.
Интерес к этой встрече периодически подогревался сообщениями в печати о том, что ожидается прибытие многих звёзд первой величины. Например, лучшего игрока прошедшего чемпионата мира Ромарио. Одна из газет даже поместила накануне игры небольшое интервью с Борисом Игнатьевым (которого Олег Романцев пригласил в свой тренерский штаб) с заголовком: «Надеюсь, Ромарио приедет».
Увы, ни Ромарио, ни других звёзд, о которых говорили в последние перед матчем дни, зрителям увидеть не удалось. На поле стадиона имени С.М. Кирова вышли лишь два участника чемпионата мира –1994 в США – болгарин Бончо Генчев и американец Рой Вегерле, который почему-то (видимо, в силу дефицита игроков в сборной мира) играл не в нападении, а в защите. Недостаток футболистов в приезжей команде, судя по всему, привёл к тому, что она была укреплена двумя российскими форвардами – Олегом Саленко и Дмитрием Радченко.
Не смог приехать и тренер сборной мира – Франц Беккенбауэр. В последний момент выяснилось, что он недостаточно хорошо изучил свой контракт, требовавший его присутствия в эти дни в Японии, о чём ему своевременно напомнил его импресарио. Так что роль тренера исполнил другой знаменитый немецкий специалист – Удо Латтек.
Болельщикам, пришедшим на стадион, где в футбол не играли уже года полтора-два, удалось всё же увидеть нескольких техничных игроков, периодически демонстрировавших незаурядное мастерство. Прежде всего выделялись в составе гостей вратари – финалист чемпионатов мира 1982 и 1986 годов немец Тони Шумахер и румын Сильвиу Лунг, хорошо известный российским любителям футбола по матчам за сборную на чемпионате мира в Италии и за «Стяуа», которая в 1989 году по пути во второй в своей истории финал Кубка чемпионов обыграла московский «Спартак». Оба голкипера потрудились на славу, по несколько раз сумев спасти свою команду от гола.
Среди полевых игроков сборной мира выделялись знаменитый поляк Збигнев Бонек, решивший после нескольких лет тренерской деятельности тряхнуть стариной, и Лайош Детари – по большому счёту, пожалуй, единственный по-настоящему высококлассный игрок в венгерском футболе того времени. Он отметился и довольно опасным ударом издали, и рядом тонких пасов, в том числе и в эпизоде, приведшем к голу Генчева, когда счёт стал 1:1.
Не подкачала и сборная России, игравшая, может быть, не с той решимостью и не с тем напором, с какими следует играть важные матчи, но всё равно продемонстрировавшая желание и стремление идти вперёд.
Журналист еженедельника «Футбол» (№33, 1994) Олег Винокуров, рассказывая о матче, обратил значительную долю внимания на качество поля:
По окончании матча Романцев выглядел довольным. «Для такого матча, – сказал он, – и для такого поля игра, я считаю, была достаточно интересной».
Что касается поля, то о нём необходимо сказать несколько слов. По образному выражению Вячеслава Колоскова, на таком поле и «корова мениск получит». «Так что, может быть, даже хорошо, – сказал президент РФС, – что не приехали звёзды первой величины. А то ещё отказались бы играть на таком поле, был бы очередной скандал».
Скандала избежать удалось, но качество поля, думается, бросилось в глаза как тем, кто сидел на трибунах, так и телезрителям. Едва ли можно было найти на нём хоть один ровный участок площадью в квадратный метр – словно вспахали его накануне игры. И ведь, что интересно, времени на подготовку поля было хоть отбавляй. Стадион имени Кирова, как уже говорилось, забыл, что такое футбол, ведь местные команды, находящиеся где-то в нижней части таблицы первой лиги, на него не пускают, так что за год-другой можно было при желании обустроить идеальный газон. Ан нет. В чём же причина? Может быть, беря пример с работников московских Лужников, превративших стадион в толкучку, их питерские коллеги тоже сдали поле в аренду какому-нибудь колхозу?»
Как это было
РОССИЯ – СБОРНАЯ МИРА – 2:1 (1:0)
7 августа 1994 года. Матч, посвящённый закрытию Игр доброй воли. Санкт-Петербург. Стадион им. С.М. Кирова. 78 000 зрителей.
Судья: Вадим Жук (Белоруссия).
Россия: Заур Хапов, Дмитрий Хлестов, Рамиз Мамедов (Владислав Тернавский, 55), Юрий Никифоров, Рашид Рахимов (Алексей Косолапов, 78), Илья Цымбаларь, Валерий Есипов (Владислав Радимов, 63), Владимир Нидергаус (Роберт Евдокимов, 46), Андрей Пятницкий (к), Омари Тетрадзе, Игорь Симутенков.
Тренер: Олег Романцев.
Сборная мира: Тони Шумахер (Сильвиу Лунг, 46), Нир Клингер (Олег Саленко, 73), Рой Вегерле, Бобан Божович, Збигнев Бонек (к), Дмитрий Радченко (Бончо Генчев, 46), Ярослав Арашкевич, Вив Андерссон, Олег Саленко (Дмитрий Радченко, 60), Лайош Детари, Бончо Генчев (Четин Огуз, 32).
Тренер: Удо Латтек (Германия).
Голы: Тетрадзе (22), Генчев (49), Радимов (87).
Предупреждение: Бонек (83).
Фото: ТАСС