"Наши девочки пока не готовы быть в зоне дискомфорта"
Старший тренер юниорской сборной России Валентин Гавва в интервью официальному сайту РФС подвел итоги мини-турнира Элитного раунда Чемпионата-2018 U-17. На нем российская команда заняла 3-е место и не вышла в финальную стадию ЕВРО.
– Расстроены турниром?
– Это даже недостаточно полное слово. Сказать, что расстроены – это значит ничего не сказать. В турнире, где мы могли и должны были брать 6 очков, в итоге взяли одно. Так что турнир я считаю провальным. Очень многое на нем решала первая игра с Данией, а мы ее упустили – долгое время вели в счете, а в концовке пропустили и отдали победу. После этого матча эмоциональный фон в целом был не очень хорошим. Мы пытались переломить ситуацию, настраивали девочек, но в таких мини-турнирах, когда выходит только одна команда, а значит – нужны победы во всех матчах, поражение в первой же встрече многое ломает. А когда психологически в команде к такому стрессу готовы не все, становится вдвойне тяжелее.
– Сейчас, по прошествии нескольких дней, как считаете, можно было предотвратить поражение от Дании?
– Пересмотрел игру несколько раз, и готов повторить, что нас подвела реализация. Причем не только в этом матче – в каждой игре у нас было не меньше трех моментов. И не просто ударов, а полноценных моментов, где надо было лишь ногу поставить после прострела или забить после выхода один на один. Но мы, к сожалению, на всем турнире ни разу этого не сделали. Это вопрос технического оснащения и психологии. А когда не забиваешь сам, сложно рассчитывать на победу.
– Итог матча с Испанией – 0:4…
– Мне приятно, что в том матче глаза у девочек горели. Пусть уровень и класс соперника были выше, игровое и территориальное преимущество тоже было на их стороне, но все равно наша команда играла с желанием. Они бежали, глаза у них горели, они старались и пытались создать моменты, пусть в этой игре у нас их было и немного. Что могли, они делали, и как раз чувства обреченности не было даже в раздевалке после игры.
– А что скажете про матч с Израилем?
– Тут мы как раз перегорели. В детско-юношеском футболе так бывает, когда носики поднимаются выше уровня глаз. Когда футболисты до игры уже выиграли. Мы много разговаривали с ними на эту тему, но все равно получилось, что наши вышли на матч уже победителями. В игре соперник неожиданно стал встречать выше, а наши были не готовы к такому и не смогли перестроиться по ходу игры. К некоторым футболистам, честно говорю, вопросов не было. Они понимали, что играют за страну, за команду, и пусть что-то не получалось в тактическом или техническом плане, но жажда борьбы была. Отметил бы Алсу Абдуллину и Анастасию Тренькину. Вот такие люди и должны играть за сборную – может что-то не получатся, ошибки всегда могут быть, но по самоотдаче вообще нет вопросов. Если бы все так отдавались игре, как они сегодня, результат был бы совсем другой. Это одна из причин ничьи.
– Вторая?
– Уровень подготовленности девочек. Амбиции и оптимизм в глазах тренера – это хорошо, но все равно после таких турниров понимаешь, что уровень подготовленности у наших футболистов недостаточен. Мы здесь играем с представителями юниорских клубов, а из нашей сборной уже 10 человек тренируются с составами высшей лиги. Но все равно у нас скованность и боязнь перед игрой. То есть даже после взрослого футбола наши девочки, возвращаясь к юниорскому, все равно переживают и бояться перед каждым матчем. Неуверенность в своих силах порождает технический и тактический брак. И на таких турнирах это видно лучше всего.
– Откуда это берется?
– Игр такого накала, когда надо думать о сопернике уже накануне, готовить себя к матчу с ним, у девочек очень мало в году. Максимум – две-три на МРО, и на Спартакиаде еще несколько, и то туда не все попадают. Девочкам не хватает игр с высоким накалом, высокими скоростями, когда все время напрягают, не дают головы поднять. Когда таких матчей много, подготовка к ним входит в систему. А когда это разовый стресс, раз в год съездить на Элитный раунд, а потом ждать таких матчей еще полгода-год, становится тяжело себя настраивать. Датчанки и испанки выходят на такие матчи так раскрепощенно, словно идут на тренировку. А наши не готовы пока быть в зоне дискомфорта на протяжении всей игры, и не справляются со стрессом.
– И где искать этот стресс?
– Общался недавно с тренерами Португалии, Франции, вот тут – Испании. Они рассказали, что девочки вне сборной проводят 45-55 игр за год. У нас, к сожалению, у некоторых девочек не набирается и 10-ти. Мне, как тренеру сборной, хотелось бы видеть больше соревнований, больше матчей девочек с мальчиками – так играет вся Европа.
– Чисто визуально те же сборные Испании и особенно Дании выглядят намного мощнее – например, по росту…
– Есть такое. Материально-технические возможности наших клубов, какие они? Можно их сравнивать с "Барселоной", "Атлетико" Мадрид, с датским футболом? У нас только детско-юношеская школа "Чертаново" набирает девочек по возрастам, а в целом в регионах это только группы, зачастую с разными возрастами, где девочки с разницей в 2-3 года занимаются на отдельных участках поля. Не во всех регионах есть идеальные условия, хотя сами девочки есть, но это, к сожалению, наши реалии.
– Будущее этой команды, этих девочек?
– Думаю, это будущее российского футбола. В каждой стране год на год по-разному приходится, а у нас получилось так, что давно не было хорошего поколения, и от этого сейчас страдает даже национальная сборная. Но вот игроки 2001 – 2002 годов рождения, можно сказать, выдались урожайными. В этом поколении есть перспективные девочки, их просто надо вести дальше. Я очень рад что из этой сборной 10 футболистов полноценно тренируются с клубами высшей лиги, кто-то конкурирует за место в основном составе. Так что я думаю, что многие из этой команды перейдут в молодежную сборную, а потом дорастут и до национальной команды.