"Отбор на молодежный Евро – самый сложный в футболе"
23 ноября 50-летие отметил Николай Писарев — бывший старший тренер молодежной сборной России. Специалист также долгое время входил в тренерский штаб национальной команды по пляжному футболу, был спортивным директором РФС. Сейчас ту же должность специалист занимает в футбольном клубе "Урожай", играющем в Профессиональной футбольной лиге (ПФЛ). Писарев рассказал о работе в Краснодаре, любви к Испании, о причинах неудач молодежной сборной и о том, в чем иранцы-пляжники сильнее россиян.
"В футболе хочется развиваться"
— Сейчас вы находитесь в Японии. Почему именно там решили отметить юбилей?
— Честно говоря, так совпало. Я приехал сюда по семейным делам. Спасибо интернету, что здесь я могу смотреть все матчи, какие захочу. И РПЛ, и ФНЛ, и сборной. Да и японского футбола тоже много. За ним я почти не слежу, зато, благодаря отпуску, увлекся сумо. Никогда не думал, что это так интересно. Просто не оторваться!
— Понятно, что работая в "Олимпийце", вы много времени проводили в Нижнем Новгороде. Теперь живете в Краснодаре. Скучаете по ритму столицы?
— И Нижний Новгород, и Краснодар — города-миллионники, так что не заскучаешь. Хотя сравниться с Москвой они, конечно, не могут. Но я очень доволен, что у меня есть возможность заниматься любимым делом. Где — неважно. Тем более, с "Урожаем" мне очень повезло: и климат, и море, и люди. Они в Краснодаре очень похожи на испанцев. Вообще все напоминает Севилью. Там половина города болеет за "Севилью", половина — за "Бетис". Две традиционно соревнующиеся между собой команды. Прямо как в Краснодаре до недавнего времени.
— Расскажите о первой реакции на приглашение от "Урожая".
— Уже не помню. Так получается, что у меня в жизни почти никогда нет простоя, я всегда чем-то занят. После окончания карьеры игрока меня сразу позвал к себе Игорь Шалимов. Потом был пляжный футбол. Потом — предложение от Сергея Фурсенко стать спортивным директором РФС. Следом — молодежная сборная. Я не очень долго размышляю, когда куда-то зовут, потому что в футболе хочется развиваться.
— А какая деятельность вам ближе — административная или тренерская?
— Наверное, тренерская. Хотя и с позиции спортивного директора интересно узнавать внутреннее устройство клуба, федерации. Начинаешь понимать, как взаимодействуют международные организации. Эти знания никогда не лишние. Весь этот опыт мне не раз помогал в тренерской работе.
—Главный тренер "Урожая" Евгений Калешин советуется с вами в ходе тренировочного процесса?
— Мы общаемся, иногда обсуждаем игру, схему, тактику. Но влезать в тренерские дела я не люблю. Могу поделиться своими взглядами и мыслями, но не более.
"Мне повезло с поколением"
— При вас молодежная сборная России впервые за 12 лет вышла на чемпионат Европы. Но после 2013 года это ей больше не удавалось, и на следующем европейском первенстве команда также не сыграет. Как считаете, в чем причина?
— А знаете, где в футболе самый сложный отбор? Именно на молодежном чемпионате Европы. При мне выходило восемь команд, сейчас число увеличилось до двенадцати. Но проблему это не решает, труднее попасть только на Олимпиаду. Почему в 2012-м команда заиграла, а сейчас не играет? Мне повезло с поколением. Одаренные были ребята — 1990-1991 года рождения. Такие люди не могут появляться каждый год. Не только в России, но и мировая практика такая. Плюс жеребьевка. А еще — игровое время молодежи в клубах. Посмотрите, что сейчас происходит: у этих футболистов мало практики, что это — эпизодические выходы на замену? Раньше они играли чуть ли не в стартовом составе и в чемпионате страны, и в Лиге чемпионов.
— Если говорить о взрослой сборной, какую оценку можете дать выступлению россиян в Лиге Наций?
— Чемпионат мира многое дал. Этот год мы воспринимаем позитивно, несмотря на последние неудачи. Слишком много эмоций потратили, так что трудно было ожидать прыжка выше головы в дальнейшем. У нас же нет возможности найти два равных состава, как у Испании или у Франции. Психологически многие наши игроки были выхолощены после чемпионата мира. И травмы без конца, поэтому додавить шведов сил не хватило.
"Мы поставили на место бразильцев"
— Пляжная сборная в этом сезоне тоже не добилась того, чего хотела. Была возможность вернуть себе титул лучшей команды на Межконтинентальном кубке, но Иран в финале был сильнее. Что такого делают иранцы, чего не могут наши?
— В свое время мы поставили на место бразильцев. Они поняли, что пешком в пляжный футбол никого уже не обыграешь. Они подстраивались под нас. С Ираном сложнее. Это прекрасно готовая физически и организационно команда. Там много игроков, которые совмещают пляжный с мини-футболом. Иранцы — очень сильный соперник. Наверное, сильнейший в мире.
— Во время работы с пляжниками вы нередко сами выходили "в поле". Сейчас хотя бы на тренировках "Урожая" удается погонять мяч?
— С действующими футболистами уже нет. Но с ветеранами часто играем в "дыр-дыр" — пять на пять, шесть на шесть. Все в клубе, и руководство в том числе, постоянно собираются и устраивают матчи. Нельзя не играть: ты же занимаешься этим делом, отдаешь ему всего себя.
"Падел станет олимпийским видом"
— Тогда расскажите о другом своем увлечении — паделе. Как пришла эта идея?
— Все началось с большого тенниса. После футбола это мой любимый вид спорта. Но это довольно дорогое увлечение. Корт, да и партнера не всегда можно найти. В теннисе очень сложно двигаться вперед. А падел доступный. Я как-то был в Испании и видел, какими темпами он там развивается. Там играют все. Я вообще думаю, что со временем падел станет олимпийским видом спорта.
— Насколько успешно совмещаете занятия с работой?
— Сейчас я воспринимаю падел как альтернативу залу. Бегать, тягать железо — очень скучно, я с трудом могу себя заставить. А здесь — полтора-два часа на корте и результат тот же. Плюс эмоции, это же соревновательный процесс.
— В 2006 году вы пробовали себя в роли комментатора. Почему не стали продолжать?
— Не мое. Это очень сложная профессия, нужно обладать соответствующим даром. Знать, что сказать, как сказать… То же самое, что и писательство. Сейчас так модно: все пишут книжки. А я понимаю, что у меня нет ни желания, ни дара.
— Подведите короткий итог: что уже удалось, а чего еще хотели бы достичь?
— Хочу развиваться в спорте, но в каком качестве — не знаю. В моем возрасте поздно менять что-то. С нуля я точно нигде начинать не готов. Жизнь сама подскажет, куда двигаться. Но однозначно — в футболе.