"Клубы все делают для того, чтобы мальчишки играли в футбол"
Защитник сборной России Роман Нойштедтер в эксклюзивном интервью РФС рассказал о системе подготовки молодых футболистов в Германии, трудностях совмещения учебы и спорта и немецкой дисциплине.
— В каком возрасте Вы начали заниматься футболом?
— Футболом я начал заниматься очень рано. У нас в семье и папа в футбол играл. Я часто на него смотрел. В 6 лет я пошел профессионально тренироваться, а до этого каждый день играл на улице с отцом.
— Насколько жесткий отбор в немецкие футбольные школы?
— Я рос в маленьком городе Майнц, там отбора особого не было, почти всех пацанов брали, любого, кто умел бегать и бить по мячу. Со многими мальчишками я прошел путь от 6-ти лет до 14-15-ти.
— Насколько жестко в Германии требуют результата в детском футболе?
— Не знаю, потому что у нас был маленький клуб, сейчас, возможно, что-то поменялось. Самым важным для нас было получать удовольствие от игры в футбол. Мы не тренировали тактику, тренер делил нас на две команды, и мы играли "двухсторонку".
— Насколько тяжело в Германии совмещать футбол с учебой?
— Когда был маленьким, сидел в школе по 5-6 часов, стал постарше — проводил там 9-10 часов. Легко не было, но совмещать учебу и футбол, думаю, можно. Сейчас при клубах есть специальные школы и, если, например, игрок уезжает на сборы — ему дают с собой домашнее задание. Приходится учить уроки во время сборов и тренировочного процесса. Даже когда на носу важные матчи. Например, юношеская Лига чемпионов. Это происходит из-за того, что чуть ли не каждую вторую неделю приходится пропускать занятия. Здорово, когда клуб работает вместе со школой.
— В каком возрасте приходится выбирать между футболом и другой профессией?
— Когда я закончил школу, мне было 19 лет. Еще не было ясно, стану ли я профессионалом. Я начал учиться другой профессии. Через год "Майнц" подписал со мной контракт и всё стало понятно.
— С какого возраста в немецком футболе прогресс футболистов начинают отслеживать с научной точки зрения?
— Когда ты маленький, большой аналитической базы про тебя точно нет. Центры для подготовки молодых футболистов в Германии одни из самых лучших в мире. Они есть везде. Там очень много полей, есть раздевалки для двух команд. Всё на высшем уровне. Большая аналитическая база начинает накапливаться в 16-17 лет.
— В Германии очень развиты digital-технологии. Какие главные технологические новинки применяются?
— Не могу сказать, что в Германии есть то, чего я не видел в других странах. Читал, что повсеместно в клубах появляются большие экраны, на которые тренеры выводят картинку с тренировки и обсуждают ту или иную ситуацию с командой или индивидуально с игроком. Мы точно так же готовимся, отсматриваем соперника, его сильные и слабые стороны. Сейчас всё развивается. Но не думаю, что все команды работают так, как "Лейпциг" или "Хоффенхайм". Они сейчас на самом высоком уровне в Германии.
— Во сколько лет в Германии уже понятно, что футболист не попадет в профессиональную команду?
— Недавно читал, что сейчас в Германии есть игрок, выступающий в первой Бундеслиге, который ещё четыре года назад играл в восьмом или девятом дивизионе. Не думаю, что, если тебе 24 или 25, нужно заканчивать мечтать о карьере профессионального футболиста. Если ты играешь на хорошем уровне, много работаешь, есть шанс, что тебе повезет, и все получится.
— Как выглядит психологическая и социальная подготовка в Германии? Обучают ли общению со СМИ?
— Нет не обучают. Но нам говорят, что мы должны быть аккуратными при общении с прессой.
— Почему иностранные футболисты охотнее общаются с прессой, чем российские?— Не знаю, наверное, просто люди более открытые. В Германии есть футболисты, которые говорят всё, что думают. Но если ты капитан или вице-капитан, нужно следить за тем, что говоришь.
— Поиск молодых талантов, помощь в развитии футболиста, огромное количество центров и клубов — всё это помогает игроку в Германии выйти на профессиональный уровень. А что немецкой молодежи мешает попасть на самый верх?
— Об этом тяжело говорить, потому что в Германии всё делается для того, чтобы молодой игрок хорошо себя чувствовал. Бутсы, все остальные вещи они получают от клубов. Форму сами не стирают, хотя у меня было так. Клубы всё делают для тебя. Дальше всё зависит от самого игрока. От того, насколько он хочет стать профессионалом, его таланта и, конечно, настроя. Клубы всё делают для того, чтобы мальчишки играли в футбол, и у них больше не было никаких проблем.
— Немецкая дисциплина – врожденное или приобретенное качество?
— Думаю 50 на 50. У немцев очень развита организация. Но есть игроки, которые уже в 16-17 лет заключают контракт с одной командой и в 18 лет могут остановиться в своем развитии. Молодых игроков иногда много балуют. Они еще ничего не достигли, а у них уже контракты со спонсорами. Часто футболисты подписывают профессиональное соглашение, после чего останавливаются, думая, что у них уже еть стабильность. В Германии сейчас очень большая конкуренция среди молодых футболистов. Нужно сразу себя показывать.