"Вратарь – главное действующее лицо в пляжном футболе"
Голкипер Андрей Бухлицкий больше десяти лет выступал за сборную России по пляжному футболу, а теперь входит в тренерский штаб команды. В четверг, 7 февраля, вратарь отмечает 37-летие. В честь этого события пуликуем интервью со спортсменом.
— Как вы попали в пляжный футбол?
— Шел 2005-й год. У меня был контракт с клубом второй лиги — тверской "Волгой". Я заключил договор на второй круг, а летом уже играл в пляжный футбол в Серебряном бору — с ребятами, которым начинали: там были Шкарин, Леонов и другие. Мы давно друг друга знаем: с кем-то жили в одном районе или округе, с кем-то играли в одной команде. Мне сразу понравилась эта динамичная игра. Завлекло то, что тут сложно играть, особенно вратарю. Я за лето столько напропускал голов, что не знал, что делать с этим мячом. Но это меня не оттолкнуло, а, наоборот, подготовило.
В итоге я отыграл второй круг в тверской "Волге". В конце сезона, когда у меня закончился контракт, Александр Александрович Алаев позвонил и предложил куда-то поехать — я согласился, даже не спросив куда. Узнал только, что это будет сбор пляжной сборной. Там все были свои, я знал, что меня ждет. Это был первый турнир — Кубок Европы 2005 года в "Лужниках".
— Все, кто смотрел пляжный футбол, запоминают вас. Дело в прическе?
— Думаю, что из-за результатов нашей команды, а прическа — скорее дополнительный атрибут (улыбается). В пляжном футболе вратарь — главное действующее лицо. От него всегда всё зависит, во всех играх с мячом. Но пляжный футбол стоит особняком. Здесь голкипер участвует и в защите, и в атаке. Когда много моментов, а игра динамичная, у вратаря много работы. Если у него получается справляться с работой, то он оказывается на виду. Видимо, с этим и связано. Потом уже дело дошло и до прически.
— Откуда взялась косичка?
— Я пробовал такую прическу и в большом футболе, но она там не подходит по драйву. Мне так "не поперло", что я сбрил все к чертовой матери (смеется). А потом, я не люблю быть как все и находиться в общей массе. Мне по душе выделяться: что захотел, то и сделал, но в рамках разумного. Формат пляжного футбола подразумевает веселье для зрителя, тут всё сошлось.
— Можно ведь было сделать гребень. Почему именно косичка?
— Не знаю. Это уже мне неподвластно. Когда-то было музыкальное движение, участники которого были вегетарианцами, а у меня музыкальная семья. Видимо, откуда-то оттуда всплыло. Мне подходит (улыбается). И для вратаря, и для песка длинные волосы — не очень хорошо.
— Вас знают еще и потому, что вы первый, а может и единственный, кто вел блог о пляжном футболе с названием "песочный человек".
— Это началось тогда, когда спортивные блоги еще только зарождались. Было такое дело, но у меня не "покатило", потому что это все-таки не мое. Я не могу из пальца высасывать темы, а говорить о том, как я с утра съел яичницу — пустое. Да, событий было много, я пытался их описывать, но, наверное, всё-таки не попал в "волну". Блоги подразумевают разговоры и рассуждения обо всем и во все стороны, а я не могу распыляться. Мне не интересно.
— Вы были основным вратарем в сборной, когда у нее начало все получаться, и ее стали узнавать. И тут приходит Филимонов.
— Класс! Почему нет? Многие видят лишь плохую сторону конкуренции в том смысле, что кто-то кого-то двигает. Конкуренция еще и дает хорошие плоды команде, что очередной раз подтвердилось для меня. Мне по жизни везло с напарниками и коллективами в футболе, да и не только в нем. Когда Саня пришел в пляжный футбол, он был уже опытным мастером и добавил профессионализма. Я всегда у всех учусь, и Сашка оказался таким же. Он вник в работу, поэтому у нас получился результат. Конкуренция всегда есть, независимо от того, слабее вратарь или сильнее. Тем более, в пляжном футболе нет основных вратарей.
— Чему вы научились у Филимонова, а он у вас?
— Для него работа с песком была чем-то новым. Она в принципе полезна и для большого футбола. На ровном поле некоторые упражнения пытаются делать посредством помех: например, мячей неправильной формы. А у нас это все есть и так. У нас другая динамика игры, она быстрее. Думаю, Саше всё это было интересно и он подучился тому, чего не знал или не умел. Я у него научился прежде всего профессионализму и подготовительным моментам по физике.
У нас каждый сезон разный по регламенту и по графику. Основной вопрос заключается в том, когда начинать самоподготовку в отпуске до сезона, чтобы привести мышцы в хороший тонус для работы. От того, что соревнования начинаются в разное время, у нас нет единой системы подготовки — в этом проблема. Саша мне помог именно в этом.
— По мере роста популярности пляжного футбола было понятно, что Россия начинает показывать все более высокий уровень игры и результатов. Однажды вас застали в баре с Эриком Кантона, где вы обещали обыграть его сборную на следующий день.
— Старая история. Чувствую, Юра Горчинский рассказал ее с другой стороны (смеется). Команды живут на всех турнирах в одном отеле. Так случилось, что на следующий день был финал, а Эрик со своей семьей сидел в ресторане. Я тоже оказался там. Уважаю его за гонор в хорошем смысле этого слова. Он игрок с большой буквы, победитель. Когда ты его соперник, это заводит.
— Ожидали, что сотворите историю на Чемпионате мира 2011 года в Равенне?
— Мы каждый чемпионат ожидали этого, шли к титулу поэтапно. Смысл ехать на Чемпионат мира и не верить в победу? Как-то у нас так сложилось, Николай Николаевич Писарев всегда настраивал нас, так было с самого начала пути с 2005 года. Мы уже тогда понимали, что нет смысла играть в футбол и не выигрывать. Это базовый победный настрой. Николай Николаевич нам тогда это вживил, и от турнира к турниру мы проигрывали, боролись, держались, выигрывали, радовались. У нас было все по-честному. Тем более, Чемпионат мира — это всегда знаковое событие. Мы всегда ездили туда за победой.
— До этого вы не преодолевали четвертьфинальный барьер.
— Да, но все и сразу не бывает — это факт.
— Вы уверенно шли по турнирной сетке, когда узнали о том, что разбился хоккейный "Локомотив". Тогда вам предстояло играть с Мексикой, очень неприятным соперником.
— Там все соперники были неприятными. Это жизнь: бог дает, бог забирает. Очень грустно, что так случилось. Нас это, если можно так выразиться, простимулировало. Надо жить дальше и жить ради этих людей, ради спортсменов. Мы поддержали их близких вместе со всей страной и одержали победу. Грустить нет смысла — эти ребята радовались бы нашему успеху.
— Вы тогда вышли в финал с Бразилией — это уже круто. В жизни далеко не каждого спортсмена такое случается. Понимали, что можете выиграть?
— Мы разогнались как локомотив, никто не думал о том, что мы может проиграть. Это было как в тумане: есть день, есть игра, ее надо выиграть. У нас не было разделения на бразильцев и мексиканцев — не смотрели на то, кто против нас выходит. Приходили на собрание, где Михаил Викторович нам говорил нам о тактике на конкретный матч. Мы ее выполняли, и это было в одном едином порыве. Если бы мы начали задумываться, то 100 процентов у нас бы ничего не получилось.
— Но забить двенадцать!
— Они тоже это до сих пор вспоминают и смеются, как будто в волейбол играли. Мы не могли остановиться, было классно. Они тоже разогрелись. Это был хороший матч. Думаю, что наблюдать за ним было круто.
— Вы знали, что ваша супруга находилась на трибунах?
— Да, знал. Это на самом деле тоже было отправной точкой. Я с детства не любил, когда ко мне на игры приезжали родители. Я все время отвлекался, смотрел туда. Как будто бы по старой советской привычке я четко разделял работу и дом. Жена всё правильно сделала, она у меня молодец. Она, видимо, чувствовала больше, чем я, что мы выиграем, еще в преддверии Чемпионата мира. Она сказала, сделала, приехала и выиграла. Я не ошибся.
— Вы выиграли чемпионство, а защитить титул еще сложнее...
— Конечно. Все эти 10 лет можно разбить на несколько этапов: втягивались, боролись с собой (тактикой, техникой), потом преодолевали трудности. Постепенно становились всё лучше и лучше. Хорошо, что все это время мы были наверху.
— Вы приехали на Таити, сыграли первый матч, в котором два основных игрока получили травмы.
— Как я помню, проблемы начались еще в Москве, на сборах. Юрка Горчинский уже дернул мышцу, но еще мог играть — видимо, дожал ее уже там, на Таити. Это тот случай, когда чем хуже, тем лучше. Отступать было некуда: мы уже приехали, никаких замен было сделать уже нельзя. Надо было вытаскивать то, чего нет. То, чего не знали мы сами. Каждый спортсмен хорошего уровня всегда борется не только с соперником, но и сам с собой. Он преодолевает себя: где-то нужно добежать, где-то – пробежать быстрее себя в предыдущем моменте для того, чтобы сделать результат.
Когда выигрывают финалы любого уровня любого турнира комментаторы кричат: "Это немыслимо!" Они используют разные эпитеты и другие слова, а ведь так и есть. Плохо, когда финал проходит по накатанной, и одна команда по классу сильнее другой. Но когда всё в точку, то там как раз и проявляется работа игроков и тренера.
— В день финала в сборной никто не спал. Кто-то смотрел хоккей, а кто-то "Афоню".— Это нормально, мы были перегружены. Перед первой тренировкой с основой, допустим, футболист тоже не спит, потому что переживает. Возникает эмоциональный фон, который перебивает все и не дает уснуть. У меня это уже не влияет на физику. Это тот момент, когда эмоции добавляют тебе суперсилу, как на приставке. Нажимаешь на кнопку, и ты бежишь или бьешь с удвоенной силой. Не важно, спал ты или нет: финал есть финал.
— Вы всё выплеснули. Были ли силы праздновать?
—Да, но спокойнее. Праздновали с испанцами, кстати (улыбается). Они пришли к нам после финала и предложили выпить пива. Они общительные, им стало грустно, и мы не отказали.
— Могли ли вы представить, чтобы Россия и Испания вместе что-то праздновали в футболе?
— Праздновали — громко сказано, мы просто общались друг с другом. Наверное, тут другой формат. Все сборные в большом футболе закрыты, готовятся отдельно. Это связано в том числе и с популярностью. Мы стоим немножко на другой ступеньке, далекой от них. Они, конечно, общаются друг с другом, но не в таком формате, чтобы встретиться после турнира и что-то отметить. Пляжный футбол объединяет.
Российский футбольный союз поздравляет Андрея Бухлицкого с днем рождения! Желаем имениннику здоровья, благополучия и успехов в профессиональной деятельности!