"В Новом году желаю ребятам не останавливаться на достигнутом"
В апреле 2019-го года сборную 2004 года рождения возглавил старший тренер академии "Зенита" Иван Шабаров.
В интервью официальному сайту РФС старший тренер команды подвел итоги первого года работы, а также поделился планами на будущее.
– Вы возглавили сборную 2004 года в апреле этого года. Расскажите, как вы стали ее главным тренером: как пришло приглашение и долго ли думали над ним?
– Мне позвонил Андрей Владимирович Лексаков и предложил возглавить сборную. Приглашение пришло неожиданно, особенно учитывая то, что у меня был действующий контракт с футбольным клубом "Зенит", где я работал старшим тренером Академии. В прошлом я тренировал в Академии команды 1994-го, 98-го и 99-го годов рождения. До этого работал в ДЮСШ "Локомотив" с ребятами 1989-го года: некоторых из них я набирал и вел с совсем юного возраста. Я не мог сразу покинуть Академию, поэтому мы договорились, что буду совмещать две должности какое-то время. До конца года я передам все дела своим преемникам, после чего смогу полностью сосредоточиться на работе в сборной.
– Насколько сложно совмещать работу в "Зените" и сборной?
– Совмещение помогало переключиться, так как в Академии я больше вёл методическую работу, а в сборной тренерскую, по которой безумно скучал. Одновременно чувствовал, что везде по чуть-чуть не успеваю, и понимал, что нужно будет выбирать.
– На каком этапе просмотра футболистов этого года рождения вы приняли команду?
– Предложение поступило мне в начале 10-х чисел апреля, в эти даты как раз проходил чемпионат России в Крымске. Я срочно выехал туда, чтобы посмотреть матчи и увидеть ребят – мне нужно было выбрать их из списка, который предложил мне мой предшественник Андрей Львович Гордеев. В Крымске я увидел около пяти матчей и просмотрел основную группу кандидатов в сборную, чтобы сформировать впечатление об их уровне. По возвращении с юга России мы с коллегами спланировали подготовку к турниру в Италии в Новогорске. Там мы впервые увиделись со всеми ребятами, провели 5 тренировочных занятий и отправились на "Делле Национи".
– Тренерам 2002 и 2003 года рождения стало проще отбирать футболистов для своих сборных после появления ЮФЛ. Как вы ищете футболистов?
– Кандидатов на турнир в Италии определял мой предшественник Андрей Гордеев. Я уже ничего не мог поменять в этом списке: ездил только посмотреть на ребят, которые в нем были. Параллельно я увидел еще несколько интересных футболистов, которых взял на заметку. В дальнейшем я ездил на Первенство Москвы: в столицу стекаются лучшие кадры со всей страны – такова реальность на сегодняшний день. Также я понимал, что большая группа хороших игроков находится в Краснодаре, Петербурге и других городах. Опыт работы в детско-юношеском футболе позволял мне предположить, где нужно искать. Второй крупный турнир, на который я ездил, – это Спартакиада в Саранске, которая проходила в конце июля. Последний массовый просмотр был в поселке Изумрудном, где проходили игры Первенства России среди межрегиональных объединений. Отбором игроков для сборной занимаюсь не я один: РФС создал отдел, специалисты которого ищут ребят по всей стране и рекомендуют их тренерам сборных команд.
– Просматриваете ребят, выступающих за пределами страны?
– К сожалению, у меня нет таких ресурсов. Однако, если нам поступает информация о наших футболистах за рубежом, мы обязательно рассматриваем их кандидатуры. Так, на наш первый сбор мы пригласили Анатолия Смехунова, выступающего в испанском "Леванте".
– Как оцениваете поколение футболистов 2004 года рождения?
– Мне приходилось тренировать разные поколения игроков. Если сравнивать 2004-й год рождения с 1989-м, который выиграл чемпионат Европы под руководством Игоря Колыванова, то у родившихся в прошлом веке были ещё другие интересы. Разница в 15 лет дает о себе знать: те мальчишки росли совсем в других условиях, и у них особо не было других альтернатив проведения досуга, кроме футбола. Чем дальше мы будем отматывать хронологическую ленту, тем меньше соблазнов было у футболистов. Сначала появились телевизоры, потом – настольные компьютеры, а сейчас у каждого подростка при себе всегда по одному, а то и по нескольку гаджетов. Люди проводят в них все свое свободное время и перестают общаться друг с другом. Наверное, через 20 лет появятся какие-то другие проблемы – взрослым нужно реагировать на них и понимать, как работать с молодёжью, как подать правильный пример. Первыми с улиц ушли взрослые, а уже потом за ними потянулись юноши и дети. Раньше многие большие игроки оттачивали свои навыки в уличных условиях, куда они попадали благодаря старшим поколениям, служащим им примером.
– Команда провела 5 турниров в 2019 году. Можно ли сказать, что по их итогам у вас уже сформировалось представление о ключевых футболистах, без которых вы уже не представляете сборную?
– За весь год мы просмотрели порядка 50 футболистов и теперь имеем представление о большей части талантливых футболистов этой возрастной группы. Понятно, что это далеко не все игроки: я уверен, что мы еще откроем для себя нескольких из них в будущем. Конечно, ребята, на которых мы опираемся, и вокруг которых мы будем строить свою команду, уже есть. Но не хотелось бы раньше времени ограничивать круг кандидатов – мы продолжаем наблюдать за футболистами и готовы создавать вторую и даже третью сборную нашего возраста, если будет такая необходимость.
– Ваш дебют во главе сборной пришелся на турнир "Делле Национи", где приходилось играть 3 дня подряд, да еще и сразу после первенства России. Как можно оценить уровень ребят в этих условиях?
– Условия были непростыми, но это дало нам возможность оценить характер ребят. Мы много занимались их восстановлением, и повреждений было не так много. Регламент турнира позволял делать по 7 замен за игру, благодаря чему мы могли ротировать состав и не перегружать футболистов. Нам удалось сохранить кондиции игроков, но после турнира в Италии ребят ждало первенство Москвы, а некоторых – еще и чемпионат России среди футболистов 2003 года рождения. Суммарная нагрузка получилась чрезмерной: я знаю, что для нескольких ребят она обернулась травмами. РФС озабочен этой проблемой и пытается синхронизировать календари для тех игроков, которые приглашаются сразу в несколько команд. Каждый матч – это далеко не игра во дворе: тут нужно отрабатывать даже тогда, когда сил уже не осталось.
– Следующим турниром был мемориал Иванова, где мы уступили Сербии и Турции, а также сыграли вничью с Узбекистаном. Не то, на что рассчитывали, не так ли?
– Конечно, ведь мы играли дома, и хотелось выступить достойно. В то же время, мы понимали, что работа должна вестись на перспективу. Мы провели больше 10 тренировок накануне турнира, и видели, что ребята подсели физически из-за больших нагрузок. Мы не старались подготовить ребят именно к турниру, а ставили перед собой цель провести определенную тренировочную работу. Играли мы неплохо, но с трудом забивали голы и не реализовали множество своих моментов. Сербия и Турция – очень неплохие команды, и я благодарен ребятам за то, что они проявляли характер, дважды отыгрываясь с 0:2. В каждом матче мы играли на победу, но, к сожалению, пропускали в концовках и уже не успевали отыграться. В матче с Узбекистаном мы контролировали мяч большую часть игры, но реальных возможностей забить создали не так уж и много.
– На турнире во Франции вы встретились сборными, которые на взрослом уровне считаются одними из лучших в мире – наша команда смотрелась более чем достойно…
– Бельгия, Франция и Италия котируются достаточно высоко и на юношеском уровне – это одни из лучших стран по подготовке молодых футболистов. Уже по первому же матчу с Италией ребята поняли, что с любой командой можно играть и побеждать. Во встрече с Францией нам на помощь пришли защитники, которые забили оба гола. Эта победа придала нам уверенности, и в матче с Бельгией отличились уже и нападающие. Самый главный итог турнира в том, что у нас получилось объединить команду, которая играла с огромным желанием.
– Последним турниром в 2019 году стал недавно прошедший Albir Cup в Испании. Удалось отыскать нескольких ребят для обоймы команды?
– По сравнению с предыдущим турниром мы вызвали 10 новых футболистов, 6 из которых и вовсе первый раз надели майку сборной. Новичкам не до конца удалось адаптироваться в команде: не было такой слаженности действий, которую мы наблюдали во Франции. На уровне сборных команд это имеет большое значение. Мы не забили 4-5 моментов в матче с Мексикой, имея преимущество по игре, и вынуждены были проводить остаток турнира в борьбе за места ниже первого. Мы не смогли реализовать наш план на первый тайм игры с Испанией и лишить их мяча, и соперник нас не простил. Во втором тайме мы перестроились и проявили морально-волевые качества, отыграв один мяч, но для победы этого не хватило.
К матчу с Японией у нас накопилась усталость, а из обоймы из-за повреждений выпало три игрока. Мы решили не рисковать здоровьем ребят, особенно учитывая то, что уже не боролись за победу в турнире. К сожалению, в первом тайме ребята допустили несвойственные им ошибки. Но мы учимся в каждом матче: стараемся играть высоко и проводить встречи в максимально высоком темпе. Чтобы чему-то научиться, нам приходится рисковать: иногда это позволяет нам забить, но, бывает, что риск приводит и к пропущенным голам. Мы отыграли один мяч, но к концу игры у нас закончились силы, и соперник поймал нас, когда мы стали раскрываться.
Все команды на турнире были со своими особенностями в стилистике и манере ведения игры. Итальянцы играют ромбом по схеме 4-4-2; японцы играют по той же схеме, но с полузащитниками в линию; мексиканцы имеют свои особенности в прессинге; испанцы играют 4-4-3 и тоже отличаются особым прессингом. В каждом матче перед нами стояла новая задача, и все эти игры обогатили наших игроков. Надеюсь, что они – хорошие ученики и перенимают всё лучшее у других команд.
– В своих послематчевых комментариях вы часто говорите о разумной игре. Что вы понимаете под ней?
– Под разумной я понимаю такую игру, которая позволяет найти слабые места в обороне соперника и использовать их. У каждой команды есть уязвимые места, поэтому мы тщательно разбираем соперников и помогаем ребятам реализовать наши планы на поле. Контроль мяча просто ради контроля нам не интересен – только для создания голевых моментов и их использования. Это именно то, чему молодые футболисты должны научиться. В оборонительных действиях нужно не огульно прессинговать соперника, а загонять его в определенные зоны слаженными командными действиями, чтобы отобрать мяч с наименьшими затратами энергии и создать угрозу у ворот другой команды. Все эти мелочи, которые мы проговариваем с ребятами, мы и вкладываем в понятие разумности действий.
– Какие планы на следующий год у сборной 2004 года рождения?
– До 1-го отборочного раунда ЕВРО-2021 мы планируем принять участие в четырех международных турнирах. Они запланированы на февраль, март, май и август.
– Уже изучали информацию по Фарерским островам и Гибралтару, с которыми предстоит сыграть на 1-м отборочном раунде чемпионата Европы?
– Мы уже дали задание нашим видеоаналитикам. Но сейчас обладание этой информацией не представляет особой ценности, потому что в течение следующего года все команды, в том числе и наша, будут претерпевать изменения.
– Чего бы хотелось пожелать ребятам на 2020 год?
– Конечно же, обойтись без травм: чтобы все были здоровы и могли заниматься своим любимым делом. Желаю каждому из них отдавать футболу всего себя и не останавливаться на достигнутом. Без должных усилий сегодняшние лидеры могут потерять свою значимость, и, напротив, еще незамеченные нами футболисты благодаря своему усердию могут выйти на ведущие роли как в клубах, так и в сборной. Хотелось бы, чтобы ребята не переставали уделять время учебе, потому что, как показывает практика, перестав учиться, ребята ослабляют хватку и на футбольном поле. Знания им понадобятся: на футбольном поле нужны умные игроки, да и жизнь после 35 не заканчивается.