"Нам нужен был футбол на поле, а не запись очков"
В пятницу, 24 июля, в формате видеоконференцсвязи состоялось очередное заседание Исполкома Российского футбольного союза. По окончании мероприятия президент РФС Александр Дюков ответил на вопросы журналистов.
О главе департамента судейства Викторе Кашшаи
– Виктор Кашшаи работает в РФС всего полгода, и этот этап был непростым. Январь, февраль, перерыв в чемпионате, потом чемпионат возобновился, и пришел COVID со всеми вытекающими последствиями. По этому полугодию сложно делать выводы, нужно дать ему и команде время. Я честно скажу, пытаюсь смотреть футбольные матчи, максимальное количество, исходя из времени, но, безусловно, не мог смотреть все игры. Я не знаток и эксперт в судействе, поэтому пытаюсь формализовать эту работу. Я стараюсь оценивать судейство по тем решениям, с которыми клубы не согласны и которые выносятся на рассмотрение экспертно-судейского комитета. За восемь туров РПЛ и матчи Кубка России 16 раз комитет поддержал решения судей. Фактически ошибок на поле было больше, но есть VAR, который сейчас работает практически на всех матчах и уже несколько раз помог судьям в поле разобраться и исправить ошибки.
Мы должны стремиться к тому, чтобы ошибок было минимальное количество. Но добиться этого за полгода невозможно, с учетом того, что судьи тоже готовились в особых условиях. Это были непростые полгода для Кашшаи и его команды.
С первых дней прихода Виктора и Ашота Хачатурянца я призывал их к большей открытости. Призывал к проведению брифингов, общению со СМИ, организации программ, в том числе и на "Матч ТВ", в связи с тем, что у нас низкий уровень понимания правил игры. Мало людей, кто читал правила, или хотя бы знает протокол VAR. Нужно все объяснять. Проводить ликбезы, инвестировать в это время.
Департамент согласился с этим. Думаю, что с началом нового чемпионата эта работа начнет проводиться.
Судьям еще есть над чем работать, но объективно эти полгода были очень непростые, нужно дать больше времени и после оценивать результаты работы и прогресс. Всем хочется результатов здесь и сейчас, но нельзя забывать, что у нас принята стратегия развития судейства, и нам нужно ее реализовывать. Есть операционная работа, но нужно вести работу в направлении реализации развития судейства в нашей стране. Без ее реализации долгосрочно мы не сможем иметь квалифицированное судейство.
Об изменениях в уставе РПЛ
– Когда узнал эту новость, посчитал, что это недоразумение. Через некоторое время мне позвонил Сергей Прядкин и подтвердил это. Я не разбирался в вопросе сроков и регламента. Случалась эта история, Прядкин оперативно на нее отреагировал. Считаю, что на этом вопрос исчерпан.
Об оперативном штабе Тинькофф РПЛ
– Я не могу сказать, что отслеживал его работу каждый день. Насколько я знаю, была разработана дорожная карта. Премьер-лига пыталась сделать все возможное по противодействию коронавирусу. Нужно понимать, что не всё зависит от оперативного штаба. Здесь не должно быть одного лица, которое могло бы в одиночку решить эту проблему. Это коллективная работа и коллективная ответственность. Это безусловная ответственность клубов и игроков.
О возможности отмены желтой карточки, ведущей к дисквалификации
– Решение, которое мы приняли, не совсем соответствует подходам УЕФА и ФИФА. Оно исходило из нашей действительности. У нас были случаи, когда игроки получали четвертую или восьмую желтую карточку, хотя было много вопросов. Наше решение – тест. Вполне возможно, мы вернемся к тому, что карточки не будут пересматриваться, когда снизится уровень подозрительности и вопросы к судейству. Но в пересмотре каждой карточки нет необходимости. Есть инспектор, который решает, как судил судья, от его решения зависит его финансовое вознаграждение и дальнейшие назначения.
О переносе матчей в следующем сезоне
– Решение о возможности переноса матчей должна принять лига. Кто-то считает, что не нужно резервировать даты для подобного рода игр, потому что это приведет к конфликтам, кто-то считает, что это более правильно, поскольку будет соблюден спортивный принцип. В данном случае это должно быть решение клубов и лиги, какое оно будет, такое РФС и поддержит. Важно, чтобы не было серых зон, которые повлекли бы за собой негативный шлейф. Решение должно быть принято до 31 июля. Оно должно быть утверждено Бюро Исполкома РФС.
Об отсутствии Леонида Федуна на Исполкоме
– Я лично видел Леонида 2 дня назад. Вчера говорил с ним по телефону, в том числе по футбольным вопросам. Наши взаимоотношения с ним ровные и рабочие. Мы регулярно общаемся. Честно скажу, я пока не знаю причины его отсутствия на сегодняшнем исполкоме.
О расширении лиги до 18 команд
– Я обсуждал этот вопрос с Сергеем Прядкиным. Это решение Лиги, и ни я, ни Алаев не звонил в клубы и не просили их не поддерживать расширение. Мое мнение, это решение было бы неправильным. Это бы нарушило целостность соревнования. Нельзя менять правила уже после завершения соревнования.
Об имидже Сергея Прядкина
– Все без исключения клубы проголосовали за заключение с ним нового контракта. Ряд событий после возобновления вызвал некоторые вопросы у клубов. Были претензии со стороны "Ростова". Понимаю эмоциональную реакцию клуба, который сам выступал за возобновление чемпионата, у которого были шансы на Лигу чемпионов. Считаю, что эти претензии скорее эмоциональные, и я не вижу вины Прядкина.
Я открыл этот ящик Пандоры. Вполне возможно, это было ошибкой. Чем я руководствовался? Желанием вернуть футбол.
Это сейчас кажется, что мы должны были играть, но в апреле все было не так очевидно. И возобновить чемпионат было очень непросто. И другие федерации, которые сейчас, в более спокойный период, пытаются вернуться, испытывают проблемы, а нам было непросто двойне.
Нам нужен был футбол на поле, а не запись очков. И когда эта ситуация произошла в "Ростове", то мы не предусматривали резервной даты для переноса. Это было бы несправедливо для тех, кто выступал в полуфинале Кубка. Когда произошла история с "Ростовом" и "Сочи", было очень сильное желание, чтобы мы начали играть, чтобы судьба матча решалась на поле. Сергей считал, что нельзя давать возможность переносить матч, но я дал им возможность договориться: они не договорились. "Краснодар" и "Динамо" договорились, хоть это и были две разные ситуации. Этим и была вызвана такая эмоциональная реакция. Это было моё решение. Это не имеет никакого отношения к Сергею Геннадьевичу.
С другой стороны, мы доиграли этот чемпионат. Я не могу сказать, что это решение по "Ростову" внесло серьезные коррективы на итог чемпионата. Конечно, не должно быть таких матчей, но молодые ребята получили возможность сыграть в РПЛ, не думаю, что их "убили", надеюсь, кто-то из них дорастет до РПЛ и себя проявит.
Работа по возобновлению чемпионата без работы лиги была бы невозможна. РФС не мог этого сделать в одиночку.
Гораздо проще не играть. Потому что когда нет матчей, то нет и проблем и критики. Никто не трогал те федерации, которые завершили сезон. В их адрес никто не сказал ни одного плохого слова. Плохо было только в футболе, потому что мы играли.
Мне кажется, надо отдать должное РПЛ, которая взяла на себя решение доиграть чемпионат. Надо учитывать это.
О возможном переизбрании на пост главы РФС
– Я шел на выборы президента РФС с определенной программой. Озвучил цели и задачи, которые хотел бы реализовать. Они рассчитаны не на два года, а на более длительный срок. Мне хотелось бы довести до логического завершения эти программы. Мне хочется создать что-то устойчивое.
О социальной дистанции на фанатских трибунах
– РФС при всем желании не может подходить к каждому болельщику. Это ответственность Лиги и клубов. Наш единственный инструмент, чтобы их дисциплинировать – это финансовый штраф. За нарушения могут быть санкции со стороны Роспотребнадзора, скорее всего, запрет на игру со зрителями.
В подавляющем большинстве люди носят маски и перчатки, и этим чаша стадиона в лучшую сторону отличается от того, что мы видим на улице. Я помню, какая была реакция изначально. Мы сравнивали статистику заболеваемости в регионах, в которых играли матчи, с теми, где не было игр. Медицинский комитет провел анализ и пришел к выводу, что проведение матчей точно не ухудшило эпидемиологическую ситуацию в городах проведения.
О включении "Химок" в Тинькофф РПЛ
– "Химки" направили заявление на участие в Премьер-лиге 9 июля, но продолжались противоречивые заявления.
В будущем во всех лигах будет дано 7 календарных дней на принятие решения, в какой лиге проводить следующий сезон. Дата отсчитывается либо от апелляционных мероприятий, либо от окончания чемпионата.
О нейминге лиг
– Соответствующая работа ведется. Думаю, скоро будут решения. Отмечу, что к РПЛ нет вопросов, но к другим они есть.
О конфликте "Спартака" и "Зенита"
– Негативно отношусь к этому. Считаю, что эта пикировка уже за гранью. Она не красит футбольные клубы. Вот такая моя оценка. Везде есть неписаный этический кодекс. И в мировом футболе такое поведение не приветствуется. У каждого вида спорта свои правила. В единоборствах трешток – это нормально, в теннисе этика еще жестче, чем в футболе. Хотелось бы призвать клубы сделать глубокий вдох и успокоиться. Пикировка вышла за границы дозволенного.
О выборе 33 лучших футболистов России
– Во время обсуждения возникли вопросы о том, какие критерии и кто выбирает. Из эмоционального порыва или по каким-то статистическим показателем. Поэтому мы приняли решение регламентировать порядок выбора лучших игроков.
Об инфицированных клубах
– Клубы сами прекрасно знают, что и где они нарушили, что они сделали не так. Не хотел бы комментировать действия коллег, но рассказы "Оренбурга" о том, что они, как в фильме "Кавказская пленница", "только вошли" – это неправильно. Говорить о том, что они невинные полетели в Москву и по дороге пилот или, я не знаю кто, их заразил – это неправильно. Задайте вопрос любому вирусологу, и он подтвердит, что для того, чтобы игрок сдал положительный тест в воскресенье, а его коллеги в понедельник-вторник, это инфицирование должно было произойти не в субботу, а в начале недели. "Оренбург" прекрасно знает, что происходило на тренировочной базе. Они просто не оставили шансов главному санитарному врачу принять другое решение. На его месте, несмотря на мою любовь к футболу и заинтересованность в том, чтобы "Оренбург" играл, я бы сделал то же самое. Он принял абсолютно правильное решение – отправил тех, кто заболел, на карантин
О завершении сезона
– Я доволен тем, что удалось завершить сезон. Это важное событие для российского футбола. Считаю, что решение было принято правильное. У меня не было завышенных ожиданий. Я изначально говорил, что регламент не состоит из догм, и нужно учиться играть в новых условиях. На этом пути придется набить шишки. Конечно, их могло бы быть меньше. Но эти уроки позволят не повторять ошибок.
Я хочу поблагодарить Роспотребнадзор за сотрудничество и помощь. Мы хотели бы пойти по немецкому и испанскому пути. Четко прописать, кто относится к карантинной группе, и на сколько закрывать возможных инфицированных. Чтобы у нас был прозрачный документ, который минимизирует значимость санитарного врача региона. Но у Роспотребнадзора свой взгляд, и они отвечают за эпидемиологическую обстановку. К сожалению, в документе нельзя прописать все возможные случаи. Но я, как руководитель большой компании, который уже долго противостоит этому вирусу, могу сказать, что все решения Роспотребнадзора были правильными и четкими. Каждый санитарный врач сделал все возможное, чтобы сохранить безопасность.
О том, когда ждать полного расписания
– У нас только определились клубы, которые вылетают. В календаре должны быть учтены многие факторы, включая погодные условия. Сейчас мы знаем участников, и теперь возможно составить календарь. В ближайшее время он появится.
О решении КДК по Андрею Ещенко и баннеру "Зенита"
– Я даже не знаю, какое наказание КДК вынес Ещенко. Мне сложно давать оценку. Но из того, что я видел, понятно, что изображено на футболке. Не знаю, является ли это оскорблением. На месте Медведева я бы не жаловался.
Я не большой любитель сериалов и, честно скажу, не понял, о чем шла речь в баннере. Но люди, которые смотрели сериал, подсказали, что это ужас ужасный. Я знаю, что клуб проводит свою проверку. По моей информации, клуб согласовал баннер, на котором был стадион, и они не знали о том, что там такое будет. Сейчас ведется внутреннее расследование в клубе.
О работе главы судейского комитета Ашота Хачатурянца
– Я более чем удовлетворен той работой, которую проводит Ашот Хачатурянц. Он переживает за футбол и хочет вывести его на тот уровень, которым мы сможем гордиться.
У меня есть только одна претензия – нужно быть более открытыми и объяснять решения. Не только те, что выносятся на экспертно-судейскую комиссию. Можно в рамках спецпрограмм рассматривать эпизоды, чтобы развивать единое восприятие момента. Безусловно, сразу не произойдут изменения, но нужно к этому двигаться.
Изначально Ашот Рафаилович и Виктор Кашшаи приняли европейский подход. Там судьи не привыкли объяснять свои решения. Но у нас другая культура. Ашот хочет изменить ситуацию. Нам есть смысл сделать совместный брифинг. Я благодарен ему за то, что он взял значительный удар на себя.
Я отошел от оперативного управления работой судей. За эту работу отвечают Хачатурянц и Кашшаи. Я сделал это специально, потому что их сложно обвинить в симпатиях к "Зениту". Особенно Ашота, там нет ни грамма зенитовского.
Об увеличении количества болельщиков
– В регламенте на следующий сезон есть пункт о том, что болельщики гостевой команды могут посещать матчи, но не по гостевой квоте, а по общим билетам. Мы исходим из того, что возвращение должно быть постепенным. Опыт с открытием 10% от общего количества мест можно признать успешным. Хотя какие-то болельщики нарушают масочный режим и дистанцию. В следующем сезоне нам будет проще справиться с бóльшим количеством зрителей. Исходя из эпидемиологической ситуации и нашего опыта, можно увеличить количество зрителей. Но это компетенция местных властей. Я разговаривал с мэром Москвы Сергеем Собяниным. По его словам, в Москве осознанно решили допускать 50% болельщиков и рассаживать их через сидения. Это решение не ухудшит эпидемиологическую ситуацию.