Дзюба и Мостовой – о подготовке к ЕВРО
После очередной тренировки национальной сборной России в Нойштифте на вопросы журналистов ответили полузащитник Андрей Мостовой и капитан команды, нападающий Артем Дзюба.
Андрей Мостовой: "Концовка с "Зенитом" была хорошая. А от Лиги Чемпионов остался неприятный осадок"
– Как здоровье? Вы сегодня тренировались не в общей группе
-Чувствую себя хорошо, иду на поправку. Думаю, пару дней еще нужно, чтобы быть в общей группе. Главное, все сейчас идет на пользу.
- Какие ощущения от того, что ты готовишься к Евро?
– Огромная ответственность. Опять же, хочется побыстрее выйти на поле. Сейчас идет закладка фундамента. Вижу, как ребята работают, какие у них тренировки тяжелые. А я их пропускаю. У меня тоже работа есть, но она не такая тяжелая, как у них. Из-за этого – еще больше рвения.
– Нет досады оттого, что ты сейчас не в общей группе, а заявки будут уже через неделю? Не нервирует это, нет внутри боязни проиграть конкуренцию?
– Нет, спокойно готовлюсь. Надо действовать по ситуации. Что я сейчас могу сделать? Только восстанавливаться, принимать медикаменты и работать по полной. Когда поправлюсь, нужно будет начинать без раскачки.
— Ты говорил на сборах в Дубае, что задача-максимум – попасть на Евро и выступить там. Как ты вечерами готовишься, прокручиваешь в голове то, что, сейчас наступает момент в твоей карьере?
- Помню этот разговор. Да, есть нюанс из-за травмы. Но ничего не прокручиваю, понимаю, что надо восстановиться быстрее. Я думаю, что у меня еще только начало карьеры. На данный момент, это важный этап, да.
- После продления тобой контракта с "Зенитом", Магомед Оздоев пошутил, что "Завтра вся команда в Макдаке" Любишь это дело?!
- Бывает, но очень редко. Не знаю, почему Магомед об этом подумал. Просто наш руководитель нашего клуба Медведев постоянно говорил: "Готовь ресторан". А у меня никак не получалось. Он сказал: "Ну хоть в Макдональдс своди нас".
– Концовка сезона выдалась для тебя очень удачной. Как ее оцениваешь, почему именно ближе к концу все стало получаться?
– Сезон поделился на положительные и отрицательные отрезки, как с Лигой Чемпионов. Выступление там никуда не годится, был неприятный осадок. Уверен, в новом сезоне все будет по-другому, у команды уже накоплен большой опыт. Надо пытаться выходить из группы. Самое главное – мы чемпионат выиграли. Хорошо, что удалось себя проявить в конце сезона, готовился к этому.
– Так получилось, что, благодаря врачу, ты сейчас много с Марио Фернандесом общаешься. Нашли точки соприкосновения?
- Да, на русском. "Что болит?!", "Нормально", "Как себя чувствуешь?" Португальский я особо не знаю. Только некоторые слова, и то нехорошие, в "Зените" ведь много португалоговорящих.
– Считаешь, что ты правильно сделал, оставшись в "Зените"? Может, нужно еще было идти в аренду, получать больше игровой практики?
- Кажется, особых вариантов и не было. Никто меня не отпускал в аренду. В итоге все и так неплохо сложилось. Может быть, хотелось и больше игрового времени, но когда выходил, пытался использовать это время по максимуму.
– Как для тебя прошла история с обратной заменой в сборной? Черчесов говорил, что ты это нормально воспринял.
- Немного было тяжеловато, был такой момент. Но я его прошел, не сломался. Наоборот, мне кажется, это меня закалило. Дальше случился хороший отрезок в "Зените". Так что я даже немного благодарен за эту небольшую взбучку. С Черчесовым на эту тему не разговаривали.
-Ты вряд ли застал карьеру Александра Мостового. Знакомы вы с ним?
– Нет. Но у нас ним было совместное интервью, я отвечал на его вопросы. Лично не виделись, но, получается, заочно уже знакомы. Его аналитику не особо смотрел. Готов ли я, чтобы меня, как его называли "Царь"? Безусловно, у каждого футболиста есть такая мечта. В Европе себя попробовать. Сейчас есть, где себя проявить: много международных турниров, чемпионаты мира, Европы…
Артем Дзюба: "Помогаю Дивееву настроиться на Лукаку"
– Только вкатываемся сейчас в сбор. Команда более молодая, интересы немного другие. В чем? Пусть это останется внутри команды. Но атмосфера примерно похожая, как перед ЧМ-18. Все ребята хорошие, прежде всего – настроены работать.
- В 2018 году к чемпионату мира ты вышел к журналистам и сказал, что нужно сплотиться. Та речь произвела большое впечатление, помогла. Сейчас в ней нужды нет?
– Тогда я говорил непосредственно перед чемпионатом мира. До Евро, все-таки, время еще есть. То, что фон опять поменялся, это видно. У нас так люди относятся к футболу и футболистам, что всегда чем-то недовольны. Мы уже к этому привыкли, все спокойно. Но того негатива, как в прошлый раз, нет. Все будет зависеть от результата, как и всегда
Мы знаем, к чему мы готовимся. Сюда мы приехали, прежде всего, пахать. Эти два дня были очень тяжелые, и еще придется помучиться. Скорее бы этот период уже закончился и мы вернулись в Москву.
- Молодые часто подходят за советом – жизненным или игровым?
– Нет, они уже взрослые ребята. Всем рады, всех приветствуем. Они видят, что здесь хорошая атмосфера, нет никакой дедовщины, все дружелюбно. С подколами-приколами, но это в любой команде, в любом мужском коллективе происходит. Все через это проходят.
- Не удивляет тебя, что после каждого поражения многие блогеры, журналисты смешивают сборную непонятно с чем?
– Есть критика конструктивная. А есть, как вот вы сейчас сказали "блогеры". Которые футбол смотрят из космоса. Они не разбираются. То же самое, если ко мне придет домой сантехник, а я буду ему рассказывать где и что крутить. Блогеры на то и блогеры, что бы говорить. Сейчас такое время, они популярны. А есть люди, которые разбираются.
Смотрю ли я блогеров? Не! Мне иногда что-то присылают. Есть забавное, смешное, а есть неадекватное вообще. Но это нормально, это – современный мир.
- В чем сейчас сила сборной: тактическая подготовка, атмосфера. физика?
– Краеугольный наш камень – физическое состояние. Чтобы выдерживать темп, мы должны быть физически готовы, потому что понимаем: бельгийца и датчане очень и очень сильны. Дисциплина, физика…Надеюсь, что и еще какими-то вещами мы сможем удивить.
- Вчера Дивеев сказал: "В России есть свою Лукаку. Это Артем Дзюба. И я на нем буду тренироваться, как Лукаку противостоять". Ты ему в этом как-то помогаешь? Можешь себя с Лукаку сравнить?
– Да, стараюсь подзагореть, чтобы быть на него похожим. И полностью Игорю помогаю ощутить, что я – Лукаку, сфокусироваться на этой задаче. Чтобы Дивеев думал, что он где-то рядом с Лукаку бегает.
- Еще есть мысли уехать играть в Европу? После Евро, например.
– Честно говоря, уже ничего не загадываю, сфокусирован только на Евро. У меня были четкие мысли и варианты раньше, а меня, мягко скажем, кинули. Стараюсь ни о чем не думать больше, сейчас не хочу ничего лишнего ни смотреть, ни слушать. Только отмучиться эти девять дней.
- После твоих слов, как думаешь: тебя "Ахмат" нормально примет, когда к ним в гости приедешь в следующий раз?
– Я все хорошо сказал про свои ощущения. Там атмосфера такая, что тяжело играть. Все, что дальше – это люди пытаются или распиариться, или угодить кому-то. Я вообще спокоен, на это не реагирую. Все цитаты – про Грозный, про "Спартак" были вырваны из контекста вашими коллегами. Это не удивительно.
- Раньше Черчесов говорил, что цель – это Кубок Европы. Что он говорит сейчас?
– Сейчас мы просто готовимся. Было сказано каждому смотреть на себя, работать и пахать. Ждем ребят из Европы – Черышева, Головина, Миранчука. Потом будет собрание, на нем, думаю, все и будет озвучено.
- Кто, на твой взгляд, лучший игрок сезона в России? И назови трех защитников, против которых было особенно трудно играть?
– Мне не нравится, что каждая лягушка свое болото хвалит. Но, по мне, какая команда чемпион, оттуда и должен быть признан лучший игрок. Если брать троих, то это – Ракицкий, Азмун и Дуглас Сантос. Ракицкий – ключевой игрок. Не понимаю, как люди не осознают, что мы за счет него вообще выходим из обороны, он очень сильно помогает нам в этом. Дуглас Сантос универсален, он один из лучших ассистентов этого чемпионата. А Азмун – один из лучших бомбардиров, много забивает мячей. Есть Барриос, Оздоев и много еще ребят…
Если взять "Спартак", для меня это – Мозес, он ключевую роль сыграл в концовке. А еще Ларссон и Соболев. "Локомотив" – это Крыховяк, Камано и Жемалетдинов.
С кем из защитников сложнее бороться? Не знаю, со всеми неприятно, не могу кого-то выделить! Нет таких, с кем я отдыхаю, сейчас все научились играть.
- По поводу "Тамбова" – было такое, чтобы просил партнеров играть на тебя?
– Нет, конечно. Старались играть на Лешу Сутормина, ему нужно было набрать 10-е очко. Просто так сложились все звезды, что получалось у меня забивать. У меня только один вопрос: "Почему "Тамбову" другие не могли забить столько-же? То, что я хотел забить 200-й гол, это правда, но такой установки с "Тамбовом" не было. Я хотел выиграть и гонку ассистентов, две голевые отдать. Мы даже обсудили с Суторминым, что если будет пенальти, то я разбегусь и покачу ему. Он забьет, а голевая – мне. А получилось, что забил четыре гола с великолепных передач ребят.
- На будущий сезон поставишь цель если не стать лучшим бомбардиром, то выиграть среди ассистентов?
– Если честно, мне нравится быть ассистентом. Вообще, я люблю баланс. Как сейчас Кейн – лучший бомбардир и лучший ассистент. Это – топ, в командном виде спорта самое крутое, когда у тебя по системе "гол плюс пас" лучший показатель. Это значит – ты в чемпионате один из лучших. Как минимум. Понятно, защитники и полузащита не могут этим похвастаться, но атакующих футболистов помнят по их голевым действиям. Все остальное – суета, когда кто-то кого-то обыгрывает без решающей стадии. Это больше вы любите людей, которые двоих-троих обыгрывают, а дальше пас отдать не могут. А вы говорите: "Лучший игрок!"
- Перед ЧМ-18 тебе нужно было многое доказывать, сейчас ситуация более комфортная. В каком случае тебе проще?
– Да, сейчас я в более комфортном внутреннем состоянии. Но я прекрасно понимаю, что все это может развернуться через секунду. Моя задача – подготовиться максимально. Не все ребята знают, что их ждет, когда начнутся игры. Моя задача – никого не подпустить, в плане конкуренции. А также доказать себе и команде, что на меня можно рассчитывать, что я могу играть на таком уровне. Никакой расслабленности у меня нет.