"Радует, с каким отношением и желанием приехали ребята"
Во вторник, 9 ноября, национальная сборная России провела открытую тренировку в рамках подготовки к матчам отборочного турнира чемпионата мира-2022 против Кипра (11 ноября, Санкт-Петербург, 20:00) и Хорватии (14 ноября, Сплит, 17:00). По окончании занятия на вопросы журналистов ответил главный тренер команды Валерий Карпин.
— Валерий Георгиевич, из тех игроков, которые сегодня принимали участие в тренировке, кто готов, кто не готов, какое состояние у ребят?
— Все, кто тренировались, все готовы. Джикия и Жемалетдинов не тренировались. У Георгия небольшое напряжение в подколенном сухожилии. Жемалетдинов приехал с болевыми ощущениями в икроножной мышце, так что решили пока не рисковать. Завтра, когда у нас будут все результаты, тогда и будет понятно.
— Восемь человек висят на жёлтых карточках. Будет ли это как-то учитываться при выборе состава на Кипр?
— Четыре человека из восьми это как раз четыре опорных полузащитника, так что кому-то в любом случае придётся играть. Как минимум двум, даже с учётом жёлтых карточек. Будем надеяться и проводить беседы, чтобы действовали поаккуратнее. Хотя понятно, что игра официальная, и надо выигрывать. Аккуратно иногда не получается, да и даже когда играешь аккуратно, то можно всё равно кого-то задеть и получить жёлтую. Так что риск определённый есть, но что делать. Такая ситуация.
— Кому-то придётся, а кого-то всё же побережёте?
— Посмотрим, каким будет состояние игроков, если будет такая возможность, то может быть. Если нет, то значит нет.
— Что вас радует в начале этого сбора и что тревожит?
— Тревожит всё. Абсолютно всё тревожит, и по-другому быть не может. Радует, прежде всего, с каким желанием и отношением ребята приехали.
— В октябре вы говорили, что игроки находятся в лучшей форме, нежели в сентябре. Что вы довольны тем, как они подошли к делу. Что скажете по ноябрю?
— То, что пришли как минимум в таком же хорошем состоянии. Это что касается отношения к себе — веса и всего остального. Даже лучше. А с точки зрения физического состояния по одной тренировке сложно судить. Опять же, завтра получим все проведённые тесты и анализы, тогда и будет какая-то ясность. Вроде бы пока все в неплохом состоянии.
— Вы уже решили, кто будет капитаном в матче с Кипром?
— Я решил.
— Но нам не скажете?
— Нет.
— По Захаряну. Насколько у него серьёзная травма? Была ли вероятность того, что пойдёте на риск, и он сможет сыграть с хорватами? Насколько важен для вас этот игрок сейчас?
— Все, кого мы вызывали, нам важны, как бы банально это не звучало. Но нет, так нет. Тот же Кузяев. Надеялись, но, можно сказать, что уже не надеемся, к сожалению. Это — данность, это — футбол. В октябре, по-моему, даже хуже было, чем сейчас, так что у всех команд есть травмы, есть проблемы. Будем играть теми, кто есть.
— Вы сказали, что в бой идут одни старики. Если бы не последние решающие матчи, то получили бы вызов Зиньковский и Ежов, которые очень ярко себя проявили в составе "Крыльев Советов" в чемпионате?
— Да, возможно получили бы.
— Вам нравятся эти футболисты?
— Сейчас они неплохо выглядят.
— Неделю назад был день рождения у Данила Глебова. Вас там увидели, все это обсуждали с учётом ковида, локдауна. Вы до этого говорили, что надо прививаться, чтобы никого не подвергать риску. Вам не кажется, что вы своим походом некоторый риск увеличили?
— Для кого?
— Для себя, для футболистов.
— Давайте так, демагогией не надо нам заниматься. 29-го числа с этими же самыми ребятами собираешься, и всё нормально, риска никакого нет. А 30-го появился риск? Тем более все привитые. Так что я считаю, что это демагогия чистой воды.
— Как вы смотрите на то, чтобы ввести обязательную вакцинацию в сборной? И как футболисты к этому относятся?
— По-разному относятся. Кто-то привитый, кто-то — нет. Кто-то боится, кто-то не хочет. Так же как и всё население нашей страны. Кто-то "за", кто-то "против". Я — за то, чтобы прививаться, это лично моё мнение. Не знаю, можно ли кого-то заставлять. Это уже не ко мне вопрос.
— Какой процент сейчас в сборной привитых?
— Процентов 70, наверное. Это то, что я знаю. Кому-то надо будет прививаться ещё раз в декабре.
— Позиция тех, кто отказывается прививаться, какая?
— Антипрививочники. Наверное, не знаю.
— Заболотный и Смолов в октябре на двоих забили два мяча. Есть ли проблемы в атаке, на ваш взгляд?
— Проблемы есть везде. Начиная от вратарской позиции и заканчивая нападением. Не то, что проблемы, а хотелось бы лучше. Чтобы нападающие много забивали, чтобы полузащитники много отдавали, вратари всё ловили. Такие моменты есть, но я не считаю, что это — огромная проблема. В той же Словении забили два центральных защитника после стандартов. Окей, после той игры никто не вспомнил про проблему в атаке.
— Валерий Георгиевич, выкинуть из головы Хорватию, сосредоточиться только на Кипре — это проблема? В первую очередь, в головах футболистов. Приходится ли вам с ней бороться?
— Об этом, естественно, уже говорили с первого дня. Сегодня снова об этом говорили. И ещё будем говорить. Опасения определённые, конечно, есть. Примеров миллион. Из самых свежих — примерно такая проблема была у "Зенита" с "Уралом", например. Где-то недооценка, где-то думали про что-то другое, про "Ювентус" или что-то ещё. Все мы через это прошли. И со мной такие вещи происходили, как с игроком и как с тренером. Так что не застрахован никто. С этим надо бороться, пытаться избежать допускать такие ошибки. Боремся. Надеюсь, что победим.
— Кафанов сделал такой неочевидный выбор с Хайкиным. Вы следите за кем-то из полевых игроков, кто выступает не в топовых чемпионатах, но показывает себя.
— Сейчас, в октябре, не следили. В сентябре — следили, а в октябре уже понимал, что ставку будем делать на людей плюс-минус проверенных.
— Так Захарян уже вами проверенный. Считаете ли в связи с этим его отсутствие потерей? Или пока в этом нет трагедии?
— Трагедию мы не делали и в октябре. Если говорить про Самошникова и Захаряна, то, если смотреть правде в глаза, Кузяев — большая потеря. Более опытный и значимый игрок. Об этом вы не говорите, я не говорю, но это так.
— Миранчук мало играет за клуб. Является ли это серьёзной проблемой, или он в хорошей форме?
— В какой он форме, я скажу после матча с Кипром, если он будет играть. То, что физически он себя чувствует хорошо, это понятно. Я с ним разговаривал, психологически есть определённые нюансы. Понятно, что хочет играть, что не совсем доволен собой или клубом или ещё кем-то. Попытались сделать так, чтобы все свои клубные дела оставили за пределами сборной. После сборной уже будут разбираться. Кому-то хочется большего, кому-то меньшего. Из "Зенита" те же ребята приехали не в лучшем психологическом состоянии после "Урала". Но что делать? Надо всё это оставить за пределами.
— Какое впечатление производит Сергеев?
— Хороший парень. У нас была одна тренировка. Присматривается пока, он — новичок сборной.
— То есть есть вероятность, что он выйдет в основном составе на матч с Кипром?
— Посмотрим.
— Возвращаясь к Миранчуку. Проблема есть только в области психологии? В игровом плане из-за отсутствия игровой практики быть не должно?
— Думаю, что нет.
— Агент Миранчука сказал, что он даже не рассматривает вариант с возвращением в Россию. Вам эта позиция приятна?
— Какое это имеет отношение к сборной? Я всем сказал, чтобы все забыли о своих делах вне сборной. Что дальше будет с Миранчуком — посмотрим. Я здесь точно принимать решения не смогу.
— Как себя чувствует ещё один новичок команды Круговой?
— Чувствует себя хорошо, дома, в Питере. Чувствует себя великолепно.
— Когда вы озвучили на прошлой пресс-конференции "в бой идут одни старики", то вы отошли от своего принципа, который был раньше — играют лучшие, те, кто на сегодняшний день в лучшем состоянии. На мой взгляд, есть вопрос по Зобнину. То есть опыт и то, что он "старик" — это перевесило?
— Его последний матч за клуб был в тот момент, когда мы давали окончательный список, и Роман в него попал. Мы понимаем, что он не в самом своём лучшем состоянии, но матч с "Локомотивом", как я считаю, он провёл на своём уровне или близком к своему хорошему уровню. Так что я думаю, что Роман на сегодняшний день — помощник для нас.
— Логика невызова Скопинцева и вызова Кругового в том, что "Динамо" играет в три центральных защитника, а сборная играет в два, и Скопинцеву не очень комфортно в такой системе?
— "Динамо" играет в три? Во-первых, это не самое главное. Круговой был рядом, в Питере. Во-вторых, Скопинцева я знаю хорошо. Наверное, лучше всех. Поэтому и не вызвал.
— Чорлука дал яркое интервью, в котором сказал, что российские и хорватские легионеры — это небо и земля, а россиянам не хватает профессионализма. Вы долго играли за границей. Как оцените это высказывание?
— Как оценю? Соглашусь.
— Не слишком ли борзо Чорлука себя ведёт перед этим матчем?
— Нет, почему? А что он такого сказал? Сколько у нас сейчас в сборной легионеров?
— Миранчук, Головин, Хайкин, Кудряшов.
— И назовите хорватских легионеров и их клубы. О чем тут говорить? Нет, у нас лучше? К сожалению для нас, Чорлука сказал правду.
— Миранчуку в ближайшее время нужно будет решать, что делать дальше. В таких ситуациях футболисты с вами наверняка советуются. Что вы обычно говорите?
— Про Миранчука давайте после Хорватии. Мы с ним уже поговорили и о чём ещё поговорим — после Хорватии. Сейчас ему сказано, чтобы он не думал про это.
— В каком состоянии Головин? Не беспокоят ли его травмы, поскольку он их часто получает?
— Сейчас со здоровьем у него нет никаких проблем, о которых мы бы знали. Информацию получили из "Монако", что сейчас проблем с травмами у Головина нет. То, что он уже готов играть как минимум 60 минут. Так считают люди, которые тренируют его каждый день. Так что будем использовать, как это возможно в данный момент.
— Вы будете разбирать первый матч с Кипром?
— Уже разобрали.
— С Хорватией в первом матче играли с "ложной девяткой", без центрального нападающего. Стоит ли в следующем матче с хорватами ждать чего-то подобного?
— Увидите (смеется).
— Когда мы встречаемся с не очень сильными соперниками, то время от времени мы оступаемся. Что необходимо сделать сейчас, чтобы выбросить из головы Хорватию и думать только о Кипре?
— Что бы я ни говорил, всё равно это может присутствовать где-то в подсознании. Есть такой риск. Надо этот риск минимизировать.
— Как?
— Разговорами, как ещё можно минимизировать? По голове бить? (смеётся)
— Почему вы решили изменить политику на пресс-конференциях? Раньше вы спокойно рассуждали на все темы, начиная от лимита.
— Потому что сейчас предстоят важные игры, определяющие. Тогда они не были определяющими, а сейчас именно такие.
— Не было ли разговора с РФС по поводу контракта? Понятно, что если стыки, то он продлевается, а если с первого места?
— Тогда и будем разговаривать.
— То, что вы не вызвали Дзюбу, связано с тем, что он тогда так ответил? Или вы решили, что если он не помогает, то надо дальше идти без него?
— Мы надеялись и включили его в расширенный список, как вы знаете, на матчи со Словакией и Словенией, но он был тогда не готов. Тогда надеялись, сейчас уже нет.
— Сейчас не включили его в список, потому что заранее знали его ответ?
— Решили не надеяться.