"Такие сезоны отнимают очень много здоровья и сил"
РФС продолжает цикл интервью с тренерами сборных России по итогам 2021 года. Сборная России по пляжному футболу в уходящем году провела потрясающий сезон, выиграв домашний чемпионат мира и взяв рекордный четвёртый Межконтинентальный кубок. В рейтинге Всемирной организации пляжного футбола (BSWW) наша команда занимает уверенное первое место/
О смене поколений в сборной, главных матчах года, конкуренции во вратарской линии и планах на предстоящий сезон рассказал главный тренер нашей команды Михаил Лихачёв.
— Михаил Викторович, за спиной остаётся самый выдающийся год в вашей тренерской карьере?
— Если судить по выигранным титулам, то — нет. В 2011 году мы победили на чемпионате мира, в Евролиге и Межконтинентальном кубке. Взяли три больших титула. Поэтому 2011 год поставлю выше, но 2021 тоже особенный. Мы выиграли два очень важных трофея. Победа на домашнем мундиале стала высоким достижением. Можно сказать, что 2011 и 2021 — два самых ярких сезона в моей карьере.
— Есть ли заноза в сердце из-за неудачного выступления в Суперфинале Евролиги?
— На этом турнире уступили в нюансах и мелких деталях. К сожалению, не сумели побороться за медали. Если рассуждать объективно, то тяжело было через неделю после победы на чемпионате мира рассчитывать на высокие места, но по игре мы могли оказаться в тройке призёров.
— Если бы была возможность отмотать время назад, вы бы изменили какие-то свои решения перед Суперфиналом?
— Нет.
— Как вы думаете, когда случится смена поколений в сборной? Кто подхватит флаг, когда наши трёхкратные и двукратные уйдут на заслуженную спортивную пенсию?
— Сейчас для них наступает очень тяжёлый момент. Если перед чемпионатом мира в Москве их возраст был предельный к критическому, то сейчас он запредельный. Уже очень большие возрастные цифры у наших футболистов. Нужно смотреть, как каждый будет держать себя в тонусе. Понятно, что тому же Антону Шкарину в 39 придётся прикладывать сверхусилия, благо, он умеет это делать как никто другой. Такая же ситуация и у Артура Папоротного, Юрия Крашенинникова и Дмитрия Шишина. У всех достаточно серьёзный возраст. Будем смотреть дальше, ведь пляжный футбол требует больших физических кондиций. Как футболисты будут их выдерживать, покажет только время. Наверное, на многие вопросы ответит этот сезон.
— Всё же на кого из молодёжи вы рассчитываете?
— В этом году большой пласт футболистов был привлечён на сборы и участвовал в контрольных матчах. Те, кто съездил на чемпионат мира и отыграл там, здорово могут оказывать помощь сборной в ближайшее время. Но хотелось бы ещё притока кандидатов. Посмотрим. На март/апрель есть уже определённые мысли с привлечением группы молодых футболистов.
— Расскажите, пожалуйста, о планах на предстоящий сезон.
— Сейчас ждём окончательный международный календарь. Есть мысли по участию в двух предсезонных турнирах в марте и апреле. Хотим в них задействовать группу молодых футболистов. Возможно, поставим для себя некий ограничитель в возрасте. Например, вызовем игроков до 27 лет. Хотим посмотреть на такую команду, особенно в матчах против серьёзных оппонентов.
— Назовите топ-3 матча в 2021 году.
— На третье место поставлю финал с Ираном в Межконтинентальном кубке. В матче за титул мы смогли продемонстрировать хорошую организацию игры. Команда действовала терпеливо, несмотря на кадровую потерю в лице Андрея Новикова, который не играл в этой встрече.
На второе место поставлю четвертьфинал чемпионата мира против сборной Испании, на протяжении практически всего матча мы играли хорошо, но некоторые судейские решения усложнили нам жизнь. Тем не менее, даже в меньшинстве мы сумели показать отличную игру и забили победный мяч. Главное было добиться результата, потому что четвертьфинал — это очень важный важный матч.
Первое же место без сомнений отдаю полуфиналу против Швейцарии. Здесь можно без лишних слов обойтись. Сам драматизм этой игры, всё, что ей предшествовало и что произошло на последних секундах основного времени, наверное, уже история.
— Пересматривали матчи чемпионата мира?
— Пока ещё нет.
— Когда будете?
— Наверное, в праздники найду момент.
— Эмоции сдерживать будете? Сможете сдержать слёзы радости?
— Сложно сейчас сказать, всё возможно.
— Кто стал открытием 2021 года?
— Если быть объективным, то это Станислав Кошарный. В большом смысле для сборной. Ранее он принимал участие в соревнованиях за сборную U-23, в этом же году у него случился полноценный дебют. И вы знаете, уже с первого матча ещё в марте на УТС (учебно-тренировочном сборе) против Белоруссии появилось ощущение, что он точно вратарь национальной команды. Очень хотелось не ошибиться, и, к счастью, не ошиблись.
— Есть кто-то, кто не оправдал ваши ожидания?
— Такого футболиста нет. Не могу сказать, что кто-то не оправдал ожидания или подвёл.
— Максим Чужков после чемпионата мира в сборную не вызывался. Двери закрыты для него уже или нет?
— У любого российского футболиста есть возможность попасть в сборную. Максим Чужков не исключение. Он — опытный вратарь, которого тоже уже можно отнести в когорту возрастных футболистов, всё-таки Максиму в апреле будет уже 35. Голкиперу нужно вдвойне следить за собой, учитывая современные тенденции и большие нагрузки, которые выпадают на его долю. Посмотрим, как он будет выглядеть на тренировках и проявлять себя в матчах за клуб. Важен будет вопрос требований к игре, которые предъявляются в национальной команде. Они могут отличаться определённым образом от клубных.
— Как считаете, в чем причина того, что Чужков проиграл конкуренцию Кошарному?
— Каждый из трёх вратарей выполнил на чемпионате мира свою роль. Все трое принесли пользу и результат. Нам было важно, чтобы такой опытный вратарь, как Максим, начинал матчи, качественно проводил первый период или полтора игрового отрезка. Дальше нам надо было усиливать нашу игру, а для этого необходимо было выпускать другого вратаря. Это касалось таких компонентов, как действия на линии, более агрессивные выходы, когда игра начинала бы раскрываться. Здесь Станислав Кошарный подходил лучше. Так роли и были распределены. Причём мы это начали наигрывать ещё с контрольных матчей против Белоруссии, ещё тогда мы стали применять эту схему, и она начала давать результат. На предварительном этапе Евролиги, который мы отыграли в Португалии, всё было точно также. Это решение оправдало себя.
— После чемпионата мира было ещё два турнира, как вы выбирали состав на эти соревнования?
— Выбирали всех сильнейших на тот момент. Межконтинентальный кубок показал, что мы сделали правильный выбор. Каждый игрок приложил все силы, чтобы привести нас к победе. Выбор состава на Межконтинентальный кубок оказался самым лёгким за все мои годы в сборной. Когда сели обсуждать и выбирать кандидатов с моим тренерским штабом, то мы были единодушны.
— Перед чемпионатом мира вы принимали непростое решение: кого выбрать — Николая Крышанова или Андрея Котенева. Сложно ли вам далось это решение?
— Котенев перед чемпионатом мира был в невероятной и фантастической форме. Я таким не видел его никогда. По ходу сезона он держал очень высокую планку. Если бы мы его не взяли на чемпионат мира, то, наверное, обманули бы футбол. Коля Крышанов тоже выглядел неплохо. Но с Андреем, скажем так, был оправданный риск. Понятно, что Коля более опытный, но Котенев выглядел ярче. Если бы мы его не взяли, то это было бы ошибкой. Матчи чемпионата мира это подтвердили.
— Вы давно у руля сборной: много потрачено нервов и приобретено седых волос. Как держитесь и на сколько хватит ещё сил?
— Такие сезоны, как в 2021 году, отнимают очень много здоровья и сил. Выпала действительно колоссальная нагрузка. Даже сейчас ещё не до конца восстановился, нужно ещё выдохнуть. Если раньше где-то уже к февралю я начинал скучать по пляжному футболу, то теперь я не уверен, что так произойдёт (улыбается). Уже прошло достаточное количество времени после завершения сезона, но пока что все переживания и яркие моменты ещё живут внутри и вряд ли когда-нибудь будут выхолощены из моей памяти.
— Какой матч оказался для вас самым сложным психологически и физически в 2021 году?
— Игра против сборной Швейцарии. Причём после матча я дал себе чёткую установку, что вроде бы выиграли, но уже совсем скоро финал и нужно было продержать эту внутреннюю струну в себе и команде. Ещё сутки мы должны были быть в самом высоком тонусе. К счастью, удалось это сделать. В финале сыграли собрано и ответственно.
— Признайтесь, посещали вас мысли, что всё надоело и хотелось бы уйти?
— Может быть было пару раз, но я понимал, что пляжный футбол — это моя жизнь. Самому бросить, что сам во многом построил — неправильно и тяжело. Не надо себя обманывать, нужно делать то, что у тебя получается и что даёт результат, как для тебя, так и для всех близких, родных, футболистов, штаба и всех, кому неравнодушен пляжный футбол.
— Где ваше место силы?
— Для меня местом силы всегда являлся стадион. Когда придёшь на футбол или хоккей и пообщаешься с людьми, отвлечёшься от пляжно-футбольных забот и набираешься сил.
— И стадион — "Динамо"?
— Конечно. Я могу быть и на других, но "Динамо"...
— Грустите по старому стадиону?
— Грущу, хотя и новый тоже хороший. Если вначале внутри жил скепсис, то теперь мне нравится, что футбол и хоккей находятся в одном месте. Это очень здорово. Теперь есть куда приходить, учитывая сколько времени проводил здесь в детстве. Это действительно особое место.
— Что пожелаете нашей пляжно-футбольной семье в Новом году?
— Прежде всего, крепкого здоровья в нашей непростой ситуации. Хочется, чтобы следующий год избавил от такого количества человеческий потерь, всё-таки из нашей пляжно-футбольной семьи ушли такие люди, как Ильдар Алиев — наш выдающийся футболист и тренер. Дмитрий Жерноклев — президент новосибирского клуба "Джокер" и, конечно, Александр Берёзкин — судья ФИФА, наш самый известный и титулованный арбитр по пляжному футболу. Дай бог, чтобы 2022 прошёл в этом плане более гладко. Поэтому хочу всем пожелать хороших праздников, замечательного Нового года, светлого Рождества и побед сборной России.
— Как проведёте новогодние праздники?
— Наверное, как-то по-спортивному. Есть желание побольше поиграть в футбол, покататься на лыжах и сходить в баню.