"Год получился плодотворным и для игроков, и для тренеров"
Для юношеской сборной России (игроки 2004 г.р.) минувший год прошел без официальных матчей. Команда собиралась исключительно на товарищеские игры и мини-турниры.
Как извлечь пользу из такого графика, почему для игроков сборной особенно важны ближайшие несколько лет и почему тренеры не любят хвалить футболистов, рассказал старший тренер команды Иван Шабаров.
– В декабре 2020-го отменили чемпионат Европы U-17, отбор на который команда должна была сыграть в марте. Это изменило ваши планы на год, или отмена ЕВРО сюрпризом не стала?
– Все до последнего надеялись, что турнир состоится и у нас получится сыграть. Пусть и в новом формате: без первого отборочного раунда, сразу элитный. Новость об отмене стала большим разочарованием: в первую очередь для футболистов, но и для нас – для тренеров.
– В феврале, когда команда приехала на первый сбор, подбирали какие-то особые слова для ребят?
– Дополнительно мотивировать игроков не пришлось. Всё же сейчас их развитие нацелено на попадание в профессиональный футбол. Не думаю, что отмена чемпионата Европы серьезно поменяла цели футболистов. Конечно, было определенное разочарование. Но мы понимали, что нужно продолжать работать. Тем более что сборная – это уже площадка для роста. Совместные тренировки, матчи с оппонентами очень хорошего уровня, которых не встретишь в ЮФЛ или М-Лиге. Настраивали ребят на текущую работу, всё интересное у них еще впереди.
– В феврале вы играли с необычными соперниками: команда "Красный" из ПФЛ и румынская "Чиксереда" U-19. Насколько полезен такой редкий опыт?
– Первый сбор так и был запланирован в Турции. Единственное, мы рассчитывали на спарринги с местной сборной. К сожалению, из-за пандемии не получилось. Поэтому уже исходили из ситуации. Кого могли найти в оперативном порядке, с тем и играли. Времени на поиск оппонентов было крайне мало. Соперники действительно необычные. Если румыны по возрасту были с нами где-то рядом, то матч с мужской командой – это был другой футбол, более рациональный. В той игре мы почувствовали ценность моментов. Соперник из созданного забил практически всё, а мы транжирили, как всегда. В этом разница между юношами и взрослыми футболистами. Это был хороший опыт, потому что на тот момент никто из наших ребят на мужском уровне не играл.
– Следующий сбор тоже прошел в Турции, но в марте играли уже против другой юношеской сборной. Довольны матчами с Северной Македонией?
– В пандемию спаренные игры стали, наверное, самым распространенным форматом для юношеских сборных. И сейчас от федераций других стран к нам поступают предложения сыграть именно в таком формате. Конечно, 3-4 матча играть интереснее, но из-за ковида возникли дополнительные сложности с организацией мини-турниров. Федерации и сборные стараются особо не рисковать. На втором сборе в Турции мы тренировались, готовились к матчам. Игры с Северной Македонией стали проверкой, насколько материал освоен.
– После этого команда собиралась уже в начале сентября. В какую-то из пауз не получилось собраться?
– У нас был запланирован сбор-турнир в Испании в июне. С испанцами и должны были играть. Для ребят это мог быть глоток воздуха – долго мы не встречались с сильными командами. При всем уважении к Северной Македонии, хотелось соперника самого высокого уровня. К сожалению, из-за бюрократических моментов с испанской стороны нам в последний момент отказали. Хотя и юношеская сборная Испании, и местная федерация футбола делали всё возможное и хотели нас принять. Мы не успевали уже организовать что-то взамен, и пришлось просто отказаться от этого окна. По сути, оно для нас пропало.
– И в следующий раз вы собрались уже в Белоруссии...
– И опять же, там должен был быть турнир в Чехии с представительным составом: Германия, Чехия и кто-то из скандинавских стран, например, Финляндия – это решалось до последнего. Но по ряду причин в последний момент всё сорвалось. Хорошо, что мы успели найти альтернативу. Белорусы нас с удовольствием приняли, за что им огромное спасибо.
– Насколько в такой ситуации важность сбора в Минске возросла?
– Мы понимали, на данном этапе мы ни к чему не готовимся. Хотели поехать за хорошей игровой практикой. Поэтому когда Чехия сменилась на Белоруссию, мы просто изменили содержание нашего сбора. Получилось другое количество тренировочных дней, матчей на один меньше. Ребята увиделись после длительного перерыва, с удовольствием тренировались.
– Матчи вы играли со сборной Белоруссии на год старше. Разница в физической мощи чувствовалась?
– Если говорить о сборе в феврале, то разница между командами 17 и 19 лет ощущалась. В Минске мы не настолько сильно отличались от соперника. Да, ребята у хозяев выглядели в целом постарше, но это уже не так сильно бросалось в глаза. Думаю, чем взрослее становятся ребята, тем меньше ощущается разница в год-два. Уровень технического оснащения, понимания и организации игры – это становится определяющим. Ну и готовность игроков, команды на данный момент. Это выходит на первый план.
– На следующем сборе было два поражения: от Англии (0:3) и Норвегии (1:3). Вы тогда сказали, что две игры дали информации больше шести предыдущих. До сих пор придерживаетесь такого мнения?
– Здесь вопрос адаптации. Если ты часто играешь на высоком уровне, то привыкаешь и сам на него выходишь. Футболисты это чувствовали, мы много говорили на эту тему. Игроки признавались, что отсутствие опыта матчей с такими соперниками не позволило выглядеть оптимально. В первое же игре мы провалили первый тайм, потому что давно не сталкивались с таким уровнем сопротивления.
– Сбор в октябре впоследствии помог победить на турнире в Израиле?
– Это сыграло свою положительную роль. Костяк команды остался со сбора в Испании, мы адаптировались, вспомнили скорости, что мы можем противопоставить сопернику. Анализ помог нам в первом же матче на декабрьском турнире обыграть Германию.
– Понятно, что в декабре на турнир ехали в первую очередь за игровой практикой. Но насколько рассчитывали, что в итоге можно выиграть кубок?
– Когда едешь на любой турнир, хочешь победить. Этот раз не был исключением. Ехали просто играть от матча к матчу. Хотелось показать оптимальный уровень подготовленности. Мы понимали, что это уже конец календарного года, ребята немножко наигрались. Однако в этот раз была пауза после заключительных матчей ЮФЛ и М-Лиги. На предыдущих сборах, как правило, в выходные у футболистов матчи в клубах, а в понедельник уже национальная команда. Тратилось много времени на восстановление ребят.
– В декабре этой ситуации удалось избежать?
– В этот раз же было достаточно времени, чтобы игроки успели отдохнуть и приехали в сборную в полной готовности. В том числе поэтому первая игра сложилась хорошо. Но дальше было видно, что усталость всё же накопилась – это не давало футболистам возможности провести все три матча ровно. Сложилась совокупность факторов. После победы в первом матче ребята поняли, что есть все шансы турнир выиграть. Хороший результат, хорошее окончание года, но не более того. Мы прекрасно понимаем, что ждет нас в следующем году. Основные наши соревнования пройдут в сентябре – отбор на чемпионат Европы.
– Один из вратарей вашей обоймы – Даниил Худяков – осенью закрепился в главной команде "Локомотива": играл и в РПЛ, и в Лиге Европы. Ждали от него такой прорыв?
– Наверное, это было неожиданное развитие событий, но мы очень рады за Даню! Он получает сумасшедший опыт. Сложно сказать, что будет дальше, но пожелаем ему только успехов, чтобы сумел закрепиться на этом уровне.
– От кого следующего ждете нечто подобное?
– Что касается остальных футболистов, то возможность их появления на поле будет определять текущая ситуация в клубах. Не только в составах Премьер-лиги, а даже во вторых командах. Для многих наших ребят даже попасть туда уже будет большим успехом. Ждем от каждого, верим во всех из расширенного списка. Ситуация постоянно меняется. Кто-то сегодня выглядит лучше, кто-то завтра. Молодые футболисты не отличаются высокой стабильностью. Нормально, что уровень их формы всё время колеблется. Наступает определяющий период: с 18 до 21 года. В это время станет понятно, где в итоге окажутся футболисты. Пожелаем всем добиться успеха. Терпения им, трудолюбия и не сдаваться даже в самые тяжелые периоды карьеры.
– Хоть тренеры обычно и не любят выделять игроков, но кто из расширенного списка сборной в уходящем году показал наибольший прогресс?
– Не то что тренеры не любят. Тренеры бы с удовольствием рассказывали об успехах игроков. Просто некоторые футболисты не всегда правильно это воспринимают. Они – молодые люди, которые еще не до конца понимают, как относиться к этой похвале. Поэтому многие специалисты предпочитают не искушать игроков. По крайней мере, у нас так принято. Могу сказать, что многие приезжающие в сборную в первый раз игроки показывают неплохой уровень. Мотивация запредельная, хотят проявить себя. Зачастую на следующих сборах они не всегда выдают тот же уровень. Я бы пожелал ребятам всегда приезжать в сборную с той же мотивацией проявить себя, как в первый раз.
– Фамилии всё же называть не хотите?
– По фамилиям не хотелось бы – в течение года были разные отрезки. Игрок показывал очень хороший футбол, приезжал в следующий раз, и что-то ему мешало. У кого-то были микроповреждения, кто-то уставший, кто-то, наоборот, не успел набрать форму. Стабильный уровень, наверное, мало кто показал. У всех были какие-то взлеты и падения.
– Вы параллельно обучаетесь на тренерскую лицензию Pro, да еще и в такой интересной группе. Что-то из услышанного на лекциях или во время общения с другими тренерами уже использовали в юношеской сборной?
– Многие тренеры, с которыми я учусь, поиграли на самом высоком уровне. Несомненно, возможность общения с ними по самым разным аспектам подготовки оказывает на меня положительное влияние. Обмен информацией внутри группы происходит очень продуктивно. Подсознательно любое обучение на нас оказывает влияние. Уверен, что и данный курс поможет мне в будущем использовать самые эффективные методические подходы в подготовке футболистов.
– Если подводить общий итог года, все цели реализовали?
– Цель была развивать футболистов, помогать клубам, чтобы ребята двигались вперёд в своем уровне мастерства. Создавать возможности как в тренировочном процессе, так и в соревновательном. Думаю, для большинства футболистов, которые приезжали в сборную, это был полезный и важный опыт. Наверное, где-то я остался чуть недоволен уровнем спаррингов на сборах, но это диктовала ситуация. Мы выжали максимум из того, что могли. Турнир в Израиле, матчи в Испании в октябре были очень полезны, но жаль, что мы не попали на турнир в Чехию и не сыграли с испанцами в июне. Об этом, наверное, есть сожаление. Но, оглядываясь назад, могу сказать, что всё было достаточно позитивно и плодотворно. И для игроков, и для тренеров.