Кафанов: «Выбор вратарей будет сделан непосредственно перед матчами»
Национальная команда России провела в Новогорске первую тренировку на поле в рамках ноябрьского учебно-тренировочного сбора. После занятия на вопросы журналистов ответил тренер вратарей сборной Виталий Кафанов.
– Кто сейчас номер один?
– Сегодня нет номера один. Сегодня есть группа вратарей, которая очень хорошо отыграла осеннюю часть чемпионата. Это Селихов, Шунин, Кержаков и Бабурин. Под словом «хорошо» я подразумеваю, что они помогли своим командам набрать очки в тех играх, где они могли их потерять. Они играли без ошибок, это параметр, по которому также определяется надежность вратаря. Именно количество ошибок, а не количество сэйвов. Другое дело, что Миша Кержаков играет в такой команде, где трудно себя проявить. Моментов у ворот почти не бывает, «Зенит» обыгрывает всех на классе, и отличиться очень сложно. В этом плане у других вратарей есть преимущество.
– Уже есть понимание, кто сыграет в матчах с Таджикистаном и Узбекистаном?
– Пока не знаем. Есть разные факторы. У Матвея Сафонова есть небольшие проблемы с голеностопом. Вчера он немного потянул мышцы груди, когда вводил мяч. Будем учитывать и фактор поля: одна игра пройдет на искусственном, вторая на натуральном. Также будем смотреть по тренировкам, наверное, они все-таки дадут ответ. Сейчас все примерно в одинаковом положении. Выбор вратарей, видимо, будет делаться уже непосредственно перед играми в Душанбе и Ташкенте.
– Вы вызвали Шунина после того, как он пропустил игру с «Ростовом» из-за недомогания. Вы общались с Антоном после этого?
– Он был в списке еще до того, как получил травму. Когда он не сыграл матч, мы созвонились. Он сказал, что травма несерьезная, но врачи рекомендовали пропустить матч, чтобы быть готовым к следующим играм и сборной.
– Каково ментальное состояние Сафонова, который в двух матчах пропустил восемь мячей, в том числе из-за технических ошибок?
– Огрехи есть. Поэтому я и сказал, что на сегодня не знаю, кто номер один. У Песьякова одна ошибка за 19 игр – с «Ахматом», он помог «Ростову» набрать много очков. Селихов, Шунин – это те вратари, которые играют стабильно. У Матвея был не лучший отрезок его карьеры. Тренировки и беседы с вратарями помогут определить, кто сыграет в ближайших матчах.
– Был ли вопрос, вызывать вообще Сафонова?
– Когда мы только пришли в сборную, был момент, когда мы его не вызывали после неудачных матчей. Тогда я ему объяснил это, он не обиделся и согласился, что был тогда не в лучшем состоянии. После этого он сильно отыграл в сентябре, и мы его вызвали, сразу поставили в состав, и было видно, что он готов. Сейчас вопрос, вызывать или нет, не стоял. Как у каждого вратаря есть право на ошибку, так Сафонов прошедшим сезоном заслужил себе право на вызов в ситуации, когда он играл не очень хорошо.
– В матче с Киргизией единственным игроком, который не был заменен, был как раз Сафонов. Почему?
– Тогда у нас был всего один матч. После первого тайма счет был 1:1, и в тот момент мы думали о результате. Не каждый вратарь готов выйти в таком сложном матче именно на замену. Игра тогда складывалась не лучшим образом, победу вырвали только в конце. Выходить на замену всегда сложнее, чем начинать игру.
– Вы почти не упоминаете Песьякова…
– Я сказал, что мы проанализировали его отрезок, где была всего одна результативная ошибка. Но тот матч с «Ахматом» «Ростов» выиграл. То есть пока он только приносил очки команде, и то, что «Ростов» идет на третьем месте, это и его заслуга. Именно Песьяков помог набрать 6–7 очков в тех играх, где мы действовали чуть хуже соперников. Я бы также сказал про Бабурина, который сильно играл за «Торпедо». Мы не смотрим на место команды, мы смотрим на качество игры. Играл он сильно, и почему его вывели из основного состава, я не знаю. Но так как вывели из состава, из списка кандидатов мы его убрали.
– Почему вы по-прежнему вызываете возрастных вратарей, когда очевидно, что сборная омолаживается?
– Сборная и клуб – разные вещи. Я считаю, что в клубе должен быть и опытный, и молодой вратарь. В сборной должны играть сильнейшие на сегодняшний день. Искусственно проводить омоложение нельзя. Если говорить про молодых, то, например, с Худяковым «Локомотив» набирал мало очков, проигрывал, не мог сыграть на ноль. Я не говорю, что по его вине, но так было. И это при том, что парень, безусловно, талантливый. Адамов сейчас травмирован, Торопу сложно конкурировать с Акинфеевым. Кого из молодых можно было вызвать? Сложно сказать. Поэтому сейчас в сборной те, кто играет ровно и стабильно, в паспорт мы не смотрим. У нас не так много вратарей с международным опытом. Смотрим и за заграничными вратарями. Андрей Лунёв сейчас не играет, у Стаса Крицюка тоже не всё так гладко, как хотелось бы. Смотрим и за Никитой Хайкиным.
– Что думаете о его ситуации со сменой клуба?
– Недавно с ним разговаривали, он хочет в более сильную лигу, чувствует в себе силы. У него тяжело складывалась карьера, но он многого добился со своей командой, стал чемпионом, сильно играл в еврокубках, его там любят. Не каждый вратарь решится уйти из зоны комфорта. Никита сам себе делает новый вызов. Я ему сказал, что когда идешь на более высокий уровень, не сразу может всё пойти. Надо набраться терпения, ждать своего шанса и постараться использовать его. Никита говорит, что готов ждать сколько надо. Это достойно уважения.
– Акинфеев по-прежнему номер один в России?
– Безусловно. Это моё мнение.
– Хайкин потянет уровень АПЛ?
– Сам хотел понять, за счет чего Никита играет. Физические данные не сумасшедшие, рост для вратаря средний. Но он играет за счет головы, правильно анализирует, правильно концентрируется. Умеет показать в игре свой максимум. В условиях стресса это не каждый может. Бывает, вратари на тренировках всё тащат, а выходят на игру и ошибаются. Думаю, Никита может заиграть и в АПЛ, просто нужно время адаптироваться к новым скоростям, требованиям и уровню. Буду очень переживать за него.