Александр Дюков: «Нам нужны международные матчи»
Заседание исполкома Российского футбольного союза прошло 23 декабря. На нем были утверждены программа развития дошкольного футбола и программа развития мини-футбола, рассмотрен вопрос развития Юношеской футбольной лиги и приняты другие решения. Был обсужден вопрос о возможном переходе РФС в Азиатскую конфедерацию футбола. Президент РФС Александр Дюков рассказал об итогах заседания и ответил на вопросы журналистов.
Александр Дюков, президент Российского футбольного союза:
– Повестка заседания была насыщенной и содержательной, был принят ряд стратегических решений, которые будут определять развитие нашего футбола.
Рассмотрена программа развития дошкольного футбола. Несколько лет назад нами была принята программа развития школьного футбола – «Футбол в школе». В проекте в этом учебном году уже 2150 школ. Они проводят третий урок физкультуры на базе футбола. Преподаватели прошли курс обучения и получили лицензии РФС. Мы передали методики проведения уроков и инвентарь – только в этом сезоне учебные заведения получили 80 тысяч мячей и сопутствующий инвентарь – все, что нужно, чтобы играть в футбол. Программа дошкольного футбола дополняет проект «Футбол в школе». Есть определенная синергия и это будет влиять на выбор школьников вида спорта, которым они хотели бы заниматься.
Была принята программа развития мини-футбола.
Мы приняли решение изменить формат Юношеской футбольной лиги – это один из ключевых проектов РФС. Он продолжает свое развитие. В этом году в турнире приняло участие 167 команд из 63 регионов. Четыре федеральные лиги и межрегиональные лиги покрывают всю территорию России. Команды получили возможность иметь регулярную соревновательную практику и играть с равными по силе соперниками, что важно для их развития.
Мы рассматриваем ЮФЛ не только как проект подготовки резерва, но и как способ перезапустить футбол в регионах, в том числе и профессиональный. Губернаторы приводят в порядок стадионы, болельщики смотрят игры – ряд матчей посещали 5-7 тысяч человек. Это хорошая школа для подготовки судей и инспекторов. Через ЮФЛ прошло много молодых арбитров по программе «Таланты и наставники». Уверен, что мы увидим этих судей в РПЛ.
В следующем году будут добавлены несколько возрастных категорий, увеличено количество команд. В ЮФЛ-девушки количество команд в лиге за два года выросло с 12 до 28. В 2023 году мы запускаем соревнование ЮФЛ-девочки до 14 лет, рассчитываем минимум на 40 команд в этом возрасте.
Ещё один вопрос – реформа компенсационных выплат. Мы работаем над повышением квалификации тренеров, для этого работает Академия РФС. Важно поддерживать их мотивацию. Мы ведем работу по двум направлениям.
Первое – это реформа системы ЕВСК (Единая всероссийская система квалификации) – мы знаем ее издержки. Она побуждает и мотивирует наших детских тренеров добиваться результатов со своими командами, а не развивать каждого отдельного футболиста. Размер их зарплаты определяет количество побед и количество футболистов в группах. Как сказал Леонид Федун, такая система мотивирует не подготовить условного Романа Зобнина, а создать команду, которая опережает сверстников по физическому развитию. Так они могут побеждать и получать бюджет. Таким образом ЕВСК для командных видов спорта порочна.
Мы провели исследовательскую работу и хотим создать систему, которая мотивировала бы тренеров развивать индивидуальные качества футболистов. Надеемся, что региональные спортивные федерации поддержат нас.
Второе направление – увеличение мотивации денежной компенсацией. Если тренер будет получать премию, которая будет привязана к количеству подготовленных игроков для профессиональных лиг, – он будет думать не о победах в юношеских соревнованиях, а о подготовке футболистов к профессиональному футболу.
Мы рассмотрели несколько вариантов увеличения размера таких выплат. Один из них привязан к первому контракту, при этом подходе существует средняя сумма, которую школы тратят подготовку футболиста. В момент подписания первого контракта могла бы происходить выплата этой суммы.
Второй подход был поддержан большинством. Это регулярная ежегодная выплата 2 процентов от фонда оплаты труда, который получает тот или иной игрок по своему контракту. Точный размер еще будет обсуждаться.
Исполкомом рассмотрена возможность создание клиринговой палаты – расчетного центра. Эта идея возникла у нас какое-то время назад, мы ждали пока ФИФА создаст свою клиринговую палату.
Также, РФС продолжит оказывать финансовую помощь региональным федерациям, мы будем продолжать это делать.
Восьмой вопрос – участие РФС в других организациях. Мы приняли решение участвовать в проекте RuStat – это статистика, аналитика, важная цифровая платформа, которая позволяет аккумулировать статистику по матчам – объем беговой работы, технических действий, все клубы и футболисты пользуются ей. Мы пользовались InStat, но он уже больше не российский, её купила американская компания, и теперь она станет для нас недоступна. Мы приняли решение создать свой российский продукт, который будет востребован не только футболом, но и другими видами спорта.
Исполком обсудил бюджет и годовую смету на 2023 год и прогноз на 2024 год. В этом году нам удалось сохранить доходы на уровне предыдущего года, несмотря на непростую ситуацию. На следующий год РФС смотрит с определенным оптимизмом и ожидает рост доходной части бюджета на 20 процентов.
Еще один вопрос, который мы не успели рассмотреть, но я обещал его озвучить Сергею Галицкому. Еще в октябре после заседания исполкома он написал заявление о выходе из состава исполкома по личным обстоятельствам. Вы, наверное, заметили, что он не принимал участие в работе исполкома в этом году. Он честно сказал о том, что не может физически участвовать в работе и было бы некорректно с его стороны числиться здесь. Мной и исполкомом это заявление принято.
Последний вопрос о возможной смене конфедерации. Он безусловно окажет влияние на развитие российского футбола. Для принятия решения нужно быть максимально ответственными, изучить все последствия и сценарии. Мы приняли решение продолжить обсуждение на следующей неделе в режиме видеоконференцсвязи.
У нас есть окно возможностей для возвращения нашего футбола в официальные турниры. Возможность начать играть официальные матчи как для наших клубов, так и для сборных. Эту возможность дает нам переход в Азиатскую конфедерацию футбола.
УЕФА 28 февраля приняло решение о приостановлении нашего участия в соревнованиях на основании обращения трех команд, с которыми мы играли в отборе на чемпионат мира. Такое же решение приняло ФИФА. Мы считаем это несправедливым и политически мотивированным. В связи с этим мы вели работу по двум направлениям.
Первое – защита наших интересов в КАС. Нами была подана апелляция, но она не была поддержана. При этом мы до сих пор не получили полный текст решения и мотивировочную часть. Без нее невозможно принять решение о дальнейших шагах по защите наших интересов в судах.
Вторая линия работы – это диалог и обсуждение ситуации с руководством УЕФА. Нахождение каких-то возможностей и путей для снятия бана и решения о приостановлении. УЕФА обосновывал решение невозможностью обеспечения безопасности на играх сборной России и невозможностью соблюдения целостности соревнований из-за отказа ряда сборных от игр с нами. На данный момент они не видят оснований для пересмотра этого решения. УЕФА ждет стабилизации политической ситуации.
На данный момент УЕФА готовы обсуждать возможность возвращения юношеских и женских команд в официальные турниры. При этом, нет никаких гарантий и сроков. Все, чего удалось добиться – проведения турнира развития УЕФА. Он пройдет в мае в Волгограде. В составе участников – Россия, Казахстан и Белоруссия, четвертой европейской команды не нашлось. Участвовать будет Кыргызстан.
Как я сказал, УЕФА ждет некой стабилизации ситуации. Но нас беспокоит следующее – даже если она произойдет, то бойкот игр с Россией рядом федераций и сборных может продолжиться. Никто не может нам гарантировать, что эту проблему каким-либо образом удастся решить.
Мы знаем все сильные стороны европейского футбола. Но мы с вами должны честно для себя сформулировать то, как обстоят дела. На данный момент возвращение в европейские соревнования под большим вопросом и, честно говоря, члены исполкома не видят света в конце тоннеля.
Реалистичные перспективы возвращения нашего футбола в официальные соревнования – смена конфедерации и переход в АФК. АФК, скажем так, на данный момент готова нас к себе принять. Естественно, никто не готов сейчас дать какую-то письменную гарантию, что мы будем приняты, но они готовы рассмотреть наше обращение. Вероятность, что мы будем туда приняты, высока. Для этого нужно обращение и решение большинством голосов.
Вопрос смены конфедерации не относится к компетенции ФИФА, но фактическое согласие потребуется. На данный момент мы имеем информацию о том, что ФИФА не возражает, если РФС сменит конфедерацию и перейдет в Азию. Как я сказал, это очень важное решение для нашего футбола. Мы рассматриваем этот вопрос сейчас, так как у нас есть окно до 31 декабря. Мы должны подать заявление о выходе из УЕФА, чтобы получить шансы принять участие в отборе на чемпионат мира 2026 года. Если мы не делаем этого до 31 декабря, то следующий официальный турнир, в котором мы сможем принять участие – это цикл с 2027 года. Задержка может привести к паузе в 4 года.
Сегодня мы рассмотрели этот вопрос на заседании исполкома, провели опрос клубов, провели опрос наших партнеров и спонсоров – это решение затрагивает всех. Подавляющее большинство клубов поддерживают переход в АФК. Кто-то поддерживает безоговорочно, кто-то говорит о том, что если мы понимаем, что не будем играть в ближайшее время, – то лучше играть в Азии, чем не играть совсем.
Многие начинают понимать, что неучастие в официальных соревнованиях может привести к рискам смены гражданства молодых игроков. Видим, что дружественные нам федерации начинают работать с футболистами и предлагает им менять футбольное гражданство. Это нанесет ущерб российскому футболу.
Более того, если ситуация надолго затягивается, у детей может снизиться интерес к занятию футболом.
Что касается партнеров, то благодаря им доходы РФС устойчивы и продолжают расти. Спонсоры и партнеры помогают РФС и заинтересованы в развитии детско-юношеского футбола, но они становились нашими партнерами, чтобы продвигать свои бренды и товары. Отстранение приводит к тому, что снижается интерес к российскому футболу и, как следствие, к этим брендам. Вы видите, что происходит в экономике и бизнесе – Европа наложила санкции на абсолютно все отрасли российской экономики, происходит массовая переориентация на другие направления. Они заинтересованы в продвижении своего бизнеса в Азии. Они видят в этом возможность.
Как я вижу перспективы нашего спорта в целом: тот же вопрос в ближайшее время начнут обсуждать и другие спортивные федерации. Федерация шахмат России уже направила уведомление о выходе из Европейского шахматного союза, и в феврале направит письмо на переход в Азиатский союз. Это даст российским шахматистам возможность принять участие в чемпионате мира. Смена конфедерации представляет из себя единственную возможность российским спортсменам принимать участие в международных соревнованиях и чемпионатах мира. Можно ожидать, что такие решения будут приниматься.
Сегодня мы обменялись мнениями. Были сомнения, но большинство высказало поддержку. Были заданы те вопросы, которые нуждаются в проработке. Во вторник будет принято решение.
– Если наша сборная оказывается в Азии, будет ли она выступать со своим флагом и гимном или это будет нейтральная команда ? – Конечно, хочется выступать под своим флагом и гимном. При этом нас уже были два прецедента – чемпионат мира по пляжному футболу в Москве, и чемпионат Европы по мини-футболу. Да, гимн и флаг нужны, но абсолютно все знали что на этих соревнованиях играла сборная России и болели за нее. Если выбирать между вариантом не играть совсем или играть без флага и гимна, то второе выглядит предпочтительнее.
– Можно ли сказать, что принципиальное решение уже принято? Нет ли у вас опасений, что все наши футболисты, которые росли на Лиге чемпионов, Лиге Европы, на мечте играть с «Реалом» – потеряют свою мечту навсегда? Вы не боитесь, что это убьет наш футбол? Пути обратно в УЕФА уже не будет? – Никогда не говори никогда, но это ответственное решение. Надо понимать, что нельзя сегодня играть здесь, а завтра там. Для мальчишек мечта – играть, если мы не будем играть совсем – это скорее убьет их желание. С переходом в АФК появится возможность играть на чемпионате мира с теми же футболистами, что играют за «Реал» и «Барселону». Решение непростое и неоднозначное. Мы с вами знаем преимущества европейского футбола, его уровень, мы хорошо знакомы с клубами, футболистами в европейском футболе. Там другие коммерческие доходы, раньше была удобная логистика. Мы понимаем все нюансы, но в первую очередь нам важно играть.
– На предыдущих заседаниях исполкома вы говорили, что ситуация в динамике. Что изменилось, что вы решили действовать? И какое именно ваше мнение по поводу перехода? – Мое мнение: есть много «за» и «против». Это точно непростое решение. Повторюсь, мы работали по двум направлениям. Во-первых, суды, хотя особой надежды на них не было. В результате суд нашу апелляцию не поддержал, и то что до сих пор нет текста полного решения, говорит о том, что решение политическое. Поэтому на что тут надеяться? Во-вторых, все время шли консультации, чтобы вернуться. Все, на что они согласились пойти – это турнир развития с Беларусью, Кыргызстаном и Казахстаном. Это все, что мы имеем на данный момент.
Кроме того, вынужден констатировать, что к сожалению, идеологически мы расходимся с Европой. Сегодня их не устраивает эта ситуация, а потом окажется, что мы яйца не с того конца разбиваем. Нужно сверху, а мы снизу.
– Было некое событие, которое дало вам понять, что с УЕФА нам не по пути? – С лета все понимали, что еще какое-то время будет окно возможностей перейти в Азиатскую конфедерацию футбола, поэтому обсуждать переход было преждевременно. А сейчас мы понимаем, что окно закроется на 4 года, если до 31 декабря мы не примем решение. Что мы увидели? Желание АФК видеть нас у себя, согласие ФИФА на этот переход. УЕФА продолжает поддерживать нас с точки зрения образования, но с точки зрения возвращения в соревнования ничего не происходит. Европейские федерации находятся под большим давлением СМИ, политики и общества. В федерациях все понимают, что должны играть хотя бы дети и женщины, но они не могут на это пойти. Если сравнить отношение в Европе и в Азии, то вы увидите, что оно абсолютно разное. И те страны, которые готовы с нами играть, – в Азии. Вы видели, что было с Боснией и Герцеговиной после объявления матча с нами. Они сами предложили нам провести эту игру, сказали, что приедут к нам. Ну вот, приехали.
– Обсуждался ли вопрос перехода в АФК с клубами второй лиги? – Не обсуждали это с клубами ФНЛ. Вопрос обсуждался с клубами РПЛ. За – 100 процентов. При условии, что переход состоится и если мы видим ситуацию так, что в ближайшее время не сможем играть в Европе. Половина клубов поддерживает переход безусловно. Они видят огромный рынок в Азии – это 4 миллиарда населения, растущая экономика. Туда пошел российский бизнес. Огромные деньги направлены на развитие футбола. У региона серьезный коммерческий потенциал. Все последние годы рост мировой экономики происходил за счет Азии. Европа росла на 1–2 процента, в Азии – 4–5.
– Можно ли назвать эту ситуацию последним предупреждением для УЕФА? – Прежде всего мы думаем о себе, своих футболистах и болельщиках. Мы не пытаемся кого-то шантажировать, тем более УЕФА. Мы относимся к ним с уважением, они много сделали для развития футбола в мире, Европе и нашей стране. Несмотря на ситуацию, мы продолжили сотрудничать – по образовательным программам, подготовке тренеров, по финансированию проектов развития футбола. Мы считаем, что несмотря на то, что мы не имеем возможности играть, у нас партнерские отношения, мы с теплотой относимся к руководству УЕФА. Мы никого не шантажируем, но у нас есть спортсмены и болельщики, которым нужны международные матчи. Проще всего ничего не предпринимать – сидеть и ждать.
– Одна из причин бана от УЕФА – невозможность обеспечить целостность соревнований. В Азии тоже есть недружественные команды… – В Азии 48 ассоциаций ― если три из них скажут, что не хотят с нами играть, ― им ответят: ну, не играйте. А когда, как в УЕФА, таких больше половины ― они могут диктовать свои условия.
– Как вы оцениваете первую часть сезона во внутренних соревнованиях? – Увеличилось число российских игроков, больше времени стали получать молодые футболисты. Увеличились доходы клубов от участия в матчах РПЛ и Кубка России. Интрига впереди.