Александр Дюков: «РФС и УЕФА создадут рабочую группу»
В пятницу, 30 декабря, исполком Российского футбольного союза завершил обсуждение двух вопросов – о лицензировании клубов и о возвращении России в систему международных соревнований. По итогам заседания президент РФС Александр Дюков ответил на вопросы журналистов.
Александр Дюков, президент РФС:
– Сегодня мы завершили заседание исполкома, которое началось в прошлую пятницу. Первый вопрос, который был сегодня рассмотрен – вопрос лицензирования, решение по нему было принято. Второй вопрос – продолжение рассмотрения возможности перехода из УЕФА в Азиатскую конфедерацию футбола.
Исполком РФС единогласно принял решение обратиться в УЕФА с предложением создать рабочую группу, делегировав туда по три представителя от обеих организаций. Также мы предложим войти в состав рабочей группы представителям ФИФА и Международного олимпийского комитета.
Цель рабочей группы – выработка предложений, мер и создание дорожной карты для скорейшего возвращения российских клубных команд и национальных сборных в официальные международные турниры. Предполагается, что группа будет сформирована сразу после новогодних праздников. Мы предполагаем, что работа группы продлится до 1 апреля 2023 года. Письмо в УЕФА будет подписано мной сегодня и сегодня же отправлено.
Предварительная договоренность о создании рабочей группы с УЕФА уже достигнута.
Вторым вариантом решения, которое мы обсуждали, было начать процедуру перехода в Азиатскую конфедерацию футбола уже сейчас, направив соответствующее заявление в УЕФА.
– Можно ли сказать, что вопрос перехода в Азию закрыт окончательно или мы сможем к нему вернуться в дальнейшем?
– Задачи рабочей группы, в которую, мы надеемся, войдут не только представители УЕФА и РФС, но и ФИФА и МОК – выработка решений, которые позволят нашим командам как можно быстрее начать играть в официальных соревнованиях. Если мы поймем, что такой вариант невозможен в УЕФА, соответственно рабочим будет вариант смены конфедерации.
– Как проходили консультации с УЕФА? Является ли одной из целей работы этой группы включение нас в отбор ЧМ-2026?
– Одна из наших целей – принять участие в отборочном турнире чемпионата мира 2026 года. Соответственно одна из задач рабочей группы – найти такую возможность.
– Можно ли говорить о том, что УЕФА более активно пошла на диалог после обсуждения в РФС перехода в Азию?
– Это некорректная оценка того, что произошло. Неделю назад мы говорили, что один из вариантов – проработка вместе с УЕФА возможности возвращения к официальным соревнованиям. Исходя из этого варианта и создана рабочая группа. УЕФА не хочет и не хотел терять Российский футбольный союз. Если бы они хотели, они бы приняли решение исключить РФС из своего состава. Отношение УЕФА к нам за эту неделю не изменилось.
– Сколько РФС готов ждать разрешения ситуации, чтобы вернуться к активным действиям по переходу в АФК?
– Непростой вопрос. Конечно, я не могу сказать, что мы готовы ждать долго. Если я скажу об этом – я получу ответ: «раз готовы – ждите». Надо спросить и у членов исполкома о том, какой срок они готовы считать приемлемым. Для нас важно принять участие в отборе на чемпионат мира 2026 года и постараться пройти его, чтобы сыграть в финальной части турнира. Такую задачу мы ставим перед собой.
К сожалению, переход РФС в Азиатскую конфедерацию футбола – не гарантия участия нашей сборной в отборе к ЧМ. Такую гарантию может дать только ФИФА. Также есть большие сомнения в том, что российские клубы смогут принять участие в турнирах АФК уже в этом сезоне, так как мы не успеем завершить процесс перехода до начала соревнований.
Если бы мы приняли решение во вторник, ничего бы не изменилось. Мы хотели дать возможность всем высказаться и все получили возможность заявить свою позицию. Второй момент – нужно было обдумать ситуацию, провести консультации с конфедерациями.
– Была информация о том, что РФС отправил в УЕФА заявку о выходе – это правда?
– Я не подписывал таких писем. Уверен, что это дезинформация.
– При принятии решения учитывались программы УЕФА по развитию детского футбола и другие совместные проекты?
– Это конечно важно, но, безусловно, это вторично по сравнению с возможностью участия в официальных соревнованиях. Эти программы помогают, но мы бы и сами справились. Однако, это некий символ того, что мосты не сожжены, и мы можем попробовать найти возможности для восстановления отношений. Из-за европейских политиков, которые оказывают давление на футбольную Европу, эти отношения находятся, наверное, в нижней точке, но у нас есть надежда.
– Учитывалось ли мнение Валерия Карпина при принятии решения?
– Да, учитывалось. Его мнение – лучше играть, чем не играть. Это решение, которое ставит задачу найти пути, чтобы начать играть как можно быстрее. Считаю, что создание рабочей группы, в которую, в том числе, войдет и ФИФА, и МОК, ускорит решение этой задачи. Мы можем перейти в Азию, но, чтобы принять участие в чемпионате мира нам нужно решение ФИФА. Мы можем общаться со всеми заинтересованными сторонами по очереди или создать рабочую группу, в которой будут все, чтобы быстрее договориться. Считаю, что, пойдя по этому пути, мы потратим меньше времени, чем если мы просто перейдем в АФК. Сейчас никто не знает, какой вариант был правильным, время покажет.
– Когда у вас были последние контакты с ФИФА?
– Последние контакты с ФИФА у меня были вчера. На прошедшей неделе были определенные консультации с регуляторами международного футбола. Мы увидели настрой на то, чтобы найти решение и дать возможность российским клубам и сборным начать возвращаться в официальные матчи и турниры.