Кузяев: «Ирак – достаточно крепкая команда»
Накануне товарищеской встречи с командой Ирака полузащитник сборной России оценил предстоящего соперника, рассказал о своем отношении к арабскому миру, сделал комплимент душевному Санкт-Петербургу и вспомнил самый запоминающийся матч на стадионе «Газпром Арена».
– Что знаете о сборной Ирака?
– Честно говоря, совсем немного. Судя по тому, что мы видели на разборе, это достаточно крепкая команда. К тому же, в этом году Ирак выиграл Кубок Наций Персидского залива, где обыграл Катар, Оман, Саудовскую Аравию. Будет интересно сыграть. А так, на сборах общался с Антоном Зиньковским по поводу Ирака, и он сказал, что знает одного иракского игрока, который выступал в РПЛ в составе «Крыльев Советов» – Саффа Хадди.
– Сборную Ирака болельщики называют «Львы Месопотамии». Как бы вы назвали команду России?
– Путь будет «Отважные медведи».
– Ирак – арабская страна. Как вы в целом относитесь к арабской культуре? Может, учили язык?
– У меня брат хорошо разговаривает на арабском. А я в свое время изучал алфавит, но это было давно, уже не вспомню ничего. Но в последнее время я подумываю возобновить изучение арабского языка. Мне вообще интересен арабский мир: он близок к моей религии, он для меня не чужой, а в последнее время становится все ближе и ближе. Недавно был в Катаре и, можно сказать, влюбился в эту страну. Мне понравились порядки, образ жизни, архитектура.
– В Ираке часто бывает очень жарко. Если выбирать одно из двух, предпочли бы играть в жару или холод?
– Недавно на сборах играли с «Уралом» в +30. Это, конечно, так себе удовольствие. Если именно играть, а не сидеть в запасе, то выберу минусовую температуру. Ты можешь разбегаться, согреться, и уже не ощущаешь холод. А вот на скамейке запасных можно и замерзнуть. Но все равно я как человек, живущий в России, предпочту мороз. В жару ты порой думаешь, скорей бы все это закончилось.
– Рады, что матч пройдет в Санкт-Петербурге?
– Да, очень здорово! В Питере давно уже не было матчей сборной – последний раз националка играла тут в октябре 2021 года отборочный матч ЧМ с Кипром. Я не принимал участия в той встрече из-за травмы, поэтому для меня последний питерский матч – против Финляндии на ЕВРО-2022. Помню, была очень крутая атмосфера, которая помогла нам победить 1:0. Если говорить о моем восприятии, то больше всего мне запомнился поединок с Бельгией. Команда проигрывала, я вышел на замену на 60-й минуте, сыграл удачно, мы перехватили инициативу, забили один гол. Для меня почему-то именно этот матч стал памятным.
– Вы давно живете в Санкт-Петербурге. Он стал вашим городом?
– Думаю, да. Стал замечать за собой, что последнее время влюбился в этот город. Даже несмотря на погоду, хотя в последнее время она тоже улучшилась. Питер очень атмосферный. Мне кажется, он более добрый, чем Москва, да простят меня москвичи. Атмосфера более душевная. К тому же, здесь жизнь протекает более размеренно, чем в столице.
– Что скажете о «Газпром Арене»?
– Играть на крытой арене в такое время года – одно удовольствие Болельщики с детьми чувствуют себя максимально комфортно и наслаждаются футболом, а не думают о том, как бы себе что-нибудь не промочить или не отморозить. Не понимаю, почему при подготовке к ЧМ-2018 в России не сделали крыши на всех стадионах.
– Самый запоминающийся матч на «Газпром Арене»?
– Лично для меня? Наверное, против Бельгии. Мы проигрывали, я вышел на замену на 60-й минуте, сыграл успешно, мы перехватили инициативу, забили один гол. Для меня почему-то именно этот матч стал памятным. Но встречу с Финляндией на ЕВРО тоже можно записать в актив нашей команды, мы одержали непростую победу. Жаль, что не вышли из группы. Но если бы жребий отправил наш матч с Данией в Питер, думаю, наши шансы на победу были бы заметно выше.
– 5 причин на то, чтобы сходить на матч Россия – Ирак?
– Первая – конечно же, поддержать сборную России, это очень важно для нас. Второе – посетить комфортный крытый стадион, где ничто не мешает насладиться игрой. Третье – впервые увидеть в деле экзотическую сборную Ирака. Четвертое – погулять по чудесному Санкт-Петербургу, посетить Эрмитаж. И пятое – увидеть игру Далера Кузяева (смеется).
***
– Вам 30 лет, чувствуете себя ветераном сборной?
– Да, я уже все чаще, когда еду на сбор, смотрю на список и изучаю, кто старше меня. С каждым вызовом таких людей становится все меньше и меньше. Но не скажу, что как-то грущу по этому поводу или чувствую себя некомфортно. Чувствую себя в порядке. Понимаю, что на мне лежит некая ответственность, что я должен сохранить преемственность поколений, особенно для молодых ребят. Не то что примером, но показывать правильное отношение к команде, футболу, партнерам. Помогать адаптироваться. Пацаны все отличные, ни у кого с этим проблем нет, как мне кажется.
– Удается быть на одной волне с молодежью?
– Понимаю, что у нас разные интересы – это естественно, нормально. Когда мне было 20 лет, у меня тоже были интересы, которые отличаются от сегодняшних. Но в целом мы очень неплохо находим общий язык. Смотрю на пацанов: они все работают над собой, следят за питанием, остаются в тренажерном зале, ходят на специальные восстановительные процедуры. В общем, молодцы.
– Есть ощущение, что вы в сборной уже очень давно, но на самом деле попали туда только в конце 2017 года, то есть чуть больше, чем пять лет назад.
– Помню, что несмотря на то, что мне было уже 24 года, я был одним из самых молодых в команде. Время летит, это стоит признать.
– Чемпионат мира вспоминаете иногда?
– Да, бывает такое. Вспоминаю тот наш состав, старичков в команде. Когда я оказался с ветеранами на первом сборе, то внимательно за ними следил, изучал и даже иногда не верил своим глазам. Ведь недавно я наблюдал за ними по телевизору, а теперь я вместе с ними делю раздевалку. Крутое было время: люблю иногда поностальгировать, повспоминать.
***
– Вы говорили, что с возрастом изменили отношение к футболу. В чем это заключается?
– Прежде всего, изменил образ жизни. Сейчас я стал больше уделять внимание футбольным деталям, мелочам. Тщательней следить за режимом восстановления, тренировок. Замечаю, что многие футболисты с годами так же становятся более скрупулезными в вопросах подготовки. Это возможность продлить спортивную карьеру. Это моя работа, мое хобби, которое приносит деньги, я должен показывать свой максимум на тренировках и на играх.
– Вместе с тем есть ощущение, что на поле вы не изменились, сохранили юношеский задор. Где-то можете и вспылить.
– Не скрою, иногда эмоции берут надо мной верх. Стараюсь их контролировать, хотя иногда не выходит. Но я всегда играю в рамках разумного, никогда не буду идти на провокации или специально кого-то ломать. Конечно, я получал желтые и красные карточки, но они были за неумышленные фолы, пусть и жесткие. Терять контроль над собой, получать карточку за разговоры и подводить команду – такого не припомню. К слову, споров с тренерами у меня никогда не было: ни сейчас, ни в 20 лет. К наставнику надо всегда прислушиваться, выполнять его установки. Ты можешь поделиться чем-то с тренером, но чтобы спорить или невежливо отвечать ему – нет, такого не было.
В воскресенье, 26 марта, национальная сборная России сыграет свой первый домашний матч за полтора года. Товарищеская встреча с командой Ирака пройдёт на «Газпром Арене» и начнётся в 18:00. Билеты в продаже на сайте официального билетного партнера РФС – Кассир.ру.