Илья Помазун: «Отец может позвонить и что-то подсказать»
Голкипер сборной России Илья Помазун – представитель вратарской династии. Его отец Александр становился чемпионом Европы 1990 года в составе юношеской сборной СССР, выигрывал «золото» чемпионата России 1993 года в «Спартаке» и ставил рекорды по «сухим» матчам за сезон в составе «Балтики». В разговоре с нами Илья откровенно рассказал о том, как началась его карьера, наставниках, идеальном вратаре, путешествиях и знакомстве с женой.
«Мама была против, чтобы я играл в воротах»
– Я пошёл в школу ФК «Москва», потому что она была поближе к моему дому. Потом мы переехали в Куркино (район на северо-западе Москвы), недалеко от Химок , и тогда же меня пригласили в ЦСКА. В команду 1996 года меня позвал Сергей Первушин, потом я тренировался с Дмитрием Хомухой, а затем работал в дубле с Сергеем Гришиным.
С детства ходил смотреть как играет мой папа и хотел быть, в первую очередь, вратарём. Но стал нападающим. Мама была против, чтобы я играл в воротах, так что примерно два года я был форвардом. Но всё-таки гены взяли своё. При этом отец никогда не говорил мне, что я должен стать футболистом – это было моё собственное желание. Ну а он, думаю, был рад, когда в итоге я оказался в воротах.
Помню, как отец играл в «Сатурне», «Торпедо-ЗИЛ», я часто был на стадионе и поддерживал его. Когда я был совсем маленьким мы выходили на улицу, тренировались. Сейчас мы разговариваем в основном после матчей, если я неудачно сыграл или мог сыграть лучше, папа может позвонить и что-то подсказать. Первым написал ему сообщение, когда меня вызвали в сборную России. Он очень обрадовался, перезвонил и поздравил.
Сергей Овчинников и Игорь Акинфеев
– Сергея Овчинникова не зря называют «Босс». Когда он меня тренировал, он подсказывал, командовал, говорил, что надо делать. Мы с ним в очень хороших отношениях, он сделал очень большой вклад в то, что я начал играть в футбол на высоком уровне. На протяжении всего времени, что мы работали вместе, а это шесть-семь лет, он меня постоянно поддерживал. Где-то, в свойственной ему манере, достаточно импульсивно, но за счёт этого происходил мой рост. У Сергея Овчинникова отличное чувство юмора, самое незаурядное из тех, что я встречал.
Что касается Игоря Акинфеева, я думаю, что его феномен – это невероятная стабильность. На протяжении 20 лет Игорь играет на высоком уровне, не пропускает сезоны, не допускает ошибок.
Мандраж перед матчами
– Мне кажется, что мандраж перед матчами есть у всех. Любой здоровый человек должен немного переживать. Не говорю сейчас про страх, просто про волнение перед игрой. После выхода на поле ты слышишь болельщиков, всё улетучивается, и ты уже полностью поглощён игрой.
Если сыграл неудачно, конечно, бывает некая досада. В этот момент надо просто провести самоанализ, посмотреть игру, пропущенный гол и выбросить всё это из головы. А дальше – готовиться к следующей игре.
«Идеальный вратарь на линии – это левая рука Нойера и правая тер Штегена»
– Идеальный вратарь – это сложная тема. По игре на выходах – Маринато Гильерме, по игре ногами – Мануэль Нойер, на линии, думаю, идеальной была бы смесь Нойера и тер Штегена – правая рука одного и левая рука второго (смеётся). Харизма самая большая у Игоря Акинфеева, а по умению отбивать пенальти после последнего чемпионата мира можно на первое место поставить Эмилиано Мартинеса. Он выдал отличные матчи и помог Аргентине выиграть турнир.
Мы с Андреем Шпилёвым, тренером вратарей «Урала», разбирали последний чемпионат мира. Он делает максимальную аналитику по всем ведущим турнирам. Думаю, с 2018 года тенденции особо не поменялись. Все вратари много взаимодействуют с полевыми игроками, играют ногами, открываются, начинают атаки.
«Последние 4-5 лет я увлекаюсь “Формулой 1”»
– Не слушаю музыку перед игрой, разве что могу включить радио по дороге на тренировку. Меломаном меня не назовешь, предпочтений особых нет, может быть чуть больше люблю рэп. Некоторое время назад в Екатеринбурге выступали Леонид Агутин с Анжеликой Варум – сходили на этот концерт с супругой. Это единственный концерт за долгий период, времени на больше просто нет.
Играю в основном на PlayStaytion в симуляторы футбола, хоккея и «Формулы 1». Последние 4–5 лет я сильно увлёкся «королевскими гонками», слежу за чемпионатом. Посмотрел сериал «Formula 1: Drive to Survive», да и в команде многие их любят. Два года назад начал болеть за Макса Ферстапенна. Тогда Льюс Хэмилтон выигрывал чемпионат семь лет подряд, а в том сезоне Ферстаппен вырвал титул на последнем круге последней гонки и это было невероятно. Почти как в сериале. Сейчас продолжаю переживать за Макса. Если говорить о других видах спорта, то могу сходить на хоккей, а вот набравшие у многих популярность, смешанные единоборства – не люблю.
Что касается кино, то самый любимый – «Гладиатор», еще нравится «Зеленая миля», это классика. Но в последнее время фильмов смотрю мало, больше сериалов. Из недавнего понравился «Кит», который получил два «Оскара» – тяжелый фильм, но интересный, заставляет задуматься.
«Оградил себя от экстремальных видов спорта»
– Отпуск мы планируем за полгода. Последний раз были в Австралии – невероятные ощущения от того, что оказался так далеко, на краю земли. Поразил менталитет австралийцев, которые счастливы, что живут именно там. За месяц пребывания в Австралии ни разу не видел кенгуру в естественных условиях, только в зоопарке.
Даже в Австралии я не катался на сёрфе. Хочется ограничить себя в экстремальных видах спорта, где можно упасть, получить травму и выбыть на долгое время. У меня был период, когда я получал очень много травм и очень долго восстанавливался, поэтому больше так не хочу.
О медиафутболе
– Мы дружим с Женей Спиряковым (футбольный блогер), и он как-то пригласил меня сняться у себя в ролике. Был отпуск, лето, делать было особо нечего, поэтому решил потренироваться вместе. Ребята играют на неплохом уровне. Матвей Ивахнов недавно забил свой первый гол в Мир Российской Премьер-лиге. Многие уже играют в профессиональных командах. Конечно, медиафутбол – это больше развлечение, в профессиональных командах у нас больше целей, мы стремимся к конкретным достижениям. А вот от выставочных матчей никому хуже не будет – если на такие игры приходят много болельщиков, значит это хорошо.
«Первый футбольный вопрос, который мне задала жена – сколько я забиваю голов?»
– Мы познакомились в школе перед репетицией последнего звонка. До личного знакомства мы как-то переписывались во «Вконтакте», а в тот момент пересеклись взглядами и возникло ощущение, что мы знаем друг друга уже давно. После этого начали много общаться и всё – вместе уже девять лет. Предложение сделал в Центральном парке в Нью-Йорке.
Моя жена сейчас полностью погружена в футбол – ездит на игры, разбирается в разных моментах, хотя, когда мы начинали встречаться знала только то, что я вратарь. При этом первый футбольный вопрос, который она мне задала – сколько я забиваю голов? Но это было давно, сейчас у нее всегда есть мнение по разным футбольным ситуациям, и, как правило, она бывает права.