Мажич: «Мы понимаем, что игра принадлежит футболистам, а не судьям»
Месяц назад, в конце июня 2023 года, Милорад Мажич возглавил департамент судейства РФС. Он один из самых известных и успешных сербских арбитров. По окончании карьеры Мажич начал работу по обучению судей. Он работает инструктором ФИФА и до перехода в РФС руководил арбитрами на Кипре. В сентябре 2022 года 50-летний специалист вошел в состав экспертно-судейской комиссии при президенте РФС.
Глава департамента судейства рассказал о целях и задачах в работе, нововведениях и первых впечатлениях от российских арбитров.
– Когда вам поступило предложение возглавить департамент судейства РФС?
– Первые переговоры прошли два года назад, а в прошлом году я стал одним из членов экспертно-судейской комиссии РФС. На тот момент я еще работал в другой стране, поэтому не мог приехать сюда. Переговоры о назначении меня главой департамента начались перед этим сезоном. Мы очень быстро достигли соглашения. Я разговаривал с главой судейского комитета Павлом Каманцевым, и мы сразу же нашли общий язык. Одним из моих условий стала возможность проводить изменения и внедрять новые концепции. Когда мы обсудили это, то быстро договорились обо всем остальном. И вот, перед началом сезона, я вступил в должность.
– Вы работали с российскими судьями еще на зимних сборах. Какие были впечатления, на что обратили внимание?
– В феврале РФС пригласил меня в Турцию для того, чтобы принять участие в сборах. На протяжении пяти дней я работал с российскими арбитрами, выступил с лекцией об управлении игрой и проводил практические занятия. Было очень интересно там находится, слышать разные мнения по различным вопросам, понимать как выстроена система образования судей и как проходит их подготовка. Эти несколько дней помогли мне получить более четкое представление о том, как судейская семья функционирует в России.
– Что вас заинтересовало в предложении РФС, почему вы согласились на эту работу? Для вас это вызов? Возможность сделать что-то лучше?
– Действительно, для меня это вызов. Очень много моментов моей карьеры связано с Россией. Я работал здесь в 2017 году на Кубке конфедераций, в 2018 году на чемпионате мира, работал на различных отборочных матчах сборной России, еврокубковых играх с участием ведущих российских клубов. Поэтому, когда в мае у меня состоялась беседа с президентом РФС господином Дюковым, мы очень быстро нашли общий язык – поняли, что у нас общие взгляды. После этой встречи я понял, что лучшим вариантом продолжения моей карьеры будет приезд в Россию.
Это самая большая страна в мире, здесь очень высокий уровень соревнований, это очень значимая страна в футболе в целом и в судейском компоненте в частности. Поэтому да, для меня это вызов — работать здесь, что-то привносить. Я верю в себя и в свою команду. Я верю, что у нас получится помочь российским судьям быть успешными и прогрессировать. Всегда бывают сложные моменты, без них нельзя обойтись, однако всегда нужно работать и двигаться вперед. А еще, российский менталитет очень похож на сербский и в этом плане мне проще понять все происходящее здесь.
– Вы не боитесь, ведь глава судейского департамента – это «расстрельная» должность?
– Я привык к этому давлению еще с тех пор, когда сам работал арбитром. Это стало частью моей жизни. Когда несколько лет назад я стал выступать в роли функционера, я тоже был готов к этому. Еще раз повторю, что работа в России – это действительно один из наиболее больших вызовов, которые только возможны, но я уверен, что мы сможем добиться прогресса.
– Расскажите о том, кто приехал с вами в вашем штабе? Кто с вами работает?
– На предсезонном сборе, которой проходил в течение семи дней я не один раз повторял насколько важна команда и командная работа, и я не исключение. Здесь я буду работать со своими коллегами, с которыми давно сотрудничаю. Далибор Джурджевич – наш менеджер проекта ВАР. Он знает мой подход, требования и ожидания от работы видеоарбитров. Милован Ристич помогал нам с физической подготовкой, работал с ассистентами судей, также он сотрудничает с УЕФА – разрабатывает программы и для них. В нашей команде еще несколько специалистов. Они будут помогать нам с анализом и подготовкой к матчам
С этого сезона мы внедряем тактическую подготовку судей к каждой игре. В этой связи я хотел бы поблагодарить РФС и в частности генерального секретаря господина Митрофанова, благодаря которому нам удалось найти средства на разработку этой программы. Это поможет нам осуществлять подготовку к матчам на протяжении всего сезона на самом высшем уровне.
Я также благодарен сотрудникам департамента судейства, административному персоналу. Хотя их работа не всегда видна, я чувствую их поддержку, и работа департамента организована на самом высоком уровне. Я очень доволен тем, как выстроена вся структура и как эффективно работает департамент.
– Какие задачи перед вами поставлены?
– Главная наша цель – сделать единообразным подход как арбитров, работающих в поле, так и видеоарбитров в трактовке различных моментов в каждой игре. Ко всем клубам должен быть одинаковый подход, и в низших дивизионах и особенно в Премьер-лиге, которой уделяется наибольшее внимание как со стороны болельщиков, так и со стороны членов футбольной семьи.
Также, в этом и следующем году мы постараемся уделить максимум внимания подготовке молодых судей. Это связано с тем, что сейчас у нас есть разрыв между опытными арбитрами и молодым поколением. Именно поэтому мы будем работать с молодыми судьями, мы видим в них потенциал и видим за ними будущее. Понятно, что ошибки неприемлемы независимо от возраста арбитра, но мы постараемся как можно быстрее подготовить их к матчам РПЛ и международным встречам под эгидой ФИФА и УЕФА.
– А что будет с возрастными арбитрами? У нас есть и 50-летние судьи, вроде Владислава Безбородова, и много тех, кому около 45 лет и больше. Вы будете их потихоньку списывать? Или они будут работать столько, сколько позволит их желание и квалификация?
–– Нам нужны все! Молодым будет проще расти и прогрессировать, если рядом с ними будут опытные арбитры. Это очень важно. Все те, кто сейчас в обойме, если будут проявлять себя хорошо – останутся там. 44–45 лет – лучший возраст для арбитра. В этот период он обретает стабильность, постоянство своего уровня и это общемировая практика. Если вы посмотрите на лучших судей других стран – они как раз в этом возрасте. Да, Владиславу Безбородову пятьдесят лет, это скорее исключение из правил. Однако, опытные арбитры очень важны, особенно для молодежи. Возможно, они быстро прогрессируют, но пока не способны удерживать планку на протяжении длительного времени. Поэтому наши опытные судьи помогут своим молодым коллегам быстрее расти.
Помимо этого, у нас очень много матчей. Появляются новые соревнования, на всех играх должны работать судьи. Мы должны обращать внимание и на дивизионы уровнем ниже, там тоже есть молодые арбитры, на которых мы обратили внимание на сборах. Возможно, они войдут в программу «Таланты и наставники». Для того чтобы продолжать повышать свой уровень им нужно будет получить лицензию ВАР. Без решения этих задач будет сложно добиться успеха.
– Какие цели и задачи вы ставите перед судьями на сезон в целом и перед каждой игрой?
– Перед игрой мы всегда просим судей выбросить все из головы, сосредоточиться исключительно на матче. Хорошо подготовиться к игре, обсудить ее внутри бригады перед тем, как она начнется и оставаться «в моменте» – контролировать матч в позитивном ключе, стараться оставаться при этом в тени. Арбитр должен выходить на первый план только в каких-то сложных моментах. Мы понимаем, что матч принадлежит игрокам, а судья вмешивается в него только, если происходит что-то из ряда вон выходящее.
– В каком состоянии были арбитры после межсезонья? Не были ли вы разочарованы их формой и что привнесли нового в их подготовку?
– В общем и целом я доволен физическим состоянием арбитров, они в хорошей форме. При работе на сборах нам была оказана большая поддержка со стороны многих департаментов РФС, – в том числе по физической подготовке. Также мы планируем взаимодействовать со специалистами по питанию и восстановлению. Надо понимать, что судьи – профессионалы и должны вести себя как профессиональные спортсмены. Своего рода – арбитры — это зеркало РФС, команда РФС, так что мы ожидаем от них поведения, соответствующего их статусу. В целом, я доволен как наша команда выглядит с точки зрения физических тестов, возможно, за исключением одного или двух случаев. Понятно, что могут быть различные травмы и повреждения, однако я уверен, что это будет быстро преодолено.
Если говорить о самих сборах, то мне понравилось, что они проходили в интерактивном ключе. Мы постоянно обменивались мнениями. Именно арбитрам выходить на поле и принимать решения, поэтому очень важно, чтобы они могли включаться в обсуждение во время подготовки. Кроме того, между первым и вторым сбором мне удалось посмотреть много матчей, поэтому повторюсь, что мои впечатления достаточно позитивные.
– Вы в хорошей форме. Есть ли у вас какие-то правила, например, как у главного тренера сборной России Валерия Карпина, который запрещает на сборах сахар?
– Если говорить об игроках футбольной команды, то нужно понимать некоторые различия. Клубы устроены по-другому, игроки практически все время проводят вместе, поэтому такие моменты легче отслеживать. Лично я – большой фанат фитнеса, считаю, что это важнейшая вещь для арбитра – быть в хорошей форме. Это поможет ему хорошо работать на поле. Мы планируем плотно работать с департаментом по физической подготовке в работе с молодыми арбитрами.
Что касается более опытного поколения, то с ними мы проводили индивидуальные беседы и обсуждали самые разные темы. Я спрашивал об их ощущениях, проблемах, мнении, так как хотел ближе познакомиться с ними, ведь это сложившиеся личности и изменить я их не смогу, а понять и узнать их для меня было важно. Считаю, что они настоящие образцы для подражания. Те арбитры, которые будут работать на матчах Российской Премьер-лиги – это элита, на которую обращены все взоры, они пример для молодежи. Исходя из этого им очень важно сохранять свой имидж, в том числе во время работы на поле. Футбол сильно меняется, он стал более скоростным видом спорта, по сравнению с тем, что было десять-двадцать лет назад. Арбитрам нужно соответствовать этим требованиям и быть в хорошей физической форме. Каждый месяц мы будем проверять вес арбитров, каждые несколько месяцев считать процент жировой прослойки и таким образом отслеживать их состояние для того, чтобы они оставались в хорошей форме.
– Будет ли уделено особое внимание ассистентам и ВАР?
– Важны все члены команды. Мы обсуждали с менеджером ассистентов, каким образом строить работу, ведь их роль в судейской бригаде изменилась с появлением ВАР. Грубо говоря, они теперь не просто фиксируют офсайды. Они больше вовлечены в игру, они больше помогают главному арбитру. В конечном счете, не важно кто заметит момент, происходящий на поле, кто именно вынесет правильное решение. Поэтому, мы стараемся менять подход, чтобы ассистенты активнее помогали судьям в поле.
Изменилась роль и резервных арбитров. ВАР, АВАР и оператор повторов – это отдельная команда, которая вырабатывает совместный подход относительно порога вмешательства в действия арбитров в поле. Начиная с этого сезона мы внедряем новый протокол, по которому судейская бригада, ВАР, АВАР будут проводить тренировку за день до матча вместе с Далибором и техническими специалистами ВАР центра. Так что каждый член команды играет важную роль и вносит свой вклад в общее дело. Теперь судейская бригада состоит не из четырех человек, это уже как минимум шесть человек плюс операторы повторов.
– Как вам работается с новыми правилами и трактовками, которые часто меняются?
– Все изменения, которые происходят в правилах и рекомендациях, нацелены на то, чтобы сделать игру более быстрой и привлекательной. Каждый сезон привносится что-то новое, и на протяжении последних пяти сезонов это делает игру интереснее и привлекательнее для зрителей. Например, сейчас мяч больше остается в игре. Нам остается адаптироваться к этому, это одно из важнейших качеств арбитра.
Если говорить об изменениях перед этим сезоном, то их не так много. Мы пытаемся им следовать. Я поддерживаю те новшества, которые представил УЕФА перед этим сезоном, ведь то, что происходило раньше мне казалось не очень логичным. Например, каждое попадание мяча в руку при ударе по воротам каралось желтой карточкой, судья был обязан ее показать, даже если она становилась второй. С этого сезона почти все эпизоды подобного рода наказываются штрафным или пенальти, но без дисциплинарного наказания. Единственное исключение – очевидное неспортивное поведение, когда игрок намеренно играет рукой, чтобы помешать мячу, который летит в ворота. Все прочие изменения не такие значимые и большие.
Ну и последний момент – это последовательность в трактовках, последовательность в решениях – возможно самый сложный в работе судьи. У нас много арбитров, они все разные, у них разный характер и своя индивидуальность, поэтому очень важно привести их всех к единообразию.
– Почему вы ограничили медиаактивность судей?
– Одна из причин, по которым мы приняли это решение – это то, что с активностью в медиа нужно быть крайне осторожными. В РФС есть медиа департамент высочайшего уровня, его специалисты будут заниматься этими вопросами как профессионалы в этой области. Мы же пытаемся оставаться прозрачными и готовыми говорить о наших решениях и возможных ошибках. При этом, с этого сезона у нас новая экспертно-судейская комиссия, которая будет состоять из иностранцев.
На февральских сборах я видел большое количество журналистов, для них это мероприятие было очень интересным, в том числе, они постоянно записывали интервью. Но когда начинается сезон и что-то идет не так, принимаются какие-то неверные решения, все это внимание превращается в шквал критики и обращается против судей. Нам нужна поддержка, она должна строиться в позитивном ключе, но главное внимание должно уделяться игрокам. Мы – часть игры, но предпочитаем оставаться в тени.
При этом надо понимать, что роль и влияние прессы сейчас крайне высоко, есть большие и маленькие СМИ, блогеры, клубные медиа – но я считаю, что судьи должны оставаться в тени, спокойно готовиться к своим матчам, не отвлекаясь на все эти медиаактивности. Зачастую, то, что может быть сказано судьей, может быть выдернуто из контекста и интерпретировано неправильно, вызвав негативную реакцию. Я говорил об этом подходе с нашими судьями, и они остались довольны, поэтому мы предоставим профессионалам заниматься медиа, и, уверен, они справятся с этой задачей.
– Нужен ли институт инспекторов, от которого отказываются в некоторых странах?
– Работа инспекторов важна, они играют особую роль поддержки, учителей и наставников. Особенно ярко это выражено в низших дивизионах, где они должны отыскивать молодых талантливых арбитров, помогать им и обучать их. Наказывать – легко, поэтому их задача не выступать исключительно в роли карателей, а быть преподавателями. При этом я не могу отделять инспекторов от всей остальной футбольной семьи. Они выполняют такие же функции, как и многие другие департаменты РФС – медицинский, физической подготовки, медиа департамент – все стараются помочь судьям как можно лучше подготовиться к нашей работе, так как именно они выходят на поле и работают на матчах.
Могу сказать, что роль инспекторов в этом сезоне изменится, в частности в Премьер-лиге. Сейчас, с появлением видеоарбитров, с возрастанием роли опытных судей, меняется отношение к их работе – они сами понимают была ли допущена ошибка. Поэтому сейчас роль инспекторов меняется и, повторюсь, наверное, в данный момент их главная задача работать с молодыми арбитрами, которым они должны помогать вставать на ноги и обретать опыт.
– Какие российские судьи у вас были на слуху до начала работы в России?
– Так как я был в составе ЭСК, я знал многих арбитров еще до того, как получил это назначение. В основном это были арбитры Премьер-лиги, но были и из более низких дивизионов. С более опытными судьями был знаком еще во времена моей карьеры – с Карасевым, Безбородовым, Ивановым, Казарцевым, Мешковым, Кукуяном мы пересекались на разных курсах УЕФА и ФИФА, там же мы познакомились со многими ассистентами. В общем, до приезда сюда я был лично знаком с семью-восемью судьями, ну а теперь познакомился и со всеми остальными.
– Что должно случиться по итогам сезона, чтобы вы поставили оценку «отлично» себе, своей команде и своим подопечным?
– Думаю, что получить оценку «отлично» – просто невозможно, хотя мы и постараемся максимально поднять планку. С помощью своей работы мы постараемся положительно повлиять на уровень матчей и соревнований, потому что фигура судьи имеет огромное значение для футбола. Хорошая работа арбитра помогает проводить турниры на высоком уровне.
Нашим судьям мы говорили о том, что нужно учиться на ошибках прошлого, но думать о настоящем, о том, что будет происходить прямо сейчас. Думаю, после сезона мы в любом случае услышим критику в свой адрес. Будут недовольные судейством команды, которые вылетели, будет и те, которым чуть-чуть не хватит до чемпионства. Такова наша участь. При этом, я думаю, что чемпионат в этом сезоне получится очень интересным и плотным. Я смотрел контрольные матчи, команды очень интересные и им предстоит долгая гонка, будет много матчей, в том числе и для судей.
Для нас важно работать эффективно, последовательно, единообразно трактовать все эпизоды, хорошо взаимодействовать с видеоарбитрами, думаю в этом будет заключаться наша задача. Мнение публики тоже безусловно важно. Если по итогам сезона нашу работу признают хорошей все участники футбольной семьи – функционеры, руководство клубов, болельщики, то все лавры должны достаться арбитрам. Наша роль заключается в том, чтобы наилучшим образом помочь им подготовиться к матчам и таким образом положительно повлиять на соревнования.