"Таких ребят по России можно найти много"
Ближайший помощник Владимира Казачёнка в сборной Санкт-Петербурга – Иван Шабаров. Первый тренер для многих игроков этой команды, а также двоих из сборной России. Будучи старшим тренером Академии "Зенита", Шабаров работал с командой 1999 года рождения, а потому лучше всех знает потенциал этих игроков. По ходу матчей сборной Петербурга на Мемориале Гранаткина частенько именно Иван командует своими подопечными с бровки поля.
– Почему сборная Петербурга уступила сборной России?
– У нас тяжелее был график, чем у сборной России, по играм. К концу турнира ребята уже чуть подсели. Но причина, думаю, всё же не в этом. Просто не совсем верно сыграли. Если в первом тайме контролировали мяч, то во втором стали торопиться, упрощать игру, какие-то длинные передачи пошли. Это всё вымотало игроков ещё больше. Соответственно, контратаки сборной России после наших потерь и привели к двум последним забитым мячам.
– Ключевой момент матча?
– Эпизод с пенальти, который арбитр не назначил. Забей мы его, конечно, по-другому сыграли бы. Но, опять же, это сослагательное наклонение – может быть, игра сложилась бы иначе. Результат же предопределил второй гол. Мы его получили со стандарта на ближней штанге, где не должны были получать. Два игрока отвечали за эту зону. Ну и третий гол – парень просто попал, наверное, никогда в жизни такие больше не забивал, но с нами, увы, получилось. Мы же свои моменты не реализовали, хотя их было достаточное количество.
- Было ли у сборной России преимущество в классе, учитывая, что это сборная страны?
– Я думаю, что там тоже состав неоднородный. Да, есть ребята, которые переигрывали своих оппонентов в нашей команде. А где-то мы их переигрывали на каких-то участках поля. Между игроками шла равная борьба. Эти дуэли имели большое значение, потому что отнимали силы у страхующих игроков, соответственно, обкрадывали наши атакующие действия. Всё связано. Скажем так: их нападающие потрепали наших защитников больше, чем наши нападающие их. Особенно крайние.
– Как решался вопрос перед турниром – кому из игроков отправляться в сборную России, а кому оставаться в вашей команде?
– Мы готовились с теми ребятами, которые играли и за сборную России. Вот эти пятеро, которые туда в итоге попали. За несколько дней до начала турнира нам уже сообщили, кого хотят видеть в команде Галактионова, и мы были вынуждены искать замену этой пятёрке в срочном порядке. Почему мы и замены не можем делать: многие ребята не готовились, пришли к нам только 4-го и 5-го января. По сути, у нас забрали всю линию обороны – Каккоев, Уткин, Байрамов. Это три защитника, которые бы играли в основном составе. Так что сейчас у нас незаменимые игроки действуют в обороне. Плюс хавбеки – Поляков, Глушков, а Мусаев уехал на сборы с первой командой "Зенита". Поэтому у нас центральный защитник Синяк играет весь турнир. То есть мы латали теми, кто был. Ребята молодцы, весь турнир отмолотили без замен.
– Кто-то из игроков, например Казаков, вполне мог бы быть вызван в сборную России.
– Всех же тоже не возьмёшь! Возможно, видят кого-то другого на этом месте. Таких ребят по России можно найти очень много и всех в одну команду засунуть не получится. Наша задача была показать, что из тех, кто остался, у нас есть ещё ребята, претендующие на попадание и в сборную России, и в молодёжный состав "Зенита". Это была основная мотивация для них.
– Какую оценку можно поставить Санкт-Петербургу за весь турнир?
– Я думаю, что мы с учётом всех обстоятельств сыграли достойно. Хотя очень опасались – игроки оказались на новых для себя позициях. Мы не могли взять игроков 2000 года, потому что они были в отпуске и выдёргивать их... Непонятно, сыграют или не сыграют, да и за 3 дня ты их всё равно толком не подготовишь. Так что сыграли нормально. В матче со Словенией, например, хоть и проиграли 0:3, счёт не по игре – мы владели преимуществом. Моментов, правда, создавали мало. Но у нас на месте крайних нападающих играют полузащитники. Это не связано уже со сборной России, это наша внутренняя проблема – у нас, к сожалению, нет достойных крайних нападающих. Там играли Колюшко и Колдунов – это центральные полузащитники. Их у нас много, а крайних нападающих нет. Единственный – Сукомкин – приболел, только в матче с Россией вышел, но ещё в не очень хороших кондициях.
– Вы сказали 2000-го года брать не хотели, однако тот же Колдунов именно этого года рождения.
– И ещё Потапов. Дело в том, что Колдунов полгода тренировался с 1999-м. Он уже был в этой команде изначально. Мы знали, что он будет играть на этом турнире. А вот Потапова мы добрали в защиту для страховки. Он поэтому и не играет у нас, а просто сидит на подстраховке.
– Игроки Академии "Зенит" и СДЮСШОР "Зенит" всегда остро соперничали. Насколько это отражается сейчас, когда они играют в одной команде?
– Да, долгие годы, играя между собой, ребята боролись за то, чтобы считаться лучшей командой в городе. Но сейчас они уже понимают, что друг против друга в этом формате им больше не сыграть никогда. Это прекрасная возможность объединить усилия и показать футбол высокого качества. Так что никакой напряжённости у нас в коллективе нет. Наоборот, ребята рады, что копившееся годами напряжение спало.
– Какова дальнейшая судьба игроков сборной Петербурга после турнира?
– Я знаю, что часть из них будет приглашена на сбор с молодёжным составом "Зенита". Их там посмотрит тренерский штаб Игоря Симутенкова. Кого-то оставит. Игроки СДЮСШОР "Зенит" останутся ещё в системе школы – у них ещё полгода есть возможность участвовать в чемпионате России. Что касается наших футболистов из Академии, то кто-то, возможно, останется играть за 2000-й год в молодёжном первенстве. Кто-то поедет на просмотры в другие клубы. По сути, этот турнир для них – финальное детско-юношеское соревнование.
– Есть ли шанс отправиться в "Зенит-2"?
– Думаю, вряд ли. Скорее в "Зенит-М". Есть виды на некоторых игроков, они бы и сейчас поехали на первый сбор, но из-за турнира не смогли.
– Из вашего выпуска 1999 года в сборной России Никита Каккоев и Самир Байрамов. У них потенциал выше, чем у других?
– В них тренеры сборной видят большую перспективу. Они ведь уже и в молодёжном составе "Зенита" сыграли. В команде 1999 года рождения, которую я тренировал, – это игроки основного состава, наряду с Мусаевым и Вартаняном. Обидно, что Самир на этом турнире по большей части просидел на скамейке. Может быть, не самый приятный момент. Но тренеры тоже решают свои задачи.
– В октябре РФС принял новую методику развития юношеского футбола – по немецкому типу. Уже ознакомились с ней?
– Да, мы её посмотрели. Но мы не госучреждение и к Минспорта не относимся, поэтому у нас был выбор – работать по ней или нет. До этого мы много информации получали от иностранных специалистов, которые у нас работали. Так что мы что-то своё скомпилировали. Конечно, и из этой программы что-то посмотрели. Но вот перейти на неё мы не готовы. Остались в своей методике.
– В будущем возможно, что перейдёте на неё?
– Я думаю, что и эта методика не до конца усовершенствована. Там ведь возрастной этап от 10 до 14 лет, а есть же ещё дети с 7 до 10 – как с ними работать? Потом с 14 до 17, где также нужно понимать, чем заниматься. Наверное, если эта программа будет дополнена и методически усовершенствована, почему нет. Зарекаться не стоит.
Фото: zenitbol.ru