Правила игры Сослана Джанаева
13 марта исполняется 30 лет голкиперу сборной России Сослану Джанаеву. Воспитанник ЦСКА стал основным вратарём «Спартака», посадив в запас Стипе Плетикосу – уже сюжет, но это было только самое начало его карьеры. Нестабильная игра и результативные ошибки привели к арендам в «Терек» и «Аланию», после которых за два года Джанаев сыграл один матч и на какое-то время вовсе остался без клуба. Возвращение Сослана в большой футбол совпало с историческим подъёмом «Ростова», став одной из его причин. Серебро чемпионата, Лига чемпионов, дебют в сборной – здорово, что за чёрной полосой наступила белая.
Досье
Сослан Джанаев. Вратарь
Родился 13 марта 1987 года в Орджоникидзе.
Воспитанник владикавказской СДЮШОР «Спартак» и московской ДЮСШ ЦСКА.
Выступал за команды: «КАМАЗ» Набережные Челны (2007), «Спартак» Москва (2008–2010), «Терек» Грозный (2010–2012), «Алания» Владикавказ (2013), «Ростов» Ростов-на-Дону (2014 – по настоящее время).
В 2016 году вошёл в список 33 лучших футболистов чемпионата России.
В составе сборной России провёл 1 матч.
Правила игры Сослана Джанаева
В школе ЦСКА я считался посредственным вратарём. Были какие-то способности, но никто меня не выделял, нигде не говорили, что я обязательно должен заиграть на высоком уровне. Всё пришло через годы и труд. Другое дело – Акинфеев. По нему в 13 лет уже было видно, что закрепится на высоком уровне рано.
После моих ошибок в «Спартаке» мне позвонил Евгений Ловчев и очень поддержал. Он мне рассказывал, как Яшина оскорбляли со всех сторон и на стадионах, и на улице. А через год Яшин уже играл за сборную мира. Он всё преодолел.
Сложный период у меня затянулся. Всё началось с памятных ошибок в матчах за «Спартак», а потом стало нарастать как снежный ком. Стоило допустить помарку, как болельщики с журналистами раздували из этого ЧП, припоминали давние пропущенные голы и смешивали непонятно с чем. Отключиться от этого долго не получалось, что мешало постоянно держать эмоции под контролем и концентрацию на максимуме.
Период был сложный, но я в себя верил. Если в себе сомневаешься, то все остальные качества не сработают. Ничего значимого не достигнешь. Без веры в себя у меня сейчас не было бы ни еврокубков, ни «Ростова».
Перед матчем в Лиге чемпионов с ПСВ я вспоминал и прокручивал в голове, сколько пришлось пройти. Всплыла в памяти первая тренировка в «Ростове». До этого я почти год был без команды и, когда оказался на поле с ребятами, понял, как же изголодался по футболу! Сознание проняла мысль, насколько он дорог для меня. И никакие деньги с развлечениями его не заменят.
Почувствовал, что заметно прибавляю после прихода Курбана Бердыева и начала работы под руководством тренера вратарей Виталия Кафанова. Моё сознание изменил первый же разговор. Кафанов сказал: «Ты свой потенциал не реализовал даже на 50 процентов. И сейчас надо выбросить из головы прошлое, всё забыть и начать с чистого листа». Представить, что карьеру только начинаю.
Виталий Витальевич указал на многие нюансы, о которых я раньше даже не думал. Убедил, что мелочей в подготовке вратаря не бывает: как готовиться к матчу, как восстанавливаться после него, с какими мыслями выходишь на поле – важно всё. Но главное, в чём я прибавил у Кафанова, – психология. Над ней много работали. Витальевич подчёркивал, как важно управлять своим внутренним состоянием. Чтобы сохранять максимальную концентрацию на поле и быть готовым полностью включиться в эпизод в любой момент – хоть на первой минуте, хоть на 95-й, при любом счёте. Это те качества, которых мне раньше не хватало. Что меня и подводило.
Витальевич рассказывал, что давно следил за мной, ещё со времён «КАМАЗа». В «Рубин» хотели пригласить меня, но взяли Сергея Рыжикова. Потом, когда был без команды, позвали в Казань снова. Но не успел перейти, потому что там убрали весь тренерский штаб Бердыева. Но на третий раз всё получилось. И можно сказать, что именно Кафанов реанимировал мою карьеру.
Чтобы контакт с вратарём приносил максимальную пользу, тренер, думаю, должен обладать ещё и незаурядными личными качествами. Витальевич и профессионал высококлассный, и человек отличный. Ко всем вратарям относится как к своим детям, не делит их на основных и второстепенных. Если пришёл, например, с нами несколько раз позаниматься молоденький парень из «молодёжки», он тоже получит максимум внимания и заботы. Кафанов постарается отдать ему все знания.
Два тренера по вратарям сыграли большую роль в моей карьере – Гинтарас Стауче и Виталий Кафанов. Гинтарас работал в «Спартаке», куда я попал совсем молодым. Стауче мне дал школу, всегда поддерживал, в самое тяжёлое время. Во второй сборной, куда вызвали из «Терека», познакомился с Кафановым. Витальевич всегда следил, поддерживал. И ему, и Стауче буду благодарен всегда. Это мои вратарские отцы. Кафанов сразу сказал: «Верю в тебя, но нужно кое-что подкорректировать». Витальевич оказал поддержку в тот момент, когда в меня уже никто не верил.
Футбольным городом Ростов был всегда, но в 2016 году интерес людей взлетел фантастически. Здесь люди только о футболе и говорят. Мы высоко подняли планку наших возможностей, и останавливаться никто не хочет.
Это лучшая команда в моей карьере. Очень хочу, чтоб команда сохранилась надолго и мы все вместе продолжили путь. Всего полтора года назад боролись за выживание в Премьер-лиге, а сегодня против нас выходят соперники из любого топ-клуба и знают: просто так, как говорят, на классе, «Ростов» не взять, упорная борьба гарантирована.
Атмосфера Лиги чемпионов запредельно мобилизует. А сложнее приходится после, когда надо снова переключаться на чемпионат России. Когда понимаешь, что играть придётся не в столь красочной атмосфере и соперник будет совсем другого уровня. Но мы научились переключаться.
Состав на Евро-2016 огласили вечером в день последнего тура. К тому моменту допускал, что, может, и поеду во Францию, но вероятность этому отводил минимальную. Понимал, что сформировали костяк из вратарей, которые играли раньше, и новичка не возьмут. Была в глубине души надежда, но прикидывал, что у меня не больше десяти процентов из ста.
Надеялся я, конечно, на другой дебют в сборной. Но в матче с Коста-Рикой оказался не наш день. В том числе и не мой. Вратарь любой гол может предотвратить. С себя ответственности не снимаю. Мы сыграли не лучшие 30 минут, начали не совсем организованно, расхлябанно. Пока вкатывались, получили три мяча. Потом собрались, дали сдачи. Но в конце с этим пенальти не повезло.
У каждого вратаря есть своя, комфортная позиция. Например, Роман Березовский во время удара вообще стоял на метр за линией ворот. И посмотрите, как здорово выглядел на линии. Он себе давал больше времени на реакцию. Когда выходишь из ворот, его сокращаешь. Что касается игры с Коста-Рикой, то в первом голе был рикошет. Удар наносился с линии штрафной, и считаю, что занимал верную позицию. Во втором эпизоде костариканец шёл с мячом, наш защитник начал встречать у ворот, перекрыв мне линию обзора. Увидел мяч, когда он уже вылетал из-под защитника. А для вратаря самое страшное – не видеть момент удара.
Какие могут быть товарищеские матчи после такого результата на чемпионате Европы, такого огорчения болельщиков! Станислав Саламович подчёркивает, что ответственность за результат мы должны чувствовать всегда – каждый матч обязательно надо выиграть. Когда команда не участвует в отборочном цикле, воспринимать игры как официальные тяжело, очень тяжело. Но у нас другого выхода нет.
Амплуа вратаря – колоссальный стресс. Справиться с ответственностью и заиграть стабильно в молодом возрасте очень тяжело. Есть, конечно, исключения – Джанлуиджи Доннарумма, Игорь Акинфеев, которые стали основными вратарями топ-команд в 17 лет. Но таких единицы, это таланты. Большинство же вратарей добиваются своего через пахоту и делают себя сами. Когда пропустят свои мячи, наберутся опыта, научатся правильно анализировать. Причём расти можно и в тренировках, даже если не играешь постоянно.
Сколько у меня здоровых пальцев на руках? Шесть из десяти. Четыре приходится постоянно бинтовать. Часть сломана, на некоторых надорваны связки.
При подготовке материала использованы цитаты из интервью Сослана Джанаева газетам «Советский спорт» и «Спорт-Экспресс», и еженедельнику «Футбол».
Фото: «Спорт-Экспресс»