«Детскому футболу нужна смесь испанской и итальянской школ»
Бывший игрок «Локомотива» и сборной России Дмитрий Сенников, недавно назначенный на должность координатора проекта РФС «Поиск талантов», рассказал о том, какой он видит правильную систему подготовки молодых футболистов.
– Как ощущаете себя в новой должности?
– Я изучаю талантливых российских футболистов уже давно. Посещаю детские турниры в разных городах, общаюсь с ребятами. Сейчас буду ездить в конкретные спортивные школы по всей России. Уже был в Анапе, в прошлом году – в Томске. У нас очень много талантливых ребят. У меня есть представление, что нужно делать, чтобы они развивались.
– В чем будет заключаться ваша работа координатором проекта «Поиск талантов»?
– У РФС есть программа развития детского футбола. Разработана единая методика по подготовке футболистов 10-14 лет. Мы будем ездить по школам, внедрять эту методику и программу в академии, общаться с детскими тренерами. Эта система специально разработана, чтобы дети по определенной программе готовились к большому футболу.
– Бывшим футболистам порой сложно найти свое место в жизни после окончания карьеры. Вы же успешно трудитесь на телевидении, а сейчас получили новую работу. Расскажите, как вам удалось найти себя?
– Наверное, если любишь футбол, любишь то, чем занимаешься, то жизнь сама подскажет дорогу. На моем пути встречалось очень много людей, которые мне помогали. Самое главное, чтобы то, что ты делаешь, было тебе интересно. Благодаря программе, которой я занимаюсь, я глубоко изучаю проблемы нашей молодежи. Пытаюсь найти корень проблемы, чтобы наши 16-18-летние мальчишки не пропадали и становились полноценными звездами. Нужно показывать тренерам, директорам футбольных школ то, на что надо обращать внимание в подготовке игроков, совершенствовать подготовку молодежи, создавать условия, чтобы не было проблем с полями, инвентарем, формой.
– Ваша работа будет тесно связана с футбольными академиями. Какая из них, на ваш взгляд, лучшая в стране?
– Сложно сказать. Все хвалят академии «Зенита», «Краснодара». Галицкий создал все условия для молодых футболистов, но и в Москве есть много хороших футбольных школ. Сложно кого-то выделить конкретно. Нужно еще поездить по стране, посмотреть. Очень интересно увидеть те академии, которые не зависят от ведущих футбольных клубов, сами растят футболистов. Региональные академии, такие, как в Тамбове, Петрозаводске, Калининграде. Те, которые находятся на периферии. Там тоже очень любят футбол и можно найти талантливых футболистов, которые способны вырасти в звезд.
– Российский футбол на молодежном и юношеском уровне периодически добивается серьезных успехов. Можно вспомнить серебро команды Дмитрия Хомухи на чемпионате Европы 2015 года. Но эти талантливые мальчишки при переходе во взрослый футбол зачастую теряют себя и не вырастают в полноценных звезд. Почему так происходит и что нужно предпринять, чтобы ситуация изменилась?
– Это касается перехода во взрослый футбол. Не всем ребятам хватает места в премьер-лиге, ведь там много иностранцев, и им приходиться идти в ФНЛ или второй дивизион. Это не совсем проблема, ведь если ты будешь хорошо играть, тебя возьмут в клуб. В «Краснодаре» играют молодые воспитанники, ЦСКА сейчас тоже подключает своих. Так что всё от ребят зависит.
Есть успехи и на молодежном уровне, но нет главного – попадания на Олимпиаду. Мы с 1988 года не участвовали в Играх, очень хочется, чтобы наша сборная из игроков до 23-х лет туда прошла. На Олимпиаду сложный отбор, от Европы очень мало команд попадает. Но надо к этому стремиться. Нужно работать над этим процессом, чтобы ребята 17-19 лет хорошо играли в клубах и прогрессировали, выходили на новый уровень. Но это зависит и от самих ребят. Они же уже вступают во взрослый футбол. В этом возрасте уже другой, взрослый уровень подготовки.
Одна из задач поиска талантов 10-14 лет – психологически подготовить ребят, чтобы к 16-18 годам они по-прежнему хотели заниматься футболом и играть за сборную России. Самое главное – разглядеть определенные моменты, подсказать ребенку, потому что он не всегда всё понимает. Многие родители подходят и спрашивают меня: «Дмитрий, получится ли из моего ребенка футболист?» На этот вопрос очень сложно ответить. Есть игроки, в которых сразу можно разглядеть талант, другое дело – как этот талант раскроется с течением времени. На своем примере могу сказать, что я особо не выделялся в юные годы, но за счет упорства и работоспособности вырос в хорошего футболиста. Нужно правильно увидеть, подсказать, направить ребят, работать над тем, чего им не хватает. Здесь есть много разных моментов.
– Кто лучший молодой игрок России на данный момент?
– Головин за последнее время прогрессирует очень сильно. Братья Миранчуки тоже доросли до уровня сборной. В «Краснодаре» играют свои воспитанники, в ЦСКА Кучаев и Жамалетдинов выходят на замену. В «Локомотиве» есть игроки, которые выходят в основе, но они еще не выросли. Остальные подают надежды, кого-то конкретно выделить сложно.
– Как вы считаете, почему так мало молодых российских футболистов играют в основных составах клубов РФПЛ?
– Лимит позволяет играть нашим футболистам, но иностранцев всё же много по сравнению с 90-ми годами. Нужно создавать конкуренцию. А получается, что российский футболист из-за паспорта и так, и так играет, что тоже не всегда правильно. Даже с иностранцем игрок должен бороться за место в составе. Ты прогрессируешь, когда соперничаешь. Сами клубы должны делать ставку на своих футболистов.
В плане заявки легионеров можно обратить внимание на иностранные чемпионаты. Мне нравится английская система: они берут футболистов, которые за два последних года сыграли не менее 75 процентов матчей за сборную. Все иностранцы достаточно высокого уровня. Нет легионеров, которые не играют за свою страну. Если в РФПЛ будут приезжать футболисты сборных, не важно, ведущих или нет, то уровень чемпионата возрастет.
– Что бы вы изменили в системе подготовки молодых футболистов в России?
– У молодежи должно быть желание играть в футбол, а для этого надо давать больше упражнений с мячом. В совсем юном возрасте футболисты не должны бегать много кроссов, физику можно наработать потом. Нужно обучать игроков тактически, чтобы это закладывалось и доводилось до автоматизма. Вводить определенную систему, чтобы игрок с детства понимал, как нужно страховать партнера, перемещаться по полю, знал, что такое диагональная страховка, забегание, как правильно отбирать, действовать при обороне, нападении и т.д. Хочется, чтобы при переходе во взрослый футбол у них не было тактических пробелов. Тактика и техника – это основное, что нужно закладывать детям. Это своего рода смесь испанской и итальянской школ.
– Как вы относитесь к введению потолка зарплат для молодых игроков, чтобы деньги не отвлекали их от футбола?
– Футбольный век достаточно короткий, и если игрок показывает качественный футбол и клуб предлагает ему большую зарплату, то почему нет? Я бы так уж категорично не говорил о «потолке». Контракт у футболиста должен быть прогрессирующим. Допустим, если он играет 50 процентов матчей за основную команду, то ему идет и денежная прибавка. А если он совсем не играет, то зарплата снижается. Но не может быть такого, что пять лет одна и та же зарплата. Это неправильно! Нужно вводить определенные пункты в контракте, чтобы у футболиста был стимул развиваться, выходить на поле как можно больше, забивать и выигрывать – как у меня было в «Локомотиве».
– В бытность молодым игроком, кто был для вас образцом для подражания в игровом плане? Кто сыграл большую роль в вашем становлении как футболиста?
– В футбол меня отвела мама в 1985 году. Она меня отдала из-за того, что «Зенит» в 1984 году стал чемпионом СССР. Через некоторое время у меня встал выбор, куда идти – в «Зенит» или ЦСКА. Я пошел к Павлу Садырину, благодаря которому мама и отдала меня в футбол. Параллельно я смотрел матчи сборных Германии, Англии, Аргентины. Следил за всеми чемпионатами. Мне очень нравилось то поколение английских футболистов, в котором играли Гари Линекер и Пол Гаскойн!
– Вы сыграли более 20 матчей за сборную России. Какой из них вспоминаете с удовольствием, а какой хочется вычеркнуть из памяти?
– Самый памятный матч – когда в «стыках» обыграли Уэльс и вышли на чемпионат Европы. Это была самая большая эмоциональная радость. Обидной была ничья со Словакией, когда вроде и не проиграли, но и не вышли на чемпионат мира.
– Не скучаете ли по футболу? Поддерживаете как-то физическую форму?
– Конечно, поддерживаю. Много игр на ветеранском уровне, товарищеских матчей. Так что тренируюсь, занимаюсь. Очень скучаю – без футбола невозможно. Болею за наши клубы, которые участвуют в еврокубках. Жизнь – она так или иначе связана с футболом.
– Кто, на ваш взгляд, является лидером нынешней сборной России?
– Все игроки очень талантливые, в каждой линии есть лидер. Я бы выделил Акинфеева во вратарской линии, в защите мне очень нравится Джикия, в центре поля – Головин. В центре вообще большой выбор у Черчесова. Каждый может стать лидером. Не могу определиться – очень большой выбор футболистов. Пусть главный тренер будет лидером нашей сборной!
– Какие у вас ожидания от выступления сборной на домашнем чемпионате мира?
– Я жду самого лучшего результата в истории выступлений нашей сборной на чемпионатах мира. Не хуже, чем в 1966 году. Это, конечно, будет огромный праздник. Уже сейчас все спрашивают, где купить билет, стоит ли приобретать его заранее. Я знаю, что на матч открытия, на финал и полуфинал просто огромное количество заявок. Надеюсь, компьютер справится с жеребьевкой билетов – народ уже живет футболом!
Материал подготовлен Дмитрием Корчагиным из Казани.