"Очнулась на операции и крикнула, что с коленом всё нормально"
Защитник сборной России и московского ЦСКА рассказала о восстановлении после травмы колена, нахождении на карантине, новых командах чемпионата и развитии женского футбола.
— Ксения, вы в прошлом году восстанавливались после непростой операции на позвоночнике. Только-только начали играть – и снова серьезная травма.
— Да, черная полоса затянулась. Я долго мучилась со спиной, год играла через боль. За три тура до конца Чемпионата сделала операцию, восстановилась за 3 месяца. После того, как я вылечила позвоночник, была просто счастлива: безумно хотелось играть. Получила вызов в сборную России на отборочный матч ЕВРО против Косово, тренировалась с огромным желанием, и… На тренировке во время двусторонки пошла в борьбу, колено ушло в сторону.
— Сразу поняли, что все серьезно?
— В том-то и дело, что нет! Я даже смогла продолжить игру, но потом почувствовала, что колено не держит, и доктор сказал взять паузу. Она посмотрела колено – оно стабильное. Но все же решили перестраховаться, поехали в местную клинику. Там тоже покрутили ногу – вроде все нормально, ну максимум – боковая. Я обрадовалась, решила, что отделалась легким испугом. А как сделали МРТ – ужаснулись: там и крест, и мениск. А на осмотре в Москве еще и боковая подтвердилась. Сказать, что я была в шоке, – это ничего не сказать. Даже мыслей в голове толком не было, лишь вопрос "Почему?" и "За что?". Но я девочка сильная, быстро взяла себя в руки. Сразу настроила себя на позитив и в то же время на серьезную работу. Уже на следующий день пришла в спортзал, сделала серию специальных упражнений.
— Как прошла операция?
— На самом деле, обошлось не без приключений. У меня было восемь операций, и я всегда нормально переносила наркоз. Не было ни глюков, ни загонов, ничего такого. Обычно быстро отхожу, просыпаюсь как ни в чем не бывало, нормально чувствую. А в этот раз я очнулась, и у меня такое воспоминание в голове, что я просыпалась на операционном столе. Доктор на следующий день пришел, и я решила ради интереса у него уточнить, было такое или мне показалось. Он мне говорит: "Да, когда я тебя зашивал, ты очнулась, начала вырывать ногу, говорить, что у тебя нормальное колено, что не надо тебя трогать". Мне кажется, все это произошло из-за того, что мой мозг уже отказывался принимать новую травму. А я еще думала, почему, когда я проснулась, у меня жутко болело колено. Я сразу говорю: "Вколите мне что-нибудь, не могу терпеть!". Мне поставили обезболивающее, стало полегче. Но все равно следующие две ночи были кошмарными. Я не могла спать из-за сильной боли.
— Получается, первое время лежали без движения?
— Нет, наоборот. Приходил доктор, сказал поднять ногу. А это по идее очень сложно делать после такой операции, так как мышцы уходят, и голова не понимает еще, что это твоя нога. Но поднимать нужно. В общем, доктор спросил, смогу ли я? Я в ответ: "Да легко!". Он: "Что ты здесь рассказываешь? У нас борцы ногу поднять не могут". Я беру и поднимаю – врач в шоке.
— Интересно, а в чем секрет?
— Я очень хорошо подготовила мышцы перед операцией. Мне же не сразу ее сделали, чуть ли не через месяц. Я сначала психовала, не понимала, зачем мне терять две-три недели. Но меня заверили, что потом будет гораздо легче. Я это приняла, решила довериться и делать так, как мне сказали. Интенсивно закачивала ногу, набрала на ней мышечную массу. Оказалось, все это было не зря: после операции вся работа мне дается легче. Но в то же время я не собираюсь форсировать события. Понятно, что мы можем побежать вперед паровоза, но нужно быть очень аккуратной.
— Тем не менее, вы выкладывали видео в Инстаграм, где уже на следующий день после операции качали пресс и спину.
— Тут вот в чем загвоздка. Мне нельзя ни в коем случае забрасывать оперированную спину, иначе я откачусь еще больше. Приходилось искать какие-то выходы, делать что-то, чтобы не было совсем всё печально.
— Вы также выложили видео, где на костылях играете с мячом.
— Да, это был день, когда меня выписали. Ко мне домой приехала подруга помогать. Она готовила, я решила пройтись на костылях. Увидела мяч — и не смогла пройти мимо, а подруга начала меня снимать на телефон и подкалывать. Говорит: "Да успокойся, оставь ты этот мяч, больная!". А я ей: "Да не могу я без него, ничего ты не понимаешь!". Я как наркоман — завишу от мяча.
***
— Никто из родных и близких не сказал вам после твоей травмы: "Всё, пора заканчивать?"
— Да, было такое. Одна футболистка написала мне: "Ксю, уже сверху тебе говорят, что хватит". Я прочитала, вздохнула, выдохнула, улыбнулась и написала в ответ: "Спасибо, нет". Еще с одной футболисткой встречалась после операции, и она спросила, буду ли я продолжать. Говорит: "Зачем тебе это? Ведь ты не пропадешь, найдешь себя в жизни". Я говорю: "Нет, не могу я бросить! Я после операции мимо мяча пройти не могу, а как я могу вообще с футболом завязать? Серьезно?!". Не для того я перенесла восемь операций, чтобы вот так взять и сдаться.
— А есть в жизни что-то, ради чего вы бы бросили футбол?
— Я понимаю, если бы я в будущем забеременела, тут нет вопросов. Семья важнее футбола. Хотя я все равно после рождения ребенка хотела бы вернуться на поле. Если у меня будет стоять дилемма "здоровье или футбол", я разумеется выберу здоровье, мне еще детей рожать. Но вот так бросить на ровном месте из-за спортивной травмы – нет уж.
— С кем-то из футболистов, кто уже делал операцию на крестообразной связке, обращались за советами?
— Да, я общалась с Андреем Ещенко, с Артемом Ребровым. Они оба были в шоке: "Как так, ты же только восстановилась, и вот опять?". Но на самом деле у всех такое бывает. Тот же Ребров рвал крест, вышел и порвал второй. У Ещенко тоже был рецидив, а потом он восстановился за четыре месяца. Та же Настюха Поздеева два раза оперировала крестообразную связку и ничего, вернулась, играет. Так что в этом нет ничего страшного, просто нужно пережить ситуацию. Я кстати, пообещала Ещенко, что побью его рекорд восстановления.
— Вы очень позитивно настроены. Как вам это удается? Многие люди в гораздо менее сложных ситуациях начинают жаловаться на жизнь, впадать в депрессию.
— Я раньше тоже могла похандрить, поплакаться на судьбу. Но все поменялось после одной истории. Я ездила в Новокузнецк домой к родителям и какое-то время тренировалась там в тренажерном зале с инвалидами. Они были такие жизнерадостные – шутили, улыбались, сплошной позитив. А я смотрела на них и думала: "Блин, у тебя есть руки, есть ноги, твоя травма временная, а ты ноешь. А люди с этим живут всю жизнь". Это по-настоящему сильные личности. Та ситуация меня очень вдохновила и помогла осознать, что надо радоваться жизни в любой ситуации.
***
— Поговорим о карантине. Насколько он вам мешает восстанавливаться?
— На начальном этапе он мне не мешает вообще, все равно я сижу дома. Но в дальнейшем это серьезная помеха: нужны тренажеры, бассейн, а все закрыто. Но разумеется сейчас самое главное – это здоровье людей, и если карантин поможет избежать новых заболеваний, то он оправдан.
— Как вы вообще относитесь к одиночеству? Ведь футболисты привыкли к повышенному вниманию, им наверняка тяжелей, чем многим.
— Сложный вопрос. Я вообще пока об этом не думала — все мысли были о травме и восстановлении. Я же очень была серьезно настроена, думала, что этот год будет мой, а в итоге меня притормозили. Что касается одиночества… Оно не в том, что никого нет рядом, а в том, что некому открыть душу. Самое главное, чтобы были рядом люди, которые тебя поддержат морально. У меня они есть, поэтому я не одинока, даже если по объективным причинам мы сейчас общаемся на расстоянии. А вообще я во всем стараюсь искать плюсы. Если будешь сама себя загонять, никто тебе не поможет. Надо понимать, что все это временно.
— Много людей вам пишут со словами поддержки?
— Очень много, и это безумно приятно. Но есть люди, от которых я ждала какой-то поддержки, а в итоге ее не было. Это называется "естественный отбор" — зато понимаешь, с кем надо общаться, а с кем не стоит.
— Понятно, что большую часть времени вы уделяете сейчас тренировкам. А как проводите досуг?
— Клянусь: нет времени вообще! Просыпаюсь, умываюсь, делаю Game Ready, завтракаю — и тренироваться c 12 до 18. Потом процедуры – снова Game Ready, магнит. Вечером уже присоединяюсь к маме: она смотрит какие-то сериалы по телевизору, и я с ней за компанию. Чтобы два часа сосредоточиться на каком– то фильме, пока такого нет. Через пару недель думаю появится время и на фильмы, и на книги.
— Со сном проблем нет?
— Кстати, засыпаю почему-то очень поздно, в районе двух-трех часов ночи. Тело требует еще тренировок. Уже подумываю, может перейти на какой-нибудь успокаивающий чаёчек?
— С досугом понятно, а как насчет готовки?
— Готовить умею. Могу пасту сделать, супчики. Все хвалят мой борщ, хотя, возможно, из вежливости.
— Если бы не футбол, то какой вид спорта?
— Однозначно хоккей. Как-то ходила со знакомым на каток, и он сказал, что я катаюсь на коньках лучше, чем играю в футбол. Тогда мне стало даже обидно, и я стала вкалывать на футбольных тренировках в три раза больше. Ладно, шучу. Любовь к хоккею у меня с детства. Когда я жила в Кемерово, мы каждую пятницу брали клюшки и шли рубиться на лед.
***
— Вы часто фигурируете в различных рейтингах самых красивых спортсменок России. Часто ли бывает так, что кто-то с вами познакомился, узнал вас получше и признался, что вы совсем не такая, какой кажетесь?
— Постоянно! Это приятно, мне нравится. Люди, которые хорошо со мной общаются, говорят, что поначалу были обо мне другого мнения. Причем это касается и парней, и девушек. Почему-то некоторые люди, глядя на меня со стороны, считают меня злобной, высокомерной. Одним словом, стервой. Я правда не знаю, почему. Но когда люди со мной общаются, они понимают, что я добрая, милая и в принципе хорошая девчонка. Очень приятно потом слушать признания, что первое впечатление оказалось ошибочным. Поэтому никогда не надо надумывать и рисовать себе какой-то образ, судить по внешнему облику. Он бывает обманчив.
— А как вы вообще относитесь к шумихе вокруг себя? Тот же Championat.com не пропускает ни одну новость из вашего Инстаграма.
— Я улыбаюсь. Всегда вспоминаю фразу: "Если о тебе говорят, значит ты интересна. Если не говорят, значит надо задуматься". Вообще я не могу сказать, что я прям ищу внимание, пиара. Когда я восстанавливалась от травмы спины, то вообще прекратила где-то появляться, в чем-то участвовать. Но при этом я понимаю ответственность: мы все говорим, что женскому футболу не хватает внимания, но при этом для его привлечения надо же что-то делать! Мне может не хотеться сниматься в какой-то передаче, давать кому-то интервью, но это часть моей работы, и если я могу помочь в попуряризации моего вида спорта, то я это без раздумий буду делать. Приятно, когда мне пишут, что из-за меня узнали про женский футбол. Это классно.
***
— Какие победы вы бы назвали самыми запоминающимися в своей карьере?
— Выигрыш у Хорватии, который принес нам путевку на ЕВРО-2017. Нам нужно было забить хорваткам на один мяч больше, чем Румыния гречанкам в параллельном матче. Мы играли и до последнего не знали, чем все закончится. В итоге мы победили 5:0, а Румыния – 4:0, и мы пробились на ЕВРО напрямую! Это было настоящее счастье. Также вспомню матч Лиги чемпионов с "Сараево". Я на последних секундах отдала голевой пас, и мы вышли в ¼ финала. Эти победы отложились.
— В прошлом году вы стали чемпионом России в составе ЦСКА. Эмоции зашкаливали?
— Если честно, были двоякие чувства. С одной стороны, чемпионство было долгожданное. Мы два года заканчивали первый круг на первом месте, а потом что-то случалось, и мы сдувались. С другой стороны, мы задолго до финиша уже понимали, что нас никто не догонит. Если бы мы вырвали "золото" в последнем туре, наверняка был бы фонтан эмоций. А так мы можно сказать уже несколько раз успели отпраздновать чемпионство, и на последней игре не было эффекта "вау". Вроде хорошо занимать первое место досрочно, но зато потом доигрывать не так интересно.
— Как вы относитесь к тому, что в чемпионате появились женские команды "Зенит" и "Краснодар"?
— Я очень рада! Я кстати выложила об этом новость в свой Инстаграм, и мне начали писать с вопросом, зачем я пишу о других командах? Но они не понимают, что это огромный шаг для развития женского футбола. Это очень круто! Появятся новые болельщики, больше людей узнают о чемпионате, будет больше зрителей. Мы на пороге новой эры. Не секрет, что в мире мужской футбол – спорт номер один, и за счет него можно и нужно двигать женский. Хочу, чтобы и "Спартак" появился, и "Динамо", и другие команды. Понятно, сначала может не хватать футболисток, но это будет делом времени. Кто-то придет из первой лиги, кто-то возобновит карьеру. За примерами далеко ходить не надо: два года назад создали "Локомотив", и в его составе были девчонки, которые несколько лет вообще не играли в футбол. Первый год "Локо" провел слабо, а в этом сезоне занял второе место! Это хороший пример для девчонок. Та же Лина Якупова, к примеру, бросала футбол на пару лет, а в "Локо" открыла в себе второе дыхание и доигралась до сборной России.
— Вы много говорите о развитии женского футбола. Не хотели бы после завершения карьеры попробовать себя на этом поприще?
— Все может быть: в футболе я точно хочу остаться в том или ином качестве. Но пока никаких мыслей о завершении карьеры нет – скоро увидите меня на футбольном поле!