"Из волгоградских трущоб стремился выбраться на высокий уровень"
Полузащитник "Уфы" и молодежной сборной России Артем Голубев – о пути в большой футбол, возможном отчислении из Академии "Краснодара", дебюте в Лиге Европы и значении создания ЮФЛ.
— Папа привел тебя в школу "Олимпия" в 5 лет. Твоей детской мечтой было стать великим футболистом?
— Футбольная предрасположенность проявлялась с совсем малых лет. Мама рассказывала, что я правой ногой всегда сильно бил по пеленальному столу. Папа на это говорил, что вырасту – буду футболистом, он и привел меня в секцию. Мне нравилось гонять с мячом на поле. В пять лет я, конечно, не думал стать великим игроком. Но со временем понял, что усилия приведут к высоким результатам.
— Сразу все получалось?
— Иногда приходилось нелегко. Еще в Волгограде был период, когда сидел на скамейке.
— Ты говорил, что успешно показывал себя и в баскетболе, и в плаванье. Почему все-таки выбрал футбол, не пугала конкуренция?
— Надо было сконцентрироваться на одном. Результаты в других видах спорта это хорошо, но для себя понял, что футбол важнее – им я жил.
— Твоим кумиром был Роналдиньо. Пытался ему подражать?
— Постоянно повторял его финты. У него была космическая техника, со стороны его обводки производили невероятное впечатление.
— Несмотря на волшебство, которое бразилец творил на поле, его жизнь вне поля не была примером для подражания.
— Об этом я узнал позже. Когда был ребенком, для меня Роналдиньо существовал только на поле.
— Ты согласен, что это сгубило его как игрока – мог бы еще поиграть на хорошем уровне?
— Мир много выиграл от его выступлений. Бразилец брал и Лигу чемпионов, и "Золотой мяч" – он может быть доволен своей карьерой. А своим околофутбольным примером он показал, как делать не стоит. Но это Роналдиньо, космический человек, может себе позволить немного отойти от правил.
— Вспоминаешь о жизни в Волгограде, где ты родился и начал играть?
— Конечно, с улыбкой. Мы жили на окраине – в районе Нижний Тракторный. Любой житель в Волгограде скажет вам, что из себя представляет это место, но люди там добрые. Может, меня и закалила эта обстановка. Я хотел из этих трущоб перейти на новый уровень, прежде всего в футболе.
Вспоминаю лето, когда не было школы. С утра тренировка, потом оставались практически до ночи на поле – били по воротам. Намного лучше, чем сидеть за компьютером.
— Родители перебрались с тобой в Краснодар, когда тебя приняли в академию "быков"?
— В начале был один. Потом и родители перебрались – сначала папа, потом мама с моей сестрой переехали. Стало полегче. Этим закаляется характер.
— Кто-нибудь из ребят, с которыми ты занимался в "Олимпии", заиграли на профессиональном уровне?
— На профессиональном не уверен. Некоторые пытаются пробиться. Знаю, что Муслим Шихбабаев за "Анжи" выступал. Наша команда была сильная, жалко, что не всем удалось о себе заявить.
— С кем-то поддерживаешь связь?
— Мы с семи лет держимся командой и сейчас не теряем друг друга из виду. Когда удается приехать в Волгоград, встречаемся и вспоминаем былые времена.
— Помимо приглашения в "Краснодар", было еще предложение от академии Коноплева. Почему выбор пал на более молодую, не столь известную академию?
— "Краснодар" первый пригласил на просмотр. Потом в Волгограде проходил турнир – Детская лига чемпионов, и на нем мы с "Олимпией" обыграли "Краснодар" со счетом 1:0, как сейчас помню. После этого турнира мне поступило предложение от Академии Коноплева. Я съездил и туда на просмотр. Когда с отцом ехали домой, обдумывали варианты. Сделали выводы, и выбор пал на "Краснодар". Мы видели, какая там инфраструктура. "Краснодар" был ближе к сердцу и первым меня заметил.
— К чему тебя приучила краснодарская академия?
— К дисциплине не только на поле, но и в жизни. Жесткий распорядок дня. Раньше взрослеешь. В плане коммуникабельности – новые знакомства, друзья.
— Вспомнишь случай, когда нарушал порядок?
— Было, когда опаздывал на обед или на завтрак. Хотелось поспать, за что тренер наказывал. Иногда за плохое поведение, но без переборов. Наказания легкие – замечание или телефон могли отобрать.
— В академии каждый твой шаг буквально подчиняется расписанию. Потом выпускаешься из академии и получаешь некую свободу, за тебя перестают думать. У тебя не было растерянности, чем заняться?
— В 16-17 лет, когда заканчиваешь школу, ты уже не мальчик, а юноша, почти мужчина. Понимаешь, что нельзя валять дурака за пределами академии. Футбол не обманешь, все скажется на тренировках и в игре.
— В Волгограде ты начинал в нападении, в "Краснодаре" играл и в защите, и в средней линии. Для форварда не проходил по физическим показателям?
— Конечно, тренер не сказал мне, почему я не проходил на роль нападающего. Мне кажется, я уступал по скорости другим. Не хватало быстроты и мобильности, чтобы оторваться от защитника и создать себе пространство.
— Что за история с возможным отчислением?
— Да, был период в "Краснодаре", когда не пробивался в основной состав нашего года. Сидел на замене, играл за второй состав. Ребята были сильнее меня, и все шло к отчислению, но спасибо тем, кто отстоял меня. Дали шанс.
— Переживал сильно, что не получалось соответствовать требованиям?
— Конечно. Старался на тренировках. Не хотел в Волгоград. Поехал в "Краснодар" – в академию, которая у всех на слуху, а потом возвращаешься. Получается, что ты недостаточно силен. Надо было доказывать обратное.
— А самому на какой позиции играть комфортнее? Где, по-твоему, ты полезнее?
— Не мне судить. Куда ставит тренер, там и надо приносить пользу. Главное – получать игровое время. Только в воротах не играл, пожалуй.
— Если появится шанс сыграть в воротах…
— Конечно, постараюсь что-нибудь отбить. Не знаю, какой из меня вратарь – хороший или плохой.
— Ты прошел все этапы становления – от юношей до взрослого футбола. Какой период дался тяжелее с психологической точки зрения?
— Переезд в Краснодар. В 13 лет остаешься один. Еще не всегда выходил на поле, сидел на замене. Поддержка семьи только по телефону. Нужно было жертвовать чем-то и бороться дальше.
— Ты поиграл на всех уровнях в "Краснодаре" – и в молодежке, и в дубле. С каждым шагом РПЛ была все ближе. Наконец дебют за основную команду.
— Ждал этого момента. Я воспитанник этой академии и делал все, чтобы однажды тренер сказал: "Голубев, готовься, сейчас выходишь". Я услышал эти слова – эмоции не передать. Мурад Олегович Мусаев, с которым вместе долгое время работали в академии, говорит: "Давай переодевайся". Выхожу на поле, голова освобождается от посторонних мыслей. Просто наслаждаешься игрой. Ты много работал, в чем-то себя ограничивал – это всё не зря.
— В перерыве Мусаев не говорил, что возможно понадобится твоя помощь в игре?
— Нет, когда я вышел, мы вели 2:0. Играли уже по счету. Я разминался, как и все остальные. Мусаев меня подзывает и спрашивает, уверен ли я в своих силах. Сказал, что да.
— Домашний матч с "Реалом" в Юношеской лиге УЕФА – рекорд посещаемости. Это твоя первая игра при полном стадионе?
— Да. Болельщики придают дополнительный импульс. Как бы тебе не тяжело было, на тебя пришли посмотреть. Ты не можешь играть без самоотдачи, быть безразличным к ним.
— В феврале 2019 ты выходил на поле в Лиге Европы. Тоже был уверен в себе
— Футболисты в любом случае нервничают, особенно молодые. Когда выходил в Испании, понимал: "Это европейский футбол, куда стремятся попасть все". Раньше по телевизору только, а сейчас я сам на поле.
— Продолжение карьеры в "Уфе". Как появился такой вариант?
— Насколько мне известно, "Уфа" сначала хотела взять меня в аренду с правом выкупа. "Краснодар" эти условия не устраивали. Уже думал, что остаюсь – большую часть игровой практики буду получать, играя за дубль. Потом Арам Ардашевич Фундукян, директор Академии, написал, что есть разговор. Сообщили, что "Уфа" готова взять меня в аренду, но без функции выкупа. Единственные, с кем держал связь, это руководство "Краснодара", так как агента у меня нет. Мне было важно знать, что думают в Академии. Руководство поддержало: "Пробуй, ты стремился играть в РПЛ". Я посоветовался с семьей, вместе мы поняли, что не стоит отказываться от такого предложения.
— Согласился практически сразу. В первую очередь, из-за игровой практики в РПЛ.
— Да, не хочу обидеть никого в ФНЛ, но Премьер-лига – другой уровень. Лучшее, что есть в нашей стране. Если хочешь добиться высоких результатов, играй с сильнейшими. Это большой опыт для молодого футболиста.
— Твой одноклубник Данил Круговой в одном из интервью говорил, что молодые футболисты не хотят покидать родные клубы, где они играют за дубль и не выходят в основе. Они боятся рискнуть?
— Не могу говорить за всех. Предполагаю, что все из-за зоны комфорта: родной город, академия, одноклубники. Особенно в "Краснодаре", где и климат, и руководство, и тренеры, и условия – работаешь с удовольствием. С переходом в другой клуб жизнь меняется. Если считаешь, что твой потолок – это дубль или молодежка… Важно расти как футболист, останавливаться нельзя. Это вызов, который нужно принять.
— Были варианты с переходом в европейские клубы. Ты готов уехать?
— Да, мне, Даниилу Уткину, Сергею Бородину говорили об интересе "Лугано". Опять аренда, но в последний момент сорвалось.
— Хотелось уехать?
— Почему нет, за новыми эмоциями. Попробовать себя в чемпионате другой страны.
— Адаптация в "Уфе" прошла быстро?
— Спасибо уфимцам. Тепло приняли и руководство клуба, и команда. Знал некоторых игроков, за другими наблюдал по телевизору. Беленов играл за "Кубань", ему я подавал мячи на дерби "Краснодар" – "Кубань". С Круговым знаком по молодежной сборной.
— Что такое взрослый футбол, с "Уфой" сильнее ощущается?
— О взрослом футболе узнаешь, когда впервые попадаешь на тренировку основной команды. Цена ошибки выше, как и уровень концентрации. На поле уже не мальчики, а дяди, которым нужно кормить семьи. В "Уфе" убедился в этом.
— Самый ценный совет, который тебе дал возрастной футболист.
— Наверное, это был Юрий Газинский, с которым я чаще общался в "Краснодаре". Он сказал, что мне не стоит ничего бояться. Здесь нужно только доказывать. Ни на кого не смотреть, никому не подражать, а работать и показывать свою конкурентоспособность. Несмотря на возраст.
— Тебя приглашали играть за юношеские сборные разных возрастов. В элитном раунде Евро 2016 вы набрали шесть очков в двух матчах, но оказались позади Италии и Боснии.
— Не передать как обидно. Две победы, одно поражение. У нас была очень сильная команда, могли попасть в финальный раунд. Многие ребята вызываются в сборную и сейчас. Осадок остался.
— В юношеских сборных ты постоянно играл с другими ребятами из Краснодара – Уткиным, Сафоновым, Шапи. В молодежке держитесь вместе?
— Не сказал бы, что в сборной есть разделение по клубам. У нас всегда один большой коллектив, и не важно, где кто играет.
— Ты был капитаном в юношеской сборной до 19 лет. Выбрала команда?
— Главный тренер всегда назначает перед сбором. Спасибо, что доверили тогда капитанскую повязку. Я старался соответствовать.
— В октябре прошлого года ты сыграл в официальном матче за молодежку. Что испытал, когда выходил на поле?
— Не важно, в каком возрасте ты играешь за свою сборную. На сердце у тебя герб страны. Бьешься уже не только за команду, а за всех.
— Следишь за юношескими командами академии "Краснодара"?
— Обязательно. Мне небезразлично, как играет молодежка и другие ребята, с которыми я рос в Академии.
— Что думаешь о создании ЮФЛ?
— Если есть время, смотрю, интересуюсь результатами "Краснодара". Знаю ребят, которые там играют. Супер, что появился такой турнир. Ребята раньше начнут понимать, что такое большой футбол. Быстрее будут расти и прибавлять.
— Что бы посоветовал юношам, которым только предстоит перейти во взрослый футбол?
— Никогда не останавливайтесь, даже если что-то идет не по плану или не так, как вы хотите. Нужно много работать и не смотреть назад. И самое главное верить в свои силы. Вспоминается поговорка – терпение и труд всё перетрут.