«В США женский футбол намного популярней мужского»
Единственный легионер женской сборной России Анастасия Шевченко накануне отборочного матча ЧМ-2015 с Германией рассказала, как ее заметили тренеры, чем отличается американский менталитет от российского, как ее приняли в национальной сборной, а также отличительные особенности футбольных традиций в США.
ТРЕНЕРА УДИВИЛА РУССКАЯ ФАМИЛИЯ
– Расскажи, как ты оказалась в Америке?
– Все просто. 25 лет назад мои родители переехали жить в США, я родилась в этой стране, я там постоянно живу.
– Как же российские тренеры тебя заметили, если ты никогда не играла в России?
– Все получилось достаточно случайно. Лет пять назад я ездила в Швецию на турнир Готиа Кап в составе калифорнийской команды. Волею случая в том же турнире принимала участие российская юниорская сборная. Тогдашнего тренера команды Николая Кочешкова заинтересовало, что это за девочка с русской фамилией играет за американцев. Он подошел ко мне, сказал, что ему понравилась моя игра, и поинтересовался, не хочу ли я выступать за сборную России. Вскоре мне пришло приглашение на сбор, я собрала вещи и полетела в Москву.
– То есть, ты согласилась. А почему не сборная США?
– Там очень длительный и сложный процесс отбора. Сначала идет сборная Штата, потом – региона, и только оттуда набирают девочек в сборную страны. Потом, меня же не в сборную Китая пригласили: все-таки Россия – можно сказать, моя вторая Родина.
– Так кем ты себя больше ощущаешь – американкой или россиянкой?
– Очень хороший вопрос (задумывается). Наверное, смотря где я нахожусь. В США я себя больше чувствую американкой, но когда я в России, я ощущаю себя русской на сто процентов. США – мой дом, где я родилась, Россия – мои корни, отсюда вся моя семья. Кстати, дома мы всегда разговариваем исключительно на русском языке. Так что могу со всей уверенностью заявить, что для меня большая честь представлять Россию на международных соревнованиях.
– Как отреагировали твои родители? Все-таки расстояние от США до России немаленькое. Неужели им не страшно отпускать свою дочку в такую даль?
– Родители безумно обрадовались! Мне кажется, любые мама и папа, когда их ребенка вызывают в сборную, будут гордиться. Они посчитали, что это огромный шанс для меня сделать серьезный шаг в карьере. Что касается расстояний, то тут проблем нет. Я с семи лет сама ездила в Германию, так что и им, и мне не привыкать к дальним поездкам.
СОПЕРНИКА НАДО УДИВЛЯТЬ
– Круг твоего общения в основном состоял из американцев, и вот ты оказалась в юниорской сборной, где все – россиянки.
– Да, я никогда не оказывалась в такой ситуации! Все вокруг говорят по-русски, было непривычно поначалу. Пришлось адаптироваться: скажем, в своем клубе я привыкла на поле подсказывать на английском, а тут нужно было перестраиваться. Я частенько забывалась: говорила на своем языке и меня не понимали. В общем, поначалу было непросто, но потихоньку я знакомилась с девчонками, вливалась в коллектив и чувствовала себя все комфортней.
– Помимо подсказа, были еще трудности в игре? Я помню, как в «юниорке» ты поражала всех на поле неординарными действиями, причем не только соперника, но и свою команду.
– Было дело (улыбается). Меня всегда учили, что необычные вещи в футболе могут принести пользу. Годится все, что помогает отвлечь соперника, даже если со стороны это выглядит забавно. Какие-нибудь звуки можно издавать. Например, делаешь финт, обходишь защитника на рывке и на бегу говоришь «Рррррр», как будто ты на мотоцикле от него уехала (смеется).
– Американский и российский менталитеты достаточно отличаются не только на поле, но и в быту. Приходилось сталкиваться с шутками, подколками?
– Жестких шуток не было. Наоборот, все очень интересовались, как там живется в Америке. Вообще, американцы более раскованы, открыты, чем русские, и я не исключение. У меня были привычки, которые поначалу воспринимались настороженно. Я могла, например, запросто запеть в столовой. Или другой пример: у нас в США принято всей командой вечером собираться в холле и общаться, играть в разные игры. В российской юниорке поначалу все запирались в номерах, но затем всем понравилось проводить время всем вместе. Это реально помогает сплотить коллектив. Вообще, у нас очень отличается процесс настроя на матч.
– Расскажи поподробней.
– Мне кажется, для русского игрока настроиться на поединок – это сесть в номере и сосредоточенно молчать, всем видом демонстрируя серьезность. А если проиграл – то надо весь вечер ходить с мрачным видом. В Америке, конечно, тоже есть подготовка к матчу, но у нас есть установка, что отдых – это отдых. Если хорошо поработал, то можешь вечером расслабиться и ни о чем не думать. Американцы считают, что вредно слишком зацикливаться на результате: мозг должен отдыхать. Поэтому в США принято как можно быстрей забывать о неудачах.
В СБОРНОЙ ВЕДУ СЕБЯ СКРОМНО
– Ты выступала в юниорской сборной, затем перешла в «молодежку». И вот ты сейчас – в майке национальной команды, хотя тебе нет и девятнадцати лет. Ожидала, что футбольная карьера будет развиваться столь стремительно?
– Если честно, вообще не ожидала приглашения. Дело в том, что мы очень плохо выступили с «молодежкой» в Элитном раунде чемпионата Европы в Бельгии, и у меня сложилось ощущение, что тренеры остались нами крайне недовольны. Поэтому мне даже присниться не могло, что тренер национальной сборной вызовет меня в команду. Рада, что мои опасения не подтвердились. Понимаю, что пока что это аванс, но тут уже все зависит от меня: по крайней мере, шанс я получила.
– Насколько я знаю, тебя вызывали в сборную еще накануне ЕВРО-2013.
– Да, но я не смогла приехать на сбор из-за сотрясения мозга, причем третьего по счету. Я четыре месяца не могла играть, и сейчас я только набираю форму. Тренируюсь всего месяц и нахожусь пока не в лучших кондициях. Но постепенно восстанавливаюсь, и верю, что со временем буду играть как раньше и даже лучше.
– Ты – самая молодая в сборной. Как тебя приняли?
– Приняли хорошо, гостеприимно, в лучших русских традициях (смеется).
– Наверное, поначалу боялась ехать в новый коллектив?
– Не боялась, но надо понимать, что я никого не знала. Поначалу я естественно вела себя, так сказать, консервативно. Я разговаривала очень немного, была очень вежливой, в некоторых ситуациях прикидывалась чайником (улыбается). Страха не было: было уважение к команде, которую я совсем еще не знала. Сейчас стало немного полегче, и у меня все чаще получается быть самой собой и не зажиматься. Но это нормальная ситуация: было бы странно, если бы я приехала в сборную, начала бы тут шутить шутки и общаться со всеми по-панибратски (смеется). Все нормально, все идет своим чередом.
ОТБОРЫ И ПЕРЕДАЧИ – ЗА МОРОЖЕНОЕ
– В России сложились определенные представления о некоторых особенностях американского спорта. Давай я буду по очереди называть их, а ты расскажешь нам, правда это или миф на примере своей команды.
– Окей, начали!
– В раздевалке перед матчем орет музыка, которая заглушает даже тренерскую установку.
– Да, музыка перед игрой – обязательный элемент! Сейчас я уже месяц играю за команду университета Пенсильвании, и у нас тренер даже не заходит в раздевалку. Мы собираемся игроками: играет музыка, кто-то разговаривает, кто-то жонглирует мячом, кто-то подбадривает друг друга. В общем, делаем все, что нам нужно, чтобы зарядиться положительными эмоциями. Но как только мы выходим из раздевалки, то сразу становимся серьезными. Тренер нам тоже очень помогает настроиться: он поддерживает нас, дает ценные советы.
– Давай перейдем ко второму стереотипу. В американских фильмах часто показывают, как тренер, если его команда выиграла, покупает всем пиццу.
– У нас такого нет (смеется). Бывает так: тренер перед матчем ставит определенную задачу: сделать столько-то отборов или точных передач. И если мы выполняем требование, то он всем нам покупает мороженое. Кстати, хорошая мотивация для всех!
– Ты в курсе, что в сборной России после каждой игры игроков ждет горячая пицца? Она очень хорошо восстанавливает силы.
– Да ладно? Очень интересно! По-моему, это отличная идея (улыбается).
– Правда ли, что женский футбол в США намного популярней, чем мужской?
– Да, это так. В мужской футбол играют в основном латиноамериканцы. Коренные жители предпочитают американский футбол, бейсбол или баскетбол. А вот женский футбол – вообще №1 женский вид спорта в Америке и намного популярней мужского футбола. Для многих девочек хорошо играть в футбол – единственный шанс пробиться в университет на стипендию. А если учесть что обучение очень дорогое и без стипендии его практически не потянуть, то это хороший стимул.
– Мы часто слышим в России о неких обрядах, которые должен пройти новичок перед всей командой. Это выдумка, или так и есть?
– Я сама новичок. Пока в подобном не участвовала, но уже много наслышана. Происходит это так: старшие девочки в команде устраивают вечер, где новички должны выступать в разных костюмах, отвечать на всякие вопросы, кривляться. Это называется Initiation. По-русски подходит слово «посвящение». Пройдя через такое испытание, новичок показывает свой характер и доказывает, что по-настоящему хочет быть в команде.