Сергей Лаврентьев: "Никакой недооценки!"
5 апреля россиянки встретятся с командой Словении, а 9 апреля сразятся со сборной Хорватии. Поединки пройдут в Химках на стадионе «Родина». Начало первого матча в 17:00, второго – в 18:00.
Накануне матчей главный тренер женской национальной сборной России рассказал о подготовке команды, оценил соперника, описал перестройку сборной, а также признался, как важна для него поддержка семьи.
– Сергей, расскажите о том, как в начале этого года проходила подготовка к отборочным матчам ЧМ-2015?
– В январе мы совершили поездку в Америку, где провели два товарищеских матча с лучшей сборной мира – США. В марте приняли участие в так называемом «неофициальном чемпионате мира» – турнире «Кубок Алгарве», который прошел в Португалии. Сейчас прошли тренировочный сбор в Новогорске, во время которого непосредственно готовились к ближайшим матчам против Словении и Хорватии. Все по плану. Нам предстоят два суперважных матча, которые в принципе должны при хорошем раскладе поднять нас на то место, на которое мы рассчитываем. Эти поединки очень принципиальные.
– Столкнулись с какими-то сложностями?
– Плохо то, что первый тур чемпионата состоится уже после этих матчей. Если бы футболистки сыграли пару туров, то уже находились бы в игровом тонусе, почувствовали игровой ритм. А так представьте: мы приехали с турнира в Португалии 13 марта, и в течение трех недель девчонки практически не играли. Хорошо, что клубы проводят товарищеские матчи, но опять же в них нет того накала борьбы, который необходим.
– Может быть, стоило провести товарищеский матч в рамках сбора?
– Думали об этом, но не получилось: у нас было не так много дней на подготовку. Постарались заменить спарринг двусторонками, игровыми упражнениями. Но надо понимать, что никакими занятиями не заменить настоящий матч.
– То есть, можно сказать, что тренировки были больше посвящены работе с мячом?
– Не совсем так. 30 марта к нам приезжала комплексно-научная группа, которая протестировала игроков и определила их физическое состояние. На основе этих данных мы сделали выводы, над чем нужно работать, и составили план подготовки. Какие-то дни уделили работе над физическими кондициями. 1 и 2 апреля у нас были двухразовые занятия, и в эти дни мы работали над «физикой». В целом считаю, что сборы прошли плодотворно: команда готова к бою.
– Велика ли разница между сегодняшним состоянием сборной и тем, что было в начале года?
– Конечно, команда прибавляет. Девчонки давно отошли от отпуска, они уже сыграли определенное число матчей. Игроки прошли предсезонную подготовку, втянулись в тренировочный режим в своих клубах. Конечно же, их состояние улучшилось, и это сразу же сказалось на игре сборной. Особенно был заметен прогресс во время «Кубка Алгарве» в Португалии. Мы специально на протяжении всего турнира не разбивали тренировки на восстановительные и предыгровые, а непосредственно работали над тактикой, над своими задачами. Четвертый матч с Норвегией показал, что мы набираем хорошие кондиции. Сейчас, к сожалению, опять была пауза, на сборах пришлось повспоминать кое-какие моменты.
– Россия второй раз подряд обыгрывает норвежек, которые считаются одной из лучших сборных Европы. Мы становимся специалистами по этой сборной?
– К слову, перед этим поединком португальцы подошли ко мне и сделали прогноз, что победим именно мы: настолько они были впечатлены Россией по этому турниру. Но хотелось бы стать специалистом не только по Норвегии, но и по Германии, Швеции, Англии, Испании. Сейчас мы меняем футбол в исполнении нашей команды, меняем психологию игроков, менталитет. Пытаемся играть первым номером. Важно понять: если игроки будут верить в свои силы и выполнять то, что им предложено, то они способны обыграть любую сборную мира.
– Так все-таки где мы настоящие? С Норвегией или с Австрией, которой мы проиграли? Или этот вопрос лежит исключительно в области психологии?
– Да я не могу сказать, что в том же матче с Австрией мы играли плохо. По турнирным раскладам нас устраивало даже минимальное поражение, чтобы выйти в плей-офф на команду из сильной группы. В первые 15 минут мы имели четыре верных момента, которые не реализовали, потом отыгрались со счета 1:2, причем добились этого по делу. Но при 2:2 девчонки, чувствуя, что они сильнее, побежали добивать австриек. В итоге нарвались на быструю атаку, которая привела к «стандарту» и голу в наши ворота. Да, мы разобрали этот момент, и я думаю, что он стал для игроков определенным уроком. Они теперь понимают, как должны были действовать в тех обстоятельствах. Но поймите: у меня язык не поворачивается обвинять игроков в ситуации, когда они очень хотели выиграть.
– Вернемся к отборочному турниру. Объективно, мы боремся только за второе место?
– Знаете, если бы мы не так крупно проиграли Германии, то я бы сказал «нет». Но давайте смотреть правде в глаза: все таки отыграть у сборной Германии 9 мячей – это нереально. Конечно, немки могут потерять очки в других встречах. Скажем, ирландки дома вполне могут «покусать» чемпионок Европы, но и нам там будет очень непросто. Но, называя вещи своими именами, Германия – безоговорочный фаворит. Так что нам надо поменьше смотреть в их сторону и решать свою задачу – набирать максимум очков в оставшихся матчах. В конце концов, перед командой стоит задача попасть на Чемпионат мира, и какая разница, как? Выйти с первого места напрямую – это здорово. Но занять второе место и пройти стыки – тоже вариант. Главное – отобраться на ЧМ.
– Поговорим о соперниках. Мы никогда не играли ни с Хорватией, ни со Словенией. Что можете сказать об этих командах?
– У нас есть информация по данным сборным. Ведь в прошлом году мы участвовали в турнире Slavic Cup, и хоть Хорватия и Словения играли в другой группе, мы видели их матчи. Вообще, мир, конечно, полон совпадений. Когда мы сидели на жеребьевке ЧМ-2015, то не могли сдержать улыбку, узнавая соперников по группе. Словения, Хорватия, Словакия – все они играли тогда на SlavicCup. Еще бы вместо Ирландии досталась Чехия – и был бы полный набор (смеется). Если говорить о ближайших оппонентах, то это неуступчивые, мощные команды, которые проповедуют атлетичный, жесткий футбол. Особо обратим внимание игроков на то, что возможны провокации, так что надо сохранять хладнокровие и не поддаваться на них. Будем строить игру так, чтобы реализовать свои сильные стороны. И нет никакой недооценки! Разбушевавшаяся Германия забила нам девять мячей, Словении – тринадцать, а вот Хорватии дома – всего четыре, причем голы были проведены в конце поединка. Думаю, будет не так просто, как кажется.
– В других группах много сенсаций. С чем это связано?
– Это связано с тем, что психология игроков, особенно так называемых маленьких сборных, меняется. Потому что когда есть запредельный настрой, мотивация, желание, начинаются сюрпризы. Чуть-чуть недооценка – и сразу получаешь по голове. Поэтому мы тщательно относимся к любому матчу, говорим игрокам, что не все так просто, надо прилагать максимум усилий для победы. За примерами далеко ходить не надо: на турнире «Кубок Алгарве» Португалия обыгрывает Австрию, австрийки побеждают нас, а мы одолеваем Португалию, а затем берем верх над Норвегией! А та же Исландия начала турнир крупным поражением от Германии, а заняла третье место. А хваленые американки турнир провалили, заняв в своей группе последнее место. Причем в решающем матче США проиграли датчанкам 2:4, а после первого тайма счет вообще был 0:3! Так что женский футбол становится все более непредсказуемым, и никому победы просто так не достаются.
– Сборную покинула целая группа старожилов. Это стало неожиданностью?
– Нет, мы к этому готовились. Я с самого начала говорил, что у нас очень возрастная команда, что нам нужны молодые игроки. Мы сделали этот переход более плавным, спокойным, без лишних потрясений. На сегодня состав в принципе сформирован. Могут появиться 2-3 игрока, которые ярко проявят себя в чемпионате, но в целом обойма игроков уже готова. Отработаны схемы, взаимосвязи. В то же время очень хочется, чтобы у нас появлялось как можно больше новых имен! Если вы обратите внимание, на каждом сборе в сборную вызывается кто-то новенький. Мы внимательно смотрим за всеми футболистками и стараемся создать такую команду, которая будет способна решать самые серьезные задачи.
– Накануне ЕВРО в сборную вернулась Алла Сидоровская, недавно после долгого перерыва в команде появились Светлана Цидикова и Елена Данилова… То есть, камбэки возможны?
– Конечно! Например, мы очень ждем возвращения Надежды Левыкиной, которая вышла замуж и родила ребенка. Как только она вернулась, мы сразу взяли ее на карандаш. Это игрок, который привлекался в сборную (еще под фамилией Харченко), участвовал в ЕВРО-2009, побеждал на молодежном Чемпионате Европы, завоевывал медали Универсиады. Просто пока негде было ее посмотреть, но как только начнется чемпионат, я приеду, пообщаюсь с Надей, познакомлюсь поближе. Надо понимать, какие у нее цели, есть ли желание играть в сборной. Так что ее возвращение в команду вполне реально!
– Сидоровская и Левыкина вернулись в футбол после рождения ребенка…
– Это отличный момент! Здорово, когда девчонки выходят замуж, рожают детей и возвращаются! Надо давать им за это какую-то отдельную награду, пусть и чисто символическую.
– Вы тоже человек семейный: жена, две дочки. Насколько супруга вас поддерживает в футбольном плане, и как вы переживаете разлуку?
– На самом деле, у меня футбольная супруга: она ездила со мной по другим городам, когда я еще был профессиональным футболистом, сейчас, когда я стал тренером, делает то же самое. Ей не привыкать, она настоящая профессиональная жена футбольного тренера (смеется). Семья, конечно, очень поддерживает. Представляете, дочка в четыре годика с трибуны болела за нас на ЧЕ в Швеции! Болеть за нас приезжала и жена, и вторая дочь. Знаете, бывает при неудачном исходе приходишь домой, вроде и настроения нет, и желания разговаривать. И именно жена и дети первые помогают тебе вернуться к жизни, настроиться, взять волю в кулак и двигаться дальше.