Ксения Цыбутович: "Дедовщины в команде нет"
Капитан женской национальной сборной России в преддверии отборочного матча ЧМ-2015 против Хорватии рассказала о своей форме, обсудила соперников, описала свои капитанские функции, а также поведала о том, как в команде встречают молодых игроков.
О своем состоянии после «предсезонки»:
– Не могу сказать, что ощущаю себя, скажем так, «на все сто процентов». Еще нет полной готовности. Причем в игровой ритм я вошла: всетаки провела уже много игр в этом году за сборную и за клуб. А вот физические кондиции не идеальны. Думаю, наберу оптимальную форму после первых туров чемпионата.
О сопернике:
– Ранее я с этой командой не встречалась, так что не могу сказать что-то конкретное. Знаю, что у нее рейтинг ФИФА намного ниже, чем у России, но это ничего не значит. Изучали Хорватию, есть представление, в какой футбол она играет. Что ж, только игра покажет, кто сильней. А вообще, с сильными сборными приятней играть в том плане, что идет живая игра: ты находишься под прессингом, надо быстрее думать. Интересно, в общем. А в матчах со слабыми командами у тебя, с одной стороны, больше вариантов для атак, можно отрабатывать какие-то наработки. Но с другой стороны, часто недостаток мастерства аутсайдеры компенсируют зацепами, задержками игры и другими приемчиками. Вот это неприятно. Сами не играют и другим не дают. Хотя порой даже аутсайдеры такую игру демонстрируют, что за голову берешься! В отдельно взятом матче любая команда может выйти и обыграть США. Я образно, конечно, говорю, но таких случаев полно.
Об обновлении команды:
– После ЕВРО-2013 в сборной началась серьезная перестройка. Ряд игроков ушли, появились новые имена. Поначалу это не могло не сказываться на результатах: мы начали свой путь за путевкой на ЧМ-2015 крупным поражением от Германии, да и со Словакией обеспечили победу только в конце матча. Происходил процесс становления, и сыгранность, разумеется, была не суперская. Но время шло, и наша сборная становилась сильнее. Даже поездка в США, где мы дважды проиграли, принесла свои плоды: мы посмотрели, как играют в футбол за океаном, какая там организация. Ощутили на себе, какой высокий уровень у топовой команды. Все это – неоценимый опыт. Я уверена: встреться мы с США на «Кубок Алгарве», игра была бы совсем другой. По крайней мере, крупно мы бы не проиграли. Вообще, по сравнению с январем команда заметно прибавила: игроки набрали форму, поучаствовали в серьезных матчах. Не случайно в последнем поединке мы обыграли не кого-нибудь, а норвежек, которые, на минуточку, являются серебряными призерами ЕВРО-2013.
О сыгранности в обороне :
– Наша четверка защитников выступает за разные клубы, но это не создает нам каких-то больших сложностей. Все друг друга знают, пересекались так или иначе в одних и тех же командах. Глобальных проблем нет, ну а проблемки и шероховатости есть всегда. Что ж, будем дальше работать над взаимопониманием и надежностью в тылу.
О забитых мячах:
– Мне кажется, это старый бич нашей сборной. Голы, и правда, даются тяжело. На мой взгляд, причина в том, что надо выходить на матч предельно собранными. А нам порой не хватает концентрации, так называемого «инстинкта убийцы». С совсем слабыми соперниками этот факт не влияет, но с равными по классу командами и тем более фаворитами начинаются сложности. Посмотрите, как топ-сборные наказывают за малейшую ошибку! Моментально и без разговоров! Нам тоже надо к этому стремиться.
О стадионе «Родина » в Химках, на котором пройдут матчи:
– Хорошая, уютная арена. Живописный вид. Ничего плохого сказать не могу. А вообще, я бы очень хотела сыграть матч за сборную в Рязани, где я сейчас выступаю! Я думаю, народ бы пришел поболеть. Молодежь бы посмотрела на то, какой сейчас уровень женского футбола в стране. Всем бы было интересно. Что касается поля, то теперь на «Родине» искусственная трава. Что ж, нам не привыкать: 90 процентов матчей в чемпионате России играются на синтетике. Наверное, это даже нам в плюс. Когда мы в прошлом году играли на турнире в Хорватии, поля были полностью разбиты, и мы больше боролись, чем играли. Сейчас же есть возможность сыграть в техничный футбол. Поле должно помочь. Хотя мы, как настоящие русские, можем играть и в дождь, и в снег, и в ураган. Нам все нипочем! А вот у соперника в таких условиях точно будут проблемы (смеется).
О роли капитана :
– Честно, не помню, сколько лет я уже «капитаню» в сборной. Могу сказать, что это большая ответственность! Капитанская повязка, прежде всего, подразумевает связь команды с тренером. Если наставник хочет донести какую-то информацию до коллектива, он делает это через меня, и я стараюсь както передать ее игрокам. Потом, если команда не настроилась или ведет себя не так, то спрос с кого? Правильно,с капитана! Забавно, что когда я играла в «молодежке», то боялась даже рот открыть на поле, и тренер Валентин Гришин меня всегда ругал за это. Очень скромная была (смеется). Но с возрастом приобрела уверенность в себе, изменилась.Ведь на позиции центрального защитника, где я играю, надо постоянно руководить! Я это понимала, долго училась. Я не скажу, что сейчас я очень много говорю: подсказываю только по делу. Не понимаю, зачем надо много кричать: нужен рабочий подсказ, плюс поддержка. Ну и где-то, конечно, надо прикрикнуть, чтобы девчонки не расслаблялись.
О молодых игроках:
– Раньше, когда мы были молодыми, то приходили в раздевалку и молчали где-нибудь в уголочке. Сейчас, конечно, молодежь гораздо раскованней пошла, им палец в рот не клади. Это еще нам надо к ним подстроится и себя правильно преподнести (смеется). Если серьезно, то проблем с общением нет: субординацию все соблюдают. Бывает, что приходится кого-то на место поставить, но редко. Да и потом мы все знакомы по клубам, так что барьеров в общении нет. Особых привилегий у ветеранов тоже нет. Понятно, что игровой номер первым выберет себе опытный игрок, но это даже не обсуждается. В остальном же все равны, дедовщины нет. Нет, например, такого, что раз я пять лет в сборной, то только я могу пихать, а мне слова никто сказать не может. Если подсказ по делу, то я нормально восприму его от любого, даже самого молодого игрока.