«Даже имя Забиваки защищено товарным знаком»
В Москве под эгидой и при непосредственном участии Российского футбольного союза состоялся II открытый международный футбольный конгресс In Football. В ходе обсуждения подготовки к предстоящим Кубку конфедераций и чемпионату мира в России советник по вопросам защиты бренда ФИФА Алексей Швецов рассказал о том, как организация будет бороться с всевозможными видами пиратства на территории России во время турниров.
– Что такое бренд? Бренд – это, безусловно, совокупность впечатлений, представлений, которые формируются у потребителя, у болельщика, у зрителя в связи с каким-либо событием, явлением, продуктом. В данном случае событием, явлением, продуктом является чемпионат мира по футболу ФИФА. По оценкам разных авторитетных изданий, он входит в пятёрку самых дорогих брендов из расчёта прибыли организаторов на один день проведения мероприятия.
Что же стоит за этим брендом, что ассоциируется с ним? Прежде всего, это уникальные футболисты и команды, посмотреть на которые собираются на стадионах тысячи и тысячи зрителей и многомиллионная, если не сказать миллиардная, аудитория у телеэкранов. Естественно, это уникальные зрители и болельщики, которые совсем скоро заполнят трибуны новеньких стадионов в 11 городах, где будут проходить матчи чемпионата, а в этом году в 4 городах состоится Кубок конфедераций. Но атмосфера праздника будет не только в этих городах, но и во всей стране.
Уже появились ассоциации и элементы бренда, связанные именно с проведением турнира в России в 2018 году. Все, наверное, хорошо знают и узнают эмблему чемпионата, а также наш талисман, к выбору которого многие имеют отношение, поскольку принимали участие в голосовании. Ещё одна важная составляющая бренда – это спонсорская поддержка, спонсорская помощь. Я думаю, большие ожидания связаны с лицензионной программой, которая будет вот-вот запущена и официально анонсирована. По опыту Олимпийских игр можно сказать, что у многих гостей, зрителей, болельщиков остались памятные сувениры, игрушки, магниты, брелоки. Лицензионная программа ФИФА не менее амбициозная и будет включать множество товарных категорий.
В связи с получением почётного права провести у себя чемпионат мира и Кубок конфедераций наша страна приняла на себя также дополнительные обязательства, в том числе по защите бренда ФИФА. В рамках данных обязательств была предоставлена государственная гарантия, а также принят специальный закон, который впервые установил перечень и особый порядок использования символики ФИФА – изображений, словесных обозначений, используемых организаторами в связи с подготовкой и проведением мероприятия.
Безусловно, мероприятие такого масштаба, такого уровня невозможно провести без объединения и координации усилий всех вовлечённых в процесс государственных органов. Именно для этого существуют различные механизмы такой координации, в том числе и межведомственные комитеты, рабочие группы. На постоянной основе действует комитет по защите имущественных прав ФИФА.
Что же охраняется, что защищается в период подготовки и проведения чемпионата мира и Кубка конфедераций? Перечень товарных знаков включает более 130 наименований: это и символика, относящаяся и к самой организации, и к прошедшим турнирам, например чемпионату мира в Бразилии, а также словесные и изобразительные обозначения, которые относятся к чемпионату мира и Кубку конфедераций в России. Наиболее известные эмблемы являются зарегистрированными товарными знаками, и любое их использование допускается только на основании разрешения правообладателя. Наш талисман волк Забивака также является охраняемым товарным знаком – не только его изображение, но и его имя. Кроме того, здесь есть и сокращённое обозначение «ЧМ-2018», которое совсем недавно мы зарегистрировали в связи с тем, что появляется большое количество контрафактных товаров и нарушений, связанных именно с данным кратким обозначением чемпионата мира.
Зарегистрированы обозначения всех городов, где состоятся матчи, – это сделано в том числе и для того, чтобы сохранить уникальный маркетинговый потенциал этих городов и защитить оригинальную лицензионную продукцию, которая будет выпускаться под брендом в каждом из городов и регионов.
Для того чтобы донести информацию о защите прав ФИФА до максимально широкой аудитории создан специальный ресурс на сайте Федеральной антимонопольной службы. В специальном разделе вы можете ознакомиться с перечнем охраняемых обозначений, чтобы не нарушить права ФИФА, а также с основными положениями программы по защите бренда, в том числе что можно и чего нельзя делать.
Первый этап контроля и защиты – это граница, и надёжный заслон уже сейчас выстроен на границе России в виде наших таможенных органов, которые пресекают ввоз контрафактных и поддельных товары на территорию страны. На внутреннем рынке органы внутренних дел, прокуратура, Роспотребнадзор активно работают в рамках проверочных мероприятий, изымая выявленные контрафактные товары.
К сожалению, нарушения уже встречаются. Это лишний раз подтверждает популярность мероприятия. Уссурийская таможня не так давно изъяла крупную партию контрафакта, в Московском регионе задержано более 30 тысяч единиц пиратской продукции. И все мы понимаем, что они не только незаконно используют товарные знаки, но ещё и поставляют продукцию сомнительного происхождения и качества. Если речь идёт об игрушках, товарах народного потребления – это ещё и прямая угроза здоровью и безопасности наших граждан. Есть примеры и рекламных нарушений, когда люди пытаются в оформлении своих торговых точек, в деятельности своих организаций использовать охраняемую символику. Мы понимаем, что в большинстве случаев подобные нарушения связаны с так называемым патриотическим подъёмом, желанием поддержать и свою страну, и свою команду, но с формальной точки зрения это всё равно остаётся нарушением. Спортбары часто используют обозначения ФИФА, причём стилизуют их смесью кириллического и латинского шрифта. Рестораны пытаются привлечь клиентов использованием символики. У нас уже есть одно завершённое дело в антимонопольной службе: в Волгоградской области было вынесено решение по использованию словесного обозначения «Волгоград-2018».
Не так давно совместно с Главным управлением внутренних дел по Москве мы провели операцию по задержанию негодяев, которые в костюме нашего талисмана фотографировались за деньги. Мало того что костюм был не оригинальный, не аутентичный, они ещё и деньги пытались на этом заработать. Это неправильно. Поэтому теперь костюм занял достойное место в нашем музее контрафакта. Что ждет нарушителей? Самая распространённая санкция – это штраф, он различен для физических и юридических лиц. Но ответственность и конфискация контрафактного товара неминуемы.
Если вы увидели какое-то нарушение, то можете в нашу службу по защите бренда сообщить. Мы опираемся на поддержку региональных оргкомитетов и наших специалистов в каждом из городов, которые каждый день мониторят ситуацию, присылают нам отчёты, и мы можем на основе этого работать. Кроме того, я говорил об активной работе и участии государственных органов: это и таможня, и органы внутренних дел, которые ежедневно работают на границе, на внутреннем рынке и направляют нам информацию о выявленных нарушениях. Ну и мы стремимся к тому, чтобы любой ответственный гражданин нашей страны мог сообщить нам о выявленном нарушении и тем самым поддержать свою страну и организаторов в части обеспечения защиты бренда чемпионата мира.
Фото: Черных Александра