«Хотим создать положительный образ болельщика»
На II международном футбольном конгрессе In Football, который проводился под эгидой и при непосредственном участии Российского футбольного союза, в ходе обсуждения подготовки и проведения Кубка конфедераций и чемпионата мира президент клуба болельщиков сборной России «Russia Unites» Эдуард Латыпов рассказал об уникальном проекте организации фан-зон в городах, которые не будут принимать матчи Кубка конфедераций, но тоже хотят окунуться в атмосферу праздника футбола.
– Прежде несколько слов о клубе болельщиков сборной России Russia Unites. В 2013 году мы приняли решение о создании нашей организации, потому что сами являемся болельщиками всю жизнь, ездили сами и возили свои семьи, своих друзей на матчи и поняли, что никто лучше нас организовать сервис на месте не сможет, потому что чётко понимаем, что нам необходимо. Это некоммерческая негосударственная неполитическая организация болельщиков для болельщиков. Основная миссия движения – воплотить мечту болельщика быть вместе со сборной России и всегда поддерживать её.
За эти годы реализовано много больших проектов, например, мы выступили инициаторами создания фан-зоны на чемпионате мира по хоккею в прошлом году в Санкт-Петербурге. Если вы помните, сборная России не играла в Петербурге ни одного матча, и мы понимали, что без фан-зоны, где будут транслироваться матчи сборной России, чемпионат пройдёт вообще незаметно для петербуржцев. Наши усилия привели к тому, что в центре Санкт-Петербурга впервые на 17 дней была вместе с партнёрами и с Федерацией хоккея России открыта фан-зона. Что любопытно, там даже продавалось алкогольное пиво, но ни одного инцидента за всё это время не произошло, место стало культовым, была отличная погода.
Теперь непосредственно о проекте. У ФИФА есть такое важнейшее мероприятие, как фан-фест – фан-зоны, которые появятся в городах-организаторах чемпионата мира. Но мы понимаем, что большинство болельщиков не смогут добраться до них. Поэтому на базе накопленного на предыдущих мероприятиях опыта родилась идея создания мобильных фан-зон. Их цель – создание уникального пространства, которое позволяет каждому окунуться в атмосферу Кубка конфедераций и чемпионата мира.
Мы хотим, прежде всего, сформировать положительный образ современного болельщика. Как вы знаете, с этим есть небольшие проблемы: о болельщиках часто говорят нелицеприятно. Конечно, в футболе есть место для всех. И для богатых болельщиков, и для фанатов, и, как мы их называем на нашем сленге, для «кузьмичей» – обычных болельщиков, которых большинство.
За сборную России по статистике ВЦИОМ болеет как минимум каждый десятый житель страны – то есть это порядка 14 миллионов, а в дни матчей сборной до 40 миллионов. Так вот, 90 процентов – это те самые «кузьмичи», многие из которых по разным причинам никогда не были на трибунах. Вот эти болельщики являются нашей целевой аудиторией: семейные болельщики, болельщики с нерадикальной формой боления. Безусловно, нам хочется, чтобы сборная России была как можно популярнее. И конечно, мы хотим расширить географию Кубка конфедераций и чемпионата мира, чтобы эти турниры попали в каждый дом.
Наш проект состоит из двух частей. Первая – модная и сложная онлайн-история, в ходе которой мы до Кубка конфедераций, который для нас является пилотным событием, организуем кампании в интернете, привлекая и к фан-зоне, и к турниру. Вторая – переход в офлайн.
Очень важно понимать целевую аудиторию проекта, поскольку мы ведём переговоры со спонсорами и объясняем необходимость мобильных фан-зон в городах. Так вот, целевая аудитория на Кубок конфедераций составляет около 25 тысяч человек, которые посетят эти фан-зоны. 500 тысяч человек – это число зрительских и более двух миллионов уникальных контактов во время участия в проекте.
Сборная России как минимум три матча проведёт на групповом этапе турнира и, надеюсь, ещё полуфинал и финал. Даже если она туда не выйдет, мы предполагаем интерес к этим матчам. Поэтому проект рассчитан на пять просмотров. Мы выбрали интересную механику: фан-зона организуется фактически в один день – когда играет сборная России, по стране идёт автокараван, состоящий из нескольких фан-траков (предположительно, ещё ведутся переговоры с городами), и мобильная фан-зона разворачивается в течение 14 часов. Далее смотрим сборную России, а следующие 2 дня караван переезжает в следующий город и болельщики следят, как фан-зона приближается к ним.
Предварительный маршрут по городам уже рассчитан, мы предложили участвовать в проекте городам с населением до миллиона и более, но на самом деле интерес проявили и небольшие города. Мы все свои проекты стараемся делать самостоятельно, не привлекая ни федеральные власти, ни местные, но поскольку проект связан с особыми мерами обеспечения порядка и безопасности, совсем обойтись без них невозможно. Данный проект получил поддержку вице-премьера правительства РФ Виталия Мутко, более того, знаю, что буквально на днях был утверждён план продвижения Кубка конфедераций по городам, в которых не будут проходить матчи турнира, но будут фан-зоны, и с нашей точки зрения, этот проект позволяет сделать это с максимальным охватом и с минимальной затратой средств.
Сама мобильная фан-зона состоит из экрана для трансляций, зоны спонсоров, мерчендайзинга и питания. По стране едут 2–3 фуд-трака красиво раскрашенные, которые призывают и популяризируют посещать матчи в фан-зоне. Само собой, подбираем такие места, не являющиеся спортивными сооружениями, чтобы организовать продажу пива – неотъемлемого атрибута болельщика. Наш опыт показывает, что когда фан-зона организуется на хорошем культурном уровне, это не становится проблемой, но позволяет хоть частично компенсировать средства, потраченные на организацию фан-зоны.
В зависимости от бюджетов постараемся устроить развлекательные мероприятия как можно интереснее. Обязательно в центре фан-зоны будет площадка для спортивных игр, чтобы футбол присутствовал не только на экране.
Что касается digital части – будет сайт, где болельщики смогут следить за движением каравана мобильной фан-зоны. Задействованы социальные сети – самый эффективный и недорогой способ продвижения проектов. Мы рассчитываем на поддержку Минспорта и РФС, звёзд футбола и спорта, которые будут вступать в прямой диалог с болельщиками.
Города, которые будут участвовать в проекте, со своей стороны должны предоставить место для мобильной фан-зоны, обеспечить подготовку и согласование нормативных документов, касающихся продажи пива и всего прочего, обеспечить безопасность, принять на себя обязательства по предоставлению точек подключения электроэнергии, воды, взять на себя коммунальные расходы, обеспечить уборку, чтобы после нас оставалась идеально чистая площадка. Также города обеспечивают информационную поддержку проекта в местных СМИ и имеют право привлекать локальных спонсоров. И частично помогают организовать развлекательную программу: когда мы в своих мероприятиях используем местные коллективы, фан-зона становится культовым мероприятием для города.
Фото: Черных Александра