"Дебют в сборной России – особенный день для меня"
Защитник Александра Лобанова – единственный легионер в женской молодежной сборной России. Но она не только защищает цвета шведского клуба "Броммапойкарна", но и родилась в Стокгольме. В интервью официальному сайту РФС Александра рассказала, почему решила принять приглашение российской команды, и поделилась впечатлениями от дебюта за нее.
– Два матча в стартовом составе, две победы, 0 пропущенных голов. Ты так себе представляла дебют в сборной России?
– Первый матч – да! Это был для меня особенный день, первая официальная игра за сборную России, победа… Мне очень понравилось. А вторая игра – нет. Мне кажется, у меня многое не получилось, и передачи делала не так, и мяч летел не туда, куда хотела. Мы выиграли, не пропустили, но это был не мой матч.
– Тебя на сайте твоего клуба "Броммапойкарна" чуть ли не торжественно провожали в российскую сборную: дали специальная новость на сайте, мини-интервью… Там сейчас следят, как у тебя тут дела?
– Конечно! У нас есть своя группа в WhatsApp, и там девчонки постоянно спрашивают, как мы сыграли, как у меня дела, поздравляют с победами. Наша команда сейчас квалифицируется в высшую лигу. В прошлом году тоже боролись за выход, но уступили. Я правда тогда больше на скамейке запасных сидела, чем играла. Но в этом году я часто выходила на поле, а сейчас вернусь и посмотрим, как у нас там будет дальше. А пока девчонки рады за меня, что я в сборной.
– Как ты принимала решение, что будешь играть за Россию?
– Если честно – долго. Меня же вызывали и в сборную Швеции тоже, я там провела сбор, сыграла в просмотровых матчах. И тут же меня зовут в российскую команду. Тренеры сборной России много переписывались с моей мамой, приглашали меня в Турцию на сборы, но я тогда не поехала. Я подумала: "У меня сейчас очень много школы, и много матчей за клуб пропущу". В общем, отказалась. А потом мне мама и все вокруг сказали: "Саша, это же шанс. Ну попробуй, чего ты боишься? Если хотя бы не попробуешь, то потом будешь жалеть, что у тебя была возможность, а ты ее упустила". И тогда я подумала: "Мои родители отсюда, мои бабушка и дедушка живут в Санкт-Петербурге, почему я не могу играть за сборную России?". И вот я здесь.
– "Много школы"? Ты сейчас учишься в школе?
– В гимназии последний год. У меня будет профессия – тренер или учитель физкультуры в школе. В России же 11 классов? В Швеции – 9, а потом гимназия, а потом, может быть, университет.
– И вот ты приезжаешь, твой первый день в сборной – первые впечатления? Страшно?
– Нет, страха не было, но было очень непривычно. Все новое для меня, незнакомое. Я когда в сборную Швеции приезжала, я там хотя бы некоторых девочек знала, а тут вообще почти никого. Хорошо, на сборе была еще одна девочка из Швеции – вратарь, я ее и раньше знала, у нас родители общаются. Мы в первые дни только с ней вместе и ходили. Но прошло какое-то время, и теперь я со всеми в отличных отношениях.
– Ты была и в сборной Швеции, а сейчас – в команде России. Чем они отличаются?
– Дисциплиной. Здесь она жестче. В Швеции не так: там считается, что игрок сам должен следить за тем, когда ему отдыхать, когда и сколько спать, что кушать. Там ты сам решаешь, что тебе сейчас лучше для карьеры. Там не меряют давление каждый день, не взвешивают каждое утро. И тут все время мы говорим друг другу "Доброе утро!", "Приятного аппетита!". Это непривычно, но мне нравится, что так все уважительно не только к тренерам, но и к игрокам. А по игре? Не знаю, как теперь – там сейчас новая команда – но когда я была в сборной Швеции, они меньше на поле разговаривали между собой. Мне нравится, что в сборной России мы постоянно подсказываем друг другу – это здорово. Но если даешь неточный пас, будь готова, что тебе и об этом тоже строго выскажут.
– Ты на поле не путаешь русские слова?
– Нет, но иногда забываю. Вот есть слово "Уже", а как будет наоборот? "Шире?" – вот я его могу забыть.
– Все равно у тебя хороший русский. Ты же родилась в Стокгольме? И 18 лет прожила только там?
– Да, но если у нас теоретическое занятие в сборной России, я записываю на шведском – так быстрее. Если на русском запишу – могу потом вообще не понять, что это! Но все мои родственники родились в России, и я каждое лето ездила к бабушке на каникулы. Самые длинные. Как? Летние? Да, точно летние. А дома мы говорим и на русском и на шведском – у меня там отчим, с ним мы по-шведски.
– У тебя все родственники в России, как твои родители оказались в Стокгольме?
– Я не знаю. Мне девчонки в сборной тоже такой вопрос задавали, а я как-то у мамы с папой и не узнавала. Теперь точно надо будет спросить.
– Что ты знаешь о российском футболе?
– Не очень много, если честно. Например, что ЦСКА и "Локомотив" играют в Лиге чемпионов УЕФА.
– Сможешь назвать кого-нибудь из российских игроков?
– Дзюба. Аршавин. Я смотрела матчи сборной России на Чемпионате мира. Здорово, что она смогла пройти так далеко. Но вообще было немало неожиданностей. Кто мог подумать, что сборная Германии выступит неудачно? Или что Франция станет чемпионом? Я думала, Бразилия всех порвет.
– Саша, ты задумывалась над тем, что дальше? В Швеции вообще можно заработать женским футболом? Там можно сделать карьеру?
– Да, конечно! Я хочу прогрессировать. Но я бы не хотела все время играть в Швеции. Нет, там сильный футбол, хорошие игроки… Но я же уже была в Швеции, я знаю что там и как там, а мне хочется пробовать что-то новое, какую-то другую страну. Может быть, Англия, Германия или Италия. Мне кажется, что там я смогу расти дальше, потому что у них много сильных женских клубов и большая конкуренция.