"Очень важно успеть привести футболисток в игровой тонус"
В интервью официальному сайту РФС главный тренер женской национальной сборной России Елена Фомина рассказала о том, как проводит время на карантине, о переносе ЕВРО, о дистанционных тренировках и новом календаре отборочного турнира.
– Как проходит ваш рабочий день на карантине?
– Практически каждый день мы общаемся с тренерами молодежных, юношеских и женских сборных и спортивным директором РФС Андреем Владимировичем Лексаковым в рамках видеоконференций. Обсуждаем тренировочный процесс, различные упражнения, системы подготовки. Взаимодействуем даже более активно, чем до карантина. Темы разные: как улучшить подготовку команд в условиях сжатых сроков, как лучше доносить до футболистов свои требования. Насыщенная работа, все тренеры делятся полезной информацией и готовы к сотрудничеству. Видно, что институт сборной работает как единый механизм, и это очень помогает.
Что касается клубной работой, то мы вместе с тренерским штабом "Локомотива" проводим для игроков онлайн-тренировки. Разделили с тренером по физподготовке команду на группы по 6-7 человек, чтобы занятия были продуктивней. Стараемся контролировать выполнение тех упражнений, которые возможно делать в домашних условиях или на улице рядом с домом. Также даем футболисткам задания по беговой работе, которую они делают сами. У голкиперов – отдельная программа, с ними занимается тренер вратарей.
Первое время было непросто. Дистанционно гораздо сложней следить за футболистками, тренировать их, подсказывать как правильно выполнять то или иное упражнение. Потратила некоторое время, чтобы разобраться в онлайн-программах, но быстро освоилась, вработалась. Конечно, очень не хватает упражнений с мячом: в квартире особо не развернешься. Тем не менее, мы стараемся максимально разнообразить тренировки, менять программы и упражнения, прорабатывать разные группы мышц. Постоянно придумываем что-то новое, чтобы занятия в домашних условиях были максимально эффективны.
– Чувствуется, что футболистки подавлены из-за длительной паузы и неопределенности?
– Настроение меняется волнами. В какой-то момент удается мотивировать девчонок, найти нужные слова, идет подъем, потом спустя две-три недели появляется апатия, заметно нежелание делать упражнения. И так – по кругу. Больше всего давит неизвестность, все задаются вопросом: "Когда можно будет начать полноценно тренироваться и играть в футбол?". А мы не могли дать на него ответ, так как сами не знали. На прошлой неделе разрешили тренировки в Москве профессиональным спортивным командам, появилась какая-то определенность. Теперь ждем информацию о старте чемпионата: думаю, скоро она появится.
– На днях УЕФА утвердил новые даты отборочных матчей на чемпионат Европы среди женщин, который состоится в 2022 году в Англии.
– Да, мы продолжаем отборочный турнир в сентябре матчем против Нидерландов, а заканчиваем 1 декабря в гостях с Турцией. Календарь максимально уплотнился. В сентябре, октябре и ноябре-декабре сборная сыграет по два матча, плюс можно предположить, что встречи Чемпионата России также по всей видимости будут играться с уменьшенным интервалом. В этой ситуации очень важно успеть привести футболисток в игровой тонус, игровой режим. На примере Германии мы видим, что игроки, выходя на футбольное поле после долгого перерыва, подвержены повышенному травматизму. С этим бы не хотелось столкнуться. Если чемпионат России начнется по плану в августе, то данная задача ляжет на плечи клубов. Если же вдруг произойдет худший сценарий и чемпионат будет отменен, то нужно будет собирать игроков национальной команды, сажать их на длительный сбор и готовить непосредственно к матчам отборочного турнира ЧЕ.
– Как вы отнеслись к переносу ЕВРО с 2021 на 2022 год?
– Конечно, мы расстроились, но морально были к этому готовы. Понятно, что была цель развести мужской и женский ЕВРО. Тем более, что финальный матч у мужчин пройдет в Лондоне, а женский турнир – в Англии, и идет наслоение по срокам. Также понятно, что этот шаг даст женскому ЕВРО больше информационной поддержки, внимания со стороны болельщиков. Но год без серьезных международных соревнований – это тяжело. Плюс пока сложно понять до конца, как дальше будет выстроен календарь. Получается, в 2021 году пройдут матчи отборочного турнира чемпионата мира 2023 года, а в 2022 году – финальный турнир ЕВРО. Хочется поскорей получить всю информацию и строить дальнейшие планы. Но в любом случае, сейчас наша главная цель – качественно подготовиться к отборочным матчам ЕВРО и сделать все возможное, чтобы пробиться в финальную часть.
– Насколько важно попадание на ЕВРО для популяризации и развития женского футбола в России?
– Безусловно, очень важно. Участие в крупных международных турнирах – это и получение опыта, и рост мастерства, и повышенный интерес болельщиков. Поэтому очень ценно, что глава РФС Александр Дюков оказывает женской сборной всестороннюю поддержку. У нас все необходимые условия для полноценной подготовки, а сложные ситуации успешно решаются благодаря РФС. К примеру, матч с Косово после переговоров нашей федерации и УЕФА был не отменен, а перенесен на более поздний срок. В общем, работать в таких условиях комфортно.
– А что можете сказать о ситуации с женским футболом в России в целом?
– Александр Дюков заявлял, что развитие женского футбола является одним из приоритетных направлений работы союза. Положительная динамика налицо. Создана программа развития женского футбола в России, которая будет поэтапно реализовываться. У нас в чемпионате появилось два новых клуба, которые входят в структуру мужских: это "Зенит" и "Краснодар". Футболистки принимают участие в эфирах на телевидении, участвуют в различных публичных активностях. В общем, на время карантина женский футбол не выпал из повестки дня, а все, кто вовлечен в его развитие, активно работают.
– Вы хоть раз сталкивались в свой тренерской практике с тем, чтобы футболистки начинали подготовку после трехмесячной паузы?
– Нет, не сталкивалась. Больше, чем на месяц, не отпускали игроков: позже уходили в отпуск, раньше собирали. Понятно, что мы не бросили девчонок в эти три месяца, но срок все равно большой. А чтобы футболистки три месяца не видели поля, это, конечно, впервые. Даже в отпуске девчонки бегают, плавают, катаются на коньках. Дома точно не сидят. Но это – форс мажор, и мы должны принимать ситуацию такой, какая она есть.
– Если говорить о длительной паузе в футбольной карьере, то у вас она как раз была, когда вы уходили в декрет. Тяжело было возвращаться?
– Уходила из спорта больше чем на полгода, возобновлять карьеру было непросто. Конечно, организм быстро вспоминает то, что было наработано годами, есть какая-то база. Скорее, страдает выносливость, а вот техника, чувство мяча возвращается быстро. Поэтому я думаю, что зрелые игроки старше 25 лет особенно не почувствуют последствий простоя, быстро втянутся. А вот ветеранам за 30 лет и совсем молодым футболисткам придется сложнее. Ветеранам в силу возраста будет сложно быстро набрать форму, а юным игрокам, которые до карантина только-только начали пробовать себя в основном составе, придется все вспоминать заново.
– Чем вы занимаетесь на карантине в свободное время?
– много времени провожу с ребенком, это большой плюс. На карантине приобрели котенка, так что приятные хлопоты увеличились вдвойне. Много читаю, изучаю английский язык, смотрю образовательные конференции. Но честно скажу: если первые два месяца занималась самообразованием с большим воодушевлением, то сейчас такого азарта уже нет. Сложно, когда общаешься с людьми только через видеосвязь, не хватает личного контакта.
– Какие вещи сделаете, когда карантин закончится?
– Прежде всего, пойду с дочкой на прогулку по городу: очень не хватает свободы перемещений. Обязательно встречусь с друзьями, знакомыми, чтобы пообщаться вживую. С удовольствием пройдусь по магазинам. Ну и конечно с огромной радостью проведу полноценную тренировку на футбольном поле. Знаете, пандемия показала нам, как может людям не хватать совершенно обычных, обыденных вещей. Думаю, когда всё закончится, мы будем гораздо больше ценить наши возможности.