«Энергичную игру надо превратить в стандарт»
Гус Хиддинк, под руководством которого команда завоевала бронзу чемпионата Европы 2008 года, в интервью газете «Спорт-Экспресс» проанализировал выступление российских футболистов на домашнем Кубке конфедераций, а также организацию и спортивные итоги турнира.
О работе Станислава Черчесова
– Вижу, что он находится в процессе строительства конкурентоспособной команды для участия в таком турнире, как чемпионат мира. Это самое важное. На собственном опыте, со сборной Кореи в 2001 году, проходил через Кубок конфедераций. И точно знаю, что это определённая точка, на которой можно достаточно здраво и объективно оценить, где вы находитесь по сравнению с другими командами. Как и у меня 16 лет назад, у Черчесова сейчас в распоряжении остаётся год, чтобы, отталкиваясь от выводов, сделанных на этом турнире, поработать над вещами, которые нуждаются в улучшении. Каждая из трёх проведенных россиянами игр – это ценный урок.
О сравнении со сборной на Евро-2016
– Эта команда – более энергичная. Да, эта энергия проявляется не все 90 минут, но это и невозможно. Мне понравилось, что в двух матчах, когда ваша команда начинала уступать в счёте и требовалось прибавить, – она делала это. То есть мы видели правильную реакцию команды на неблагоприятный ход событий! А это важно. Правда, ни с Португалией, ни с Мексикой сравнять счет России не удалось, однако и с португальцами второй тайм был не похож на первый, и с мексиканцами команду не сильно смутило даже удаление. Даже вдесятером России удалось создать голевой момент, когда Смольников пробил выше ворот. Другое дело, что энергичную и уверенную игру надо постепенно превратить в стандарт для команды. Пока она у неё просматривается лишь периодами.
О сравнении со сборной на Евро-2008
– Не хотел бы это делать, тем более что я не могу в этом вопросе быть объективным. Ностальгия у меня, конечно, есть, я очень люблю ту прекрасную команду и её игроков. Вообще заниматься сравнением футболистов разных времён – несправедливо. Важно, что в тот момент и без того качественные игроки были ещё и очень хорошо готовы функционально, и я гордился командой. Но то, как играла нынешняя сборная России, дало надежду, что через год при тщательной подготовке она может сыграть практически так же.
О потенциале сборной
– Главное – чтобы она сконцентрировалась вокруг тех позитивных моментов, которые мы видели на Кубке конфедераций. И, в частности, вокруг характера, проявленного после удаления в матче с Мексикой. Вокруг первого тайма в той же игре, некоторых фрагментов встречи с Португалией. Хорошо, что перед мировым первенством будет три-четыре недели для целенаправленной подготовки, какая очень помогла нам в 2008 году. Игроки смотрели на меня с мольбой: «Когда это всё уже закончится?!» Но в итоге вышли на турнир отлично подготовленными. Надеюсь, то же произойдет десять лет спустя, и Россия сможет сыграть интенсивно. Интенсивность – главное слово для сегодняшнего футбола.
О Юрии Жиркове
– На Кубке конфедераций он играл очень хорошо. Мы с Юрием прекрасно знаем друг друга. Любой сборной нужны молодые парни 22–23 лет, которые стучатся в двери. Играть могут опытные, но эти должны их подпирать, создавая для них честную, но жёсткую конкуренцию на позиции. Это повысит уровень всей команды.
Об удалении Жиркова в матче с Мексикой
– Всегда хочу защищать его. Мне не кажется, что это был слишком уж сильный удар локтем. С другой стороны, на вторую жёлтую карточку он, пожалуй, тянул, и, по-моему, Жирков признал справедливость этого решения. Ему не стоило этого делать, поскольку он знал, что у него уже есть предупреждение. Но не могу быть нейтральным, когда говорю о Юрии, потому что очень люблю его! Он очень, очень одарён.
Об ошибке Игоря Акинфеева
– Мексиканцы, находясь под прессингом, просто выбили мяч в сторону российских ворот. Выражаясь языком хоккея, можно сказать, что они просто «выбросили шайбу из зоны». Тот выброс нельзя было назвать хорошим конструктивным пасом. Просто так получилось! А в том, что произошло потом, убеждён, надо усматривать не только российскую ошибку. Парень, который забил мяч, Лосано, повёл себя очень храбро, пойдя до конца! Игорь вышел за пределы штрафной и неверно оценил ситуацию. Он попытался достать высоко летевший мяч ногой, но, повторяю, невысокий мексиканец оказался смелым, не убрав голову. Но вот вам ещё один нюанс, о котором я тогда подумал. Будь поле более влажным, мяч отскочил бы от газона под более острым углом, то есть ближе к Акинфееву. Тут же отскок оказался более вертикальным и Игорь к нему не успел. И это ещё раз показывает, насколько важны в футболе самые крохотные нюансы.
О праве Акинфеева на ошибку
– Помню, что и при мне, и в течение длительного времени после он проделывал на своём месте очень хорошую работу. Каждый футболист имеет право на ошибку, но, если её делает вратарь, она становится фатальной. Из того, что я вижу, Игорь, капитан сборной, чувствует очень большую меру ответственности за команду. Повторяю: у него тоже есть право на оплошность. Не забывайте, что ваш великий вратарь Лев Яшин доиграл в сборной до 40 лет, а закончил карьеру ещё позже! И это означает, что вратари могут играть очень долго. Никакому футболисту, даже самому замечательному, невозможно не ошибаться и держать свой высший уровень в абсолютно каждом матче. А уж сейчас, когда число матчей, особенно в ведущих лигах мира, доходит до 55–60 за сезон, тем более.
Об Александре Головине
– Он мне понравился. По игре парня видно, что он в курсе того, на что способен, и на это приятно смотреть. А когда он привыкнет к большей интенсивности, то станет ещё более продуктивным.
О Фёдоре Смолове
– На него было интересно смотреть. Потому что все на Смолова рассчитывали, а значит, на него оказывалось серьёзное давление. На мой взгляд, оно его не придавило. Он был активен. Но в больших матчах сказалась как раз та интенсивность и жёсткость действий защитников, с которыми он столкнулся и которых не хватает в чемпионате России. В то же время у него было несколько очень хороших сольных проходов, проникновений в чужую штрафную, ударов и передач. Он прекрасно пробил в штангу в матче с Мексикой. Он быстр и способен к ускорениям с мячом, у него отличный удар, он способен «убивать». Очень важно, чтобы полузащита доставляла ему мяч в правильных зонах и в правильные моменты. На мой взгляд, Фёдор не должен в поисках мяча слишком много смещаться на фланги и очень уж глубоко к центру поля. Ему нужно находиться и открываться в районе штрафной. Очень хорошо, что Смолов получил такой бесценный опыт, как игра против Пепе и других крутых парней.
О системе видеоповторов
– На мой взгляд, эта система сработала в пользу справедливости судейских решений. В то же время она требует некоторых улучшений. Некоторые решения, принятые или нет, даже после консультирования с видеопомощниками вызвали сомнения. Особенно это касается инцидента с дракой во время матча Новой Зеландии с Мексикой. Это была не просто стычка в стиле «бум-бум-бум», во время которой невозможно ничего увидеть. Там всё зашкалило за определённую границу. Потом многие обвиняли судью в том, что он не дал никаких красных карточек. Но, на мой взгляд, в такой суете трудно или невозможно возлагать всю вину на арбитра. Потому что, когда начинается массовая драка, отследить инициаторов с поля крайне сложно. Ты находишься для этого слишком близко. Тогда как раз очень нужна помощь видеоассистентов. Их оценка эпизода должна быть более активной. Как и в случае отдельных грубых атак игрока, когда рядом и близко нет мяча. Считаю, что и время принятия решений с помощью ВАР должно быть сокращено. Впрочем, это не более чем замечание «на полях». Ещё раз подчеркну, что в целом решение задействовать видеоассистентов считаю правильным. Достаточно судейских ошибок было нейтрализовано именно благодаря ВАР. Некоторые ретрограды говорят: «Нет, это прекрасно, когда у арбитров есть право на ошибку. Они же люди!» Да, безусловно, такое право у них есть. Но когда это регулярно попирает справедливость, система должна меняться. Порой слышу: «В том и заключается шарм игры, что судья может сделать ошибку». Это ерунда! И надеюсь, что после введения новой системы такие точки зрения мы постепенно оставим за спиной. Они – прошлое.
О неназначенных пенальти в пользу сборной России
– Помню, что Смолова с Мексикой слегка подтолкнули! Там, на мой взгляд, проблема состояла в том, что Смоли немножко подпрыгнул. Когда тебя толкают в спину, ты падаешь вниз, а не взлетаешь вверх. Да, до него дотронулись. Но показалось, что падение было, скажем так, чуть более красочным, чем нарушение. Допускаю, что судей смутило именно это. Момент не был однозначным ни в одну, ни в другую сторону, я бы назвал его спорным. Думаю, что в таких ситуациях мы должны уважать решения судей. В эпизоде с Жирковым немного задели его правую ногу. Некоторые судьи в таких случаях считают, что игрок специально ставит ногу, чтобы она была задета. Подставляется под удар. Но этот эпизод тоже был близок к назначению пенальти. Опять же, это не был однозначный пенальти, но определённые основания для 11-метрового имелись.
Об организации Кубка конфедераций
– Вообще никаких проблем! Люди очень доброжелательны и позитивны. И, что очень важно, каждый делает свою работу на высоком уровне. Те же службы безопасности всё отлично контролируют и выполняют собственные обязанности от и до, но при этом ведут себя в высшей степени культурно. И это важно, потому что, с одной стороны, главное – обеспечивать безопасность, но с другой – не стоит это делать в некорректной форме. Но на КК-2017 такого и близко нет. Может, я не могу обо всём до конца судить, поскольку весь турнир провёл в Санкт-Петербурге. Факт, что на Кубке конфедераций были прекрасные стадионы. Важно, что я не слышал вообще ни от кого ни одного дурного слова насчёт того, чтобы на Кубке конфедераций случались какие-то негативные проявления вроде расизма, насилия и чего-то подобного. Ни на уровне официальной информации, ни на уровне устных рассказов и перешёптываний. Ничего! Не буду этим восхищаться. А буду утверждать, что это нормально. Так, как должно быть.
О победе сборной Германии
– То, что произошло с этой сборной Германии, – доказательство правоты системы подготовки молодых футболистов в этой стране. Давайте вернёмся на полтора десятилетия назад. Германия и Голландия всегда находятся в состоянии определённой конкуренции. В то время у нас было преимущество по качеству игроков благодаря очень хорошей системе детско-юношеского футбольного образования. С 6 до 19 лет лучше не обучали игре, наверное, нигде. В Голландии гораздо больше фокусировались на технической подготовке, нежели на атлетической. Немцы, на контрасте, всегда были физически сильнее, но техника, координация в долгосрочной перспективе брали верх. Потом произошли изменения. Голландия немного сдвинулась в сторону функциональной подготовки, Германия – технической. И сильно. С помощью федерации немцы запустили новую общенациональную государственную программу детского футбола, и это стало целой философией, стратегией. Разделили всю страну на 8 или 9 региональных центров, в которые федерация набрала очень хороших детских тренеров. Каждый регион проводил мощнейший скаутинг, находя всех способных мальчишек. С ними началась планомерная работа на еженедельной основе по единой программе, и сейчас это даёт свои плоды. То, что творила на Кубке конфедераций эта вторая немецкая сборная, – в полной мере результат этой стратегии. Это урок для многих стран. В том числе и для России и её футбольного союза.
Фото: ТАСС